Звуковая карта Labway Xwave-6000 Pro.
Время шло, старшая сестрица семейства
YMF7x4 потихоньку меркла перед молодыми
красавицами на чипах YMF740 (DS-1L), YMF744 (DS-1S), YMF754
(DS-1E), и мой роман с восточными леди недавно
получил неожиданное продолжение, когда в
январе я побывал в Японии.
Копаясь в россыпях звуковых карточек в
тамошних компьютерных магазинчиках, я
обнаружил целые полки, уставленные
всевозможными карточками на чипах Yamaha,
включая множество моделей от разных
производителей на самом новом из этих
чипов - YMF754. Признаться, поначалу глаза
разбежались, но на следующий день я
усилием воли собрал их (то есть глаза) в
кучку и приобрел за 35 долларов (совсем не
дорого по японским меркам, где кулер Golden Orb
стоит около 30) старшую двухэтажную модель
Xwave-6000 Pro (прямо как X-files) от известного
тайваньского производителя Labway
Corporation. Эта фирма не очень широко
известна в России, однако имеет хорошую
репутацию за рубежом. Достаточно сказать,
что Yamaha, отказавшись некоторое время назад
от самостоятельного производства
непрофессиональных звуковых карт,
рекомендует всего полдесятка
производителей карт на чипах YMF7x4, среди
которых и Labway .
Карта имеет стильный дизайн - на фоне
черной защитной маски (напоминающей Creative SB
Live!) выделяются крупные, золотом, буквы 'Xwave';
контактные площадки под радиодетали и
часть внешних разъемов тоже позолочены,
детали размещены на плате грамотно, важные
аудиосигналы разведены толстыми
проводниками и даже подписи к деталям
выполнены аккуратно.
Сердцем
Xwave-6000 Pro служит чип YMF754-R (см. фото). Рядом с
ним на первом (основном) этаже этого 'аудионебоскреба'
расположен 18-разрядный четырехканальный
аудиокодек STAC9708T от SigmaTel (такие же, к
сведению, применяются в более дорогих
картах Creative SoundBlaster Live! Platinum 5.1, Aureal Vortex2 MX300 и
некоторых других). Кодек напрямую (без
предусилителей) соединен с входными (линейный
и микрофонный) и выходными (стерео фронт и
тыл) аудиоразъемами, то есть карта (первым
этажом) легко поддерживает
пространственный звук на
четырехканальных акустических системах.
Здесь же находятся все стандартные
внутренние разъемы (CD-in, Video-in, Aux-in, TAD) и
внешний Game-порт. Отмечу характерный для
карт на YMF7x4 пятиконтактный разъем PC/PCI для
корректной работы под DOS. Аналогичный есть,
например, в ряде материнских плат на i440BX,
хотя, как показывает практика, и без этого
соединения карточки на YMF7x4 работают под DOS
нормально в подавляющем большинстве
случаев. Есть также запрятанный вглубь
четырехконтактный разъем цифрового входа
и выхода (S/PDIF in/out): ко входу можно
подключить, например, подходящий CD-ROM-привод,
хотя звук с привода можно считывать по
цифре и через шину PCI соответствующими
плагинами.
Первый (основной) этаж звуковой карты.
Второй этаж, соединяемый с первым 16-контактным
'лифтом', чуть меньше, чем основной. И
именно он придает карте ее неповторимый
шарм, как визуальный, так и функциональный.
Помимо внешнего цифрового выхода S/PDIF (ставшего
уже стандартом для таких карт) на торцевой
панели размещены два миниатюрных 6-контактных
DIN-разъема MIDI In и MIDI Out, причем выход
буферизован КМОП-вентилями, а вход имеет
оптронную развязку. Уже одно это
оправдывает цену карточки, поскольку
отдельный грамотный переходник с Game-порта
на два стандартных MIDI-разъема стоит те же 20
долларов. Тем не менее, это не главная
достопримечательность второго этажа.
Здесь расположен чип QS7785PF от Sephonix,
реализующий аналоговое аппаратное
кодирование обычного стереосигнала в
модный нынче благодаря распространению DVD
и формата Dolby Digital (AC-3) объемный звук
формата '5+1'. Для вывода этого формата
наружу на втором этаже предусмотрены три
3,5-миллиметровых разъема - фронтальный (stereo),
окружающий (stereo) и центральный/сабвуфер.
Все эти выходы буферизованы двухваттными
усилителями TEA2025, так что акустическая
система может быть без боязни удалена от
компьютера на большое расстояние.
Подчеркну:
данное решение 5+1 не есть обычное
декодирование звука с треков формата AC-3 (хотя
кодек STAC9708T от SigmaTel и позволяет в принципе
выводить звук 5.1 используя программные
декодеры, чипы YMF7x4 шестиканальный звук
пока не поддерживают). Здесь мы имеем
специальное аппаратное преобразование (кодирование)
обычного стереосигнала в 5+1 с применением
оригинальной технологии Qsurround. Подобные
технологии создания объемного и
панорамного звука, развиваемые, в
частности, компанией Qsound ,
сейчас активно завоевывают рынок
аудиопродукции и встраиваются во
всевозможные музыкальные центры,
автомобильные и телевизионные комплексы и
т. п. Партнерами в этом деле являются такие
бренды, как Mitsubishi, Sharp, AIWA, Mitsumi, Zoran, Crystal, и др.
Хорошо ли это с точки зрения
пользователя? С одной стороны -
возможность легко получить звук 5+1 (подобный
Dolby Digital) с любого стереоисточника, включая
MP3, аудио CD, Video CD, фильмы формата MPEG 4,
компьютерные игры, MIDI и даже обычную
подзвучку Windows. Причем без дополнительной
загрузки центрального процессора (это
важно, например, в играх). С другой -
условность (суррогатность) создания
эффекта 5+1 surround sound (поскольку в формате Dolby
Digital на шести каналах записывается куда
больше пространственной информации о
звуке, чем в обычном стерео или Dolby Surround).
Xwave-6000 способна воспроизводить звуковые
дорожки DVD путем даунмиксинга на четыре
канала (фронт и тыл) в обычных программных
DVD-плейерах и, теоретически, могла бы
поддерживать 'почти настоящий' аналоговый
вывод 5.1 (например, Front и Surround могли бы
выводиться через линейные выходы на
основном этаже, а Center и Subwoofer - кодироваться
чипом из стереосигнала через второй этаж),
но можно ли это реализовать в драйверах,
пока неясно. К сожалению, мне не удалось
сравнить на слух работу аппаратного
кодера QS7785PF с оригинальным AC-3-сигналом,
используя один и тот же звуковой трек,
поэтому я не могу вам сказать, насколько
впечатляет 'достоверность' его работы.
Теперь поговорим о других, не менее
приятных особенностях 'Секретной волны 6000
Pro' и карточек на чипе YMF754 в целом. Сейчас
раболепные почитатели 'Платинового
Живчика! от Созидательного' начнут
отчаянно пинать меня ногами и ругать
матерно, но я позволю себе поставить
вопрос ребром: способны ли дешевые
двадцатидолларовые звуковые карточки на
YMF754 (например, наша Xwave-6000) составить
реальную конкуренцию более дорогим и 'элитным'
решениям типа того же Creative SB Live! или Turtle Beach
Santa Cruz в их же функциональной нише? И
сам отвечу на него: 'Да!'
Первый шок уже прошел? Отдышались? Тогда
спокойно и не нервничая попусту, пройдемся
по пунктам.
Первое - это качество выводимого (и
вводимого) аудиосигнала. Минуло то время,
когда это качество определялось основным
чипом звуковой карты. С появлением
интеловского стандарта AC'97 всю аналоговую
работу взяли на себя AC'97-кодеки (типа того
же STAC9708T от SigmaTel и других). А чип карты
практически перестал отвечать за качество
оцифровки аналогового сигнала, вывода
цифры в аналог и аналогового микширования.
Удел базового 'камня' - работа с PCI, цифровые
преобразования, MIDI, FM- и XG-синтез, объемный
звук (хотя и в кодек SigmaTel встроена
простейшая функция объёмного звучания
SigmaTel Surround 3D Stereo Enhancement, часто используемая
в драйверах карт), S/PDIF и прочее, включая
связь с кодеком по цифровой шине AC-link на
стандартизованной частоте 48 кГц.
Касательно 'аналога' его задача предельно
упростилась - не испортить (цифрой)
качество аудиосигнала, обеспечиваемое
кодеками.
Labway Xwave-6000 Pro. Вид сзади.
Если так, то большинство карт на YMF754
имеет тот же кодек STAC9708T, что и Creative SB Live!
Поэтому они должны иметь примерно
одинаковое качество звука 'по аналогу',
соответствующее заявленным параметрам
кодека (если, конечно, кодек не 'обвязан' на
плате спустя рукава): гармонические
искажения не более 0,02 %, шумы ЦАП около -95 дБ,
АЦП -87 дБ, взаимопроникновение входных
каналов не хуже -70 дБ. И реальные измерения
'сквозного тракта' (короткий кабель
соединяет линейный вход и выход) карточки
Xwave-6000 Pro при помощи программы SpectraLab это
подтверждают. АЧХ 'сквозного тракта'
практически линейна от 20 Гц до 20 кГц, гармонические искажения
сигнала в диапазоне 100-10000 Гц не превышают
0,01% (обычно даже меньше), что примерно
столько же, сколько у Live! и Santa Cruz (считается,
что человеческое ухо неспособно различить
гармонические искажения меньше 0,01%, да и
акустические системы с уровнем гармоник
много ниже 0,1% - большая редкость).
Невзвешенный шум карточки не превышает -85
дБ. Таким образом, линейный тракт звука у
нашей героини вполне конкурентоспособен,
а карточка пригодна как для качественной
оцифровки звука, так и для его
высококачественного вывода и перекрывает
потребности аппаратуры класса Hi-Fi.
Субъективно при прослушивании линейного
выхода карты через наушники Sony MDR-CD1000 (использовался
внешний усилитель) никаких нареканий
также не возникло.
Более того, я специально 'нагрузил' карту
тремя тонами (2, 9 и 10 кГц) большой амплитуды
(около -10 дБ каждый), чтобы посмотреть, как
Xwave-6000 справится с интермодуляционными
искажениями (между высокочастотными
тонами 9 и 10 кГц) в присутствии основного
тона. Результат говорит сам за себя:
основная интермодуляционная гармоника (1
кГц) не превысила -86 дБ (относительно
суммарного уровня сигнала), а общие
гармонические искажения остались
практически на прежнем уровне! На выходе усилителей TEA2025 (фронтальный
канал второго этажа) искажений было больше
- примерно -70 дБ (~0,03 %), причем
интермодуляция существенна. Но на фоне 'сурного
саунда' (тем более на нехитрой акустике 5+1)
эти искажения особо заметны все равно не
будут.
В чип YMF754 встроен преобразователь
частоты дискретизации (Sampling Rate Converter, SRC) с
пересчетом сигнала на 'родной' для кодека и
шины AC-link тактовой частоте 48 кГц в сигналы
с типичным набором частот от 11 до 44,1 кГц и
точностью до 16 бит. Благодаря SRC звуковые
потоки микшируются в цифре без загрузки
центрального процессора. Аппаратно
поддерживаются до 73 одновременных потоков
DirectSound (реально пока меньше). Выше все
данные были получены для частоты
дискретизации (входа и выхода) 48 кГц. Если
же перейти на 44,1 кГц, то можно наблюдать
существенное ухудшение картины. При наличии в сигнале очень
интенсивных высокочастотных гармоник (в
реальной музыке такая ситуация крайне
редка) возникает множество интенсивных
побочных частотных компонент,
обусловленных передискретизацией сигнала
из 48 в 44 кГц. Ранее похожие артефакты были
присущи и Живчикам, но в новых ревизиях
этих карт проблемы практически устранены
использованием более грамотного SRC.
Остается надеяться, что и для YMF7x4 эта
проблема со временем исчезнет. Сейчас же
предпочтительнее использовать частоту 48
кГц, особенно при оцифровке аналоговых
записей, записи MIDI в wav и др., и затем уже
качественными программными конверторами
переводить их в 44,1 кГц.
Перейдем к MIDI (подробнее см., например, xg.midi.ru
и www.yamaha-xg.com). У YMF7x4
имеется встроенный таблично-волновой
аппаратный синтезатор с поддержкой 64-голосной
полифонии и форматов GS, GM, TG300B и, главное, XG
MIDI. Реальную конкуренцию последнему -
встроенному синтезатору Yamaha DS-XG (64
аппаратных + 512 программных голосов) - могут
составить только загружаемые банки Creative SB
Live! (остальные непрофессиональные
карточки просто отдыхают). Однако родной
креативовский банк инструментов уступает
по качеству выверенному и
оптимизированному годами на
профессиональной аппаратуре встроенному
банку 'Ямахи' (где 676 инструментов и 21 набор
ударных умещаются в 8 мегабайтах,
сжимаемых до 2,4 Мбайт при хранении). Только
некоторые сторонние (и весьма объемные)
банки для EMU10K превосходят по качеству Yamaha
XG (но они относятся уже скорее к
профессиональной сфере и поэтому
фактически не участвуют в нашем сравнении).
Пока синтезатор DS-XG оперирует одним
несменяемым банком, но в чипах YMF7x4
встроена возможность замены банков (DLS-1,
правда, до сих пор она не реализована в
драйверах).
Кроме того, чипы YMF7x4 поддерживают
систему Sondius-XG (www.sondius-xg.com)
для синтеза одноголосного инструмента
путем физического моделирования
происходящих в нем процессов. При имитации
ряда инструментов этим способом удается
добиться очень приятных на слух
результатов. Чипом YMF754 через драйверы
поддерживается также реализация 11
эффектов ревербераций, 11 хорусов и 43 'вариации'
(различные амплитудно-фазовые
стереоэффекты), которые имеют вполне
профессиональное звучание и их можно
легко менять по ходу композиции (рекомендую
при этом использовать только аппаратный
синтезатор, поскольку распространенный
программный синтезатор Yamaha SoftSynthesizer S-YXG50
явно хуже и сильно шумит на эффектах).
Возможности ямаховского XG MIDI очень
широко и давно используются в мире. Есть
много сайтов, где распространяется самая
разнообразная музыка в формате XG MIDI - от
признанной классики (в комплекте с
карточками на YMF7x4 идет диск, содержащий midi-файлы
ста известных классических произведений,
и часть из них звучит даже лучше среднего
уровня электронных обработок классики) до
популярных хитов и караоке. Размер
композиции в формате MIDI в среднем в сто раз
меньше, чем MP3-файла сравнимого качества,
что упрощает их обмен и накопление. Много
серьезных композиторов (например, один из
отцов электронной музыки Клаус Шульц)
работают и распространяют свои
произведения в этом формате. Благодаря
универсальности банка инструментов
композиции на всех компьютерах с XG MIDI
звучат почти одинаково (с небольшими
вариациями), чего не скажешь о 'Лайве', где
каждая композиция, как правило, привязана
к конкретному компьютеру. Я уже не говорю
об играх, где возможности MIDI заметно
превосходят и вытесняют устаревший FM-синтез.
Благодаря XG MIDI вы получаете простую,
удобную и дешевую (!) возможность
музицировать самостоятельно в очень
широких пределах (фактически, от новичка
до непритязательного профессионала):
Таким образом, по удобствам MIDI карточки на
YMF754 реально превосходят Live! и, тем более,
остальных 'непрофи'.
Теперь коротко - о модном сейчас
пространственном звуке. Разумеется, YMF7x4
здесь не в пионерах. Соперничать с
почившей в бозе Aureal и Vortex2 с A3D 2.0/3.0 или с
реализацией технологии объемного звука
Creative EAX 2.0 на чипе EMU10K простеньким
аудиоконтроллерам YMF754 сложновато. И если
вы заядлый геймер, то однозначно
предпочтете 'Лайв' или 'Вортекс'. Тем не
менее, чипы YMF7x4 имеют аппаратную поддержку
DirectSound3D и прогрессивных технологий
компании Sensaura в драйверах: MultiDrive (объёмный
звук на четырех колонках), MacroFX (объемный
звук на стереонаушниках) и EnvironmentFX (эффект
реверберации, полностью поддерживающий EAX
1.0 и 2.0). Кроме того, через драйверы
поддерживается мало актуальная нынче A3D 1.0.
Технологии объемного звука от Sensaura
основаны на модели усредненного цифрового
уха слушателя. При хорошем совпадении
модели с ухом конкретного слушателя
объемный эффект получается ярким, но при
рассогласовании (уши-то у всех разные) -
оставляет желать лучшего. В модели
предусмотрены возможности 'подстройки'
под ухо пользователя, но до реализации
этой функции в драйверах дело пока не
дошло. Так что ожидаемый объемный эффект
будет в большой степени зависеть от ваших
ушей. При воспроизведении объемного звука
на четырех колонках (по MultiDrive) крайне
важным для получения хорошего эффекта
становится и точная расстановка акустики
вокруг пользователя. Расчет алгоритмов
модели уха от Senasaura может производиться
целиком центральным процессором системы (как
это и происходит для чипов YMF7x4). При этом,
как показывает практика, проигрыш по
сравнению с аппаратной реализацией таких
расчетов в чипе звуковой карты для
нынешних процессоров ничтожен. Таким
образом, в области объемного звука YMF754
может на равных соперничать с любыми (непрофессиональными)
картами (включая Santa Cruz), за исключением MX300
(Vortex2) и Live!, хотя с последней при
определенных условиях состязание (благодаря
реализации EAX 2.0 через Sensaura) возможно. Так,
на Xwave-6000 в нескольких играх при включенном
EAX мне удавалось добиться впечатляющего
объемного звучания.
И напоследок еще несколько замечаний.
Практически беспроблемна работа YMF7x4 в DOS и
играх под DOS (чем не могут похвастаться
даже многие дорогие карточки) благодаря
встроенному в чип блоку Legacy Audio и полной
эмуляции Sound Blaster и SB Pro на шине PCI
поддержкой PC/PCI и D-DMA. Цифровой вход может
работать с 24-битными сигналами с частотами
32, 44 или 48 кГц, преобразуя их в 48 кГц,
поскольку сам чип и цифровой микшер
работают именно на 48. Кстати, в чипе YMF754
улучшена работа цифрового входа по
сравнению с предшественниками. Цифровой
выход может выдавать сигналы в формате AC-3
(Dolby Digital) на внешний декодер, данные
цифрового микширования с шины AC-link (оба - на
частоте 48 кГц), или транслировать сигнал с
цифрового входа без преобразования
частоты дискретизации. К карте Xwave-6000 можно
приобрести (я этого делать уже не стал, 'испугавшись'
третьего этажа) специальную плату
расширения с отдельными цифровыми
электрическими (RCA) и оптическими (TosLink)
входом и выходом (по стандарту IEC958).
Вот, пожалуй, и все секреты этой волны.
Такми образом, продвинутые карточки на
чипе YMF754 имеют почти полный
функциональный комплект того же 'Платинума'
(за исключением выхода на наушники спереди
с ручкой громкости) или других подобных
карт при цене в несколько раз ниже и
практически не уступающих им
электрических и функциональных
характеристиках. Не согласны? Давайте
поспорим.