|
Алексей Афанасьев
С момента появления первых бытовых видеокамер их производители
неустанно боролись не только за качество изображения и количество функций, но и
за компактность моделей. Однако существенно уменьшить размеры удалось после
создания цифрового формата Digital Video (DV).
ВО ВРЕМЕНА, когда на рынке властвовали VHS и VHS-Compact (VHS-C),
каждый шаг в направлении миниатюризации считался настоящим достижением. Поначалу
уменьшали оптику, батарею, видоискатель... Главным препятствием была механика,
которая обеспечивала совместимость кассеты VHS-C с широко распространенными
VHS-магнитофонами. Даже с приходом форматов Video 8 и Н18, позволивших
значительно уменьшить размеры камер, механика оставалась основным тормозом
миниатюризации. Ситуацию изменил Digital Video. DV нанес всего два удара по
видеорынку, но каких! Во-первых, он обеспечил высочайшее качество изображения,
вплотную приближенное к телевизионному, чего не удавалось ни одному из его
аналоговых собратьев. Во-вторых, его мини-версия (кассета со спичечный коробок),
получившая название miniDV, открыла широчайшие возможности для миниатюризации.
Первая камера этого формата, выпущенная JVC, вызвала бурю
восторга. "Самая крошечная видеокамера в мире! Видеостудия в
кармане!" - писала о ней пресса. Именно тогда в отношении видеокамеры
применили термин pocket size (англ. - карманный размер). Вскоре компания JVC
выпустила на рынок первую в мире камеру карманного формата с откидным дисплеем,
причем размеры аппарата остались те же. Двенадцать месяцев спустя как минимум
три производителя имели в своем "репертуаре miniDV. А сегодня уже все
"камерные" фирмы предлагают такие модели и обновляют линейку раз в
год. Спрос на цифровое видео оказался необычайно велик. В Японии, например, 80%
продаж в этой области приходится на цифровые модели. Соперничать в качестве
изображения производителям стало трудно: потенциал miniDV высок, и надо очень
постараться, чтобы не сделать хорошую камеру. На чем тогда сыграть? Снова на
миниатюрности! В борьбе за право называться самой маленькой камерой принимают
участие три типа мини-"дивишек": palm-top (традиционные, их отличает
особая эргономичность, выпускаются всеми); "мыльницы" (напоминают
фотоаппараты-мыльницы, на них специализируются Canon и Sharp);
"брикет", он же "кирпич" - так его окрестили за характерную
форму корпуса (основной производитель - JVC, хотя свои силы пробуют и остальные,
например, Panasonic, Canon). Победа в соревновании достается непросто: еще на 10
г легче, на 3 мм короче - и ты в фаворе. Вперед вырывается то один, то другой
тип камер. Но наиболее впечатляющих результатов добились
"кирпичи". Глядя на рекордсменов, диву даешься, где и как
разработчики умудряются разместить всю необходимую электронику и механику. Ведь
лентопротяжный механизм, по сути, ничем не отличается от видеомагнитофонного, а
это значит, должны быть многочисленные ролики, шестеренки и рычажки. А еще нужно
место под оптику, микрофоны, динамик, разъемы, элементы управления, карты
памяти, аккумулятор, откидной дисплей и даже под вспышку для
фотосъемки! Каждый год на рынке появляется очередная самая-самая. Поиграть с
покупателями, падкими на мини-эксклюзив, любит и Sony (видеокамеры РСЗ/РС5РС100/
РС110), и Panasonic (модели NV-EX3/NV-DS33/NV-DS55/NV-DS99), и Canon (MV100/
MV20/MV3). Недавно о себе заявила компания Thomson Multimedia (камера VMD22). И
конечно список был бы неполным без родоначальника карманного видео - JVC. Нынче
эта компания представила ультраминиатюрную модель GR-DVP3. На ее примере
интересно показать, что из себя представляют подобные аппараты. А вы попробуйте
оценить технический уровень, на котором фирмы ведут борьбу за
покупателя. Размеры GR-DVP3 - 43x115x80 мм при весе всего 340 г! При этом
модель ничем не уступает большинству мини-"дивишек": 10-кратный зум,
откидной жидкокристаллический 2-дюймовый дисплей, цветной видоискатель,
процессор Super High Band и CCD-матрица, обеспечивающая TV-разрешение до 520
линий. Ну а электронный стабилизатор изображения давно стал обязательным
элементом. Кроме того, новинка работает еще и как цифровая фотокамера.
Изображения могут записываться не только на видеоленту, но и на карты памяти SD
(Secure Digital) и Multimedia Card (ММС). В комплект входит SD-карта на 8 Мб, на
которую влезает до 16 снимков в формате JPEG в режиме Fine с разрешением XGA и
свыше 100 в режиме Standard с разрешением VGA. Через USB-порт камера передает
фотокадры на компьютер для их обработки и хранения. Разумеется, есть и
FireWire-порт (IEEE 1394 или i.Link) для перегонки видео с камеры на PC и
обратно. При монтаже можно сбросить готовый ролик либо промежуточные результаты
снова на кассету. В комплект входят три программы, необходимые для
редактирования изображений и создания фотоальбомов. Камера способна подготовить
видеоролики для передачи через Интернет (переводит их в формат MPEG4, который
быстро набирает обороты и скоро станет крайне популярным). Размер изображения,
понятно, будет небольшой, зато сам ролик получится очень компактным по объему, и
его передача даже с помощью модема займет немного времени. Еще одна
суперсовременная функция - наложение звуковых эффектов, хранящихся в МРЗ-файлах.
Эффекты (шум леса, прибоя, крики чаек и т. п.) можно выбирать из десятка
записанных на карту памяти или загружать из Интернета с сайта JVC (http://www.jvcvictor.co.jp/english/download/d-sound/index.html). Разумное
дополнение - универсальный разъем Info Shoe для установки (и управления)
видеолампы, микрофона или вспышки. Предусмотрена и система Digital Night Scope
для съемки в темноте или при плохом освещении. Упоминания заслуживает встроенная
система видеомонтажа на восемь фрагментов. Такого нет ни у одной модели!
Литература по компьютерной периферии
|