On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru


Аптечка автомобильная www.wildberries.ru/catalog/46250086/detail.aspx. ; https://47domspb.ru поднятие дома цены на подъем деревянного дома.





 

ЗаDolbyм участок?

Андрей Забелин

Компьютерная акустическая система Altec Lansing ADA880 - одна из самых совершенных моделей систем класса "домашний кинотеатр" производства фирмы Altec Lansing..

Что в коробке

     После того, как система была вырвана из лап пенопласта и различных предохранительных пакетиков, настала пора внимательного изучения документации. Выполненная на девяти языках (русского нет), инструкция подробно рассказывает о свойствах системы, различных требованиях, представляемых аппаратурой, а также содержит таблицу возможных неполадок и методов борьбы с ними. Однако при подключении наиболее полезной оказалась вкладка с обозначением разводки разъемов.
     Управление и индикация сосредоточены на правом основном сателлите, поэтому при неправильном подключении фронтальных сателлитов система работать не будет. Правда, на разъемах специально предусмотрена защита от таких случаев, но при определенном упрямстве и излишней мускулистости конечностей можно обойти и ее. Кроме всевозможных кнопочек и регуляторов, на правом сателлите находится горизонтальный индикатор, который количеством зеленых кубиков показывает уровень текущей настройки. А над всеми кнопкками расположены индикаторы, показывающие режим настроек. В целом управление системой выполнено довольно удобно, если не считать тугой и немного мелковатый регулятор уровней.
     В обычном стереорежиме настройке поддаются: громкость, уровень басов и тембра. Кроме этого, на передней панели есть кнопка с эмблемой Dolby, отвечающая за переключение между режимами Stereo и Dolby ProLogic/Digital. В режимах Dolby настройке поддаются также уровень "объемности" звучания. Эти настройки отдельно вынесены на пульт д/у, а на правом сателлите доступ к ним осуществляется путем удержания кнопок баса или тембра на 3 секунды. Мигающие над кнопками индикаторы означают включенный режим объемного звучания Dolby ProLogic. В этом режиме индикатор над кнопкой Dolby загорается янтарным, а при поступлении сигнала Dolby Digital на цифровой вход - зеленым светом. В режиме Dolby Digital сигнал, поступающий на аналоговый вход, автоматически делается тише.
     Увидев четыре колонки и сабвуфер в комплекте системы, вы наверняка подумаете: "Вот теперь моя четырехканальная звуковая карта развернется..." Это не так. Система не приспособлена для воспроизведения четырехканального звука компьютерных игр. Есть только один аналоговый вход для обычного стерео, а цифровой вход обеспечивает поддержку Dolby Digital.

Конструктив

     Чувствуя ваш живой интерес к повествованию, рассказываю о конструкции акустической системы. Динамик сабвуфера обращен вниз, а при небольшом желании система из пятикомпонентной превращается в трехкомпонентную: тыловые сателлиты под углом 45 градусов пристраиваются сверху во фронтальные и образуют башенки. Подставки с проводами для тыловых сателлитов при этом можно вообще убрать, а сигнал для них передается по кабелям основных сателлитов. Компоненты полностью экранированы, что обеспечивает полное отсутствие наводок со стороны системы.

Качество

     Что касается качества звучания системы, то этот аспект настолько субъективен, что нет смысла обращать внимание на точку зрения другого человека или группы людей - нужно слушать самому. Например, профессиональный акустик может определить на слух динамический диапазон, не говоря уже об определении цифрового или аналогового типа источника, а обычный игрун - максимум, наличие мощных басов. Так вот, все нижеизложенное является сугубо субъективным взглядом на предмет.
     При прослушивании компакт-дисков неизменно появляются искажения, никак не связанные с качеством самой акустической системы. Как правило, они берут свое начало от ЦАП CD-ROM (если используется аналоговый выход, а если цифровой - то ЦАП звуковой карты), далее, проходя через звуковую карту и собирая попутно все возможные наводки от внутренностей компьютера (при использовании аналогового выхода с CD-ROM), а самые последние искажения накладываюся по пути следования сигнала к акустической системе, то есть на соединительном кабеле. Скажу сразу, что при использовании нормально экранированного кабеля критичными остаются первые два пункта, а при использовании хорошей звуковой карты и цифрового выхода с CD-ROM потери можно свести к минимуму. Конечно, качество соединительного кабеля тоже играет свою роль, и лучше всего, если вы его купите отдельно, долларов за десять, хотя бы.
     Записи на компакт-дисках прослушивались, передавая данные напрямую на цифровой вход звуковой платы. Сразу возникла необходимость на ритмичных композициях уменьшить низкочастотную составляющую, а вот джаз звучал великолепно даже с чуть завышенными басами. Средние частоты немного "проседали", но если вы слушаете современную музыку, это даже полезно. С верхними частотами на слух все было в порядке.


Технические характеристики Altec Lansing ADA880:

Динамики (фронт) 2х3", полный диапазон
  2x1", высокие частоты
Динамики (тыл) 2х3", полный диапазон
Динамики (сабвуфер) 1х8", низкие частоты
Частотный диапазон 20 Гц - 20 кГц
Мощность (RMS) 10 Вт на канал сателлиты
  40 Вт сабвуфер
Отношение сигнал/шум 70 дБ
Объемный звук Dolby ProLogic, Dolby Digital
Цифровой вход S/PDIF (Sony/Philips Digital Interconnect Format)

Декодер

     Встроеный декодер Dolby Digital проверялся при просмотре DVD-дисков "Лжец, лжец" и "Схватка". Радостно загоревшись зеленым светом, индикатор на программном проигрывателе PowerDVD (версия 2.55) сообщил о переходе системы в режим Dolby Digital. Канал LFE в "Схватке" загружался до отказа. Сабвуфер "ухал" на полную мощность, заглушая оригинальные диалоги на английском, не говоря уже о синхронном русском переводе. Когда я понизил басы, все встало на свои места. Как и положено Dolby Digital, тыловые каналы создавали необходимый фон и способствовали более точному позиционированию звука. Центральный канал декодер, скорее всего, "раскидывал" на фронтальные сателлиты, но никаких на слух заметных артефактов замечено не было. Просматривая фильм "Лжец, Лжец", тянуться к пульту даже не пришлось - отличный звук, умеренные басы, хорошее позиционирование.
     Подводя итог, можно только похвалить Altec Lansing за новую добротную акустическую систему со встроенным декодером модного Dolby Digital. Из плюсов можно также отметить мощный сабвуфер, качественные сателлиты, и сбалансированное между "навороченным" и необходимым управление системой. К минусам следует отнести достаточно высокую цену и отсутствие поддержки системой четырехканального звука как в цифровом, так в аналоговом варианте. Смело рекомендую для приобретения любителям посмотреть фильмы на DVD-дисках, а также меломанам.
     Выражаем благодарность фирме Multimedia Club (www.mpcclub.ru, тел. 943-9290, 943-9293) за предоставленную акустическую систему Altec Lansing ADA880.

Справка

     Не всем известно, что кроме высококачественного видео на DVD-диске могут содержаться до восьми саундтреков, записанных в форматах от примитовного "моно" до шестиканального Dolby Digital. Старые записи обычно сопровождаются монофоническим звуком, а большое количество двухканальных саундтреков кодированы для четырехканального воспроизведения системами Dolby ProLogic. Что касается поддержки большого количества саундтреков, то тут существует ограничение: на DVD-диске разделяют два основных типа звуковых дорожек - mandatory (принудительный или обязательный) и optinal (вариативный). Форматы обоих типов не должны пересекаться, то есть основная дорожка может быть записана в Dolby Digital (или в любом другом формате, имеющим категорию mandatory), а дополнительные (чаще всего переводы на другие языки) кодированы в Dolby ProLogic (или форматы, соответствующие категории optional). Некоторые основные форматы (Dolby ProLogic и Dolby Digital, в том числе) могут использоваться, как дополнительные.
     Cистема Dolby ProLogic базируется на аналоговой передаче данных и использует четыре канала (левый, центральный, правый и задний), которые кодирует в двухканальную запись. Канал окружающего звука представляет собой канал с ограниченной полосой частот (от 100 до 7 000 Гц), который подается на два дополнительных динамика. Основным преимуществом этой системы является то, что "уложенная" в два канала запись в формате Dolby Surround может проигрываться на любой стереосистеме, не поддерживающей эту технологию.
     В формате Dolby Digital используются шесть независимых каналов, обозначается как "5.1", пять из которых передают полный спектр слышимых частот (от 3 до 20 000 Гц), а шестой называется LFE (Low Frequency Effects - канал низких частот и эффектов) и ограничен частотами 3 - 120 Гц. Часто этот канал называют каналом для сабвуфера, что не совсем точно, так как остальные пять каналов передают полный спектр частот и при желании могут быть дополнены собственными сабвуферами. По каналу LFE передается дополнительная информация о низких частотах для усиления эффекта от различных сцен вроде взрывов, выстрелов, катастроф и т. д. Все шесть каналов - полностью цифровые, так что от создания и до декодера они передаются без потерь качества, связанных с аналоговой передачей данных.
     Но потери качества все же существуют, так как в Dolby Digital применяется алгоритм компрессии AC-3 (third generation audio coding - аудио кодирование третьего поколения). Шумоподавление Dolby основывается на уменьшении уровня шума в отсутствии сигнала, позволяя полезному аудио-сигналу перекрывать шум. Так как такой алгоритм позволяет замаскировывать только шум, близкий по частотам к полезному сигналу, в Dolby Digital используется разбиение каждого канала на узкие полоски разного диапазона, ориентированные на частотную избирательность человеческого слуха. Этот алгоритм позволяет наиболее точно отфильтровать шум оцифровки так, чтобы он оказался наиболее близок по частоте к кодируемому сигналу.
     Для максимально эффективного использования полосы пропускания Dolby Digital использует алгоритмы Shared Bitpool и Perceptual Coding, основанные на психоакустической модели слуха человека, суть которого заключается в извлечении из аудиотракта избыточной информации, которую не способно воспринять среднестатистическое по чувстительности ухо. Результатом работы Shared Bitpool и Perceptual Coding является динамически распределенные разряды между множеством узких полосок частоты, в зависимости от спектра и динамической структуры кодируемого сигнала, а также дополнительное распределение разрядов между каналами с разной насыщенностью частотами.
     В результате Dolby Digital способен передавать качественный сигнал, используя поток данных, плотность которого даже меньше, чем у одного канала обычного компакт-диска. Ширина выходного потока данных может варьироваться от минимума в 32 кбит/с для одного монофонического канала и до максимума в 640 кбит/с при использовании всех "наворотов" кодека. Наиболее распространенными являются скорости 384 кбит/с для формата "5.1" и 192 кбит/с для двухканальной передачи звука.



Компьютеры - аудео