On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru






 

Карманные видеокамеры

Алексей Афанасьев

С момента появления первых бытовых видеокамер их производители неустанно боролись не только за качество изображения и количество функций, но и за компактность моделей. Однако существенно уменьшить размеры удалось после создания цифрового формата Digital Video (DV).

ВО ВРЕМЕНА, когда на рынке властвовали VHS и VHS-Compact (VHS-C), каждый шаг в направлении миниатюризации считался настоящим достижением. Поначалу уменьшали оптику, батарею, видоискатель... Главным препятствием была механика, которая обеспечивала совместимость кассеты VHS-C с широко распространенными VHS-магнитофонами. Даже с приходом форматов Video 8 и Н18, позволивших значительно уменьшить размеры камер, механика оставалась основным тормозом миниатюризации.
Ситуацию изменил Digital Video. DV нанес всего два удара по видеорынку, но каких! Во-первых, он обеспечил высочайшее качество изображения, вплотную приближенное к телевизионному, чего не удавалось ни одному из его аналоговых собратьев. Во-вторых, его мини-версия (кассета со спичечный коробок), получившая название miniDV, открыла широчайшие возможности для миниатюризации. Первая камера этого формата, выпущенная JVC, вызвала бурю восторга.
"Самая крошечная видеокамера в мире! Видеостудия в кармане!" - писала о ней пресса. Именно тогда в отношении видеокамеры применили термин pocket size (англ. - карманный размер). Вскоре компания JVC выпустила на рынок первую в мире камеру карманного формата с откидным дисплеем, причем размеры аппарата остались те же. Двенадцать месяцев спустя как минимум три производителя имели в своем "репертуаре miniDV. А сегодня уже все "камерные" фирмы предлагают такие модели и обновляют линейку раз в год. Спрос на цифровое видео оказался необычайно велик. В Японии, например, 80% продаж в этой области приходится на цифровые модели.
Соперничать в качестве изображения производителям стало трудно: потенциал miniDV высок, и надо очень постараться, чтобы не сделать хорошую камеру. На чем тогда сыграть? Снова на миниатюрности! В борьбе за право называться самой маленькой камерой принимают участие три типа мини-"дивишек": palm-top (традиционные, их отличает особая эргономичность, выпускаются всеми); "мыльницы" (напоминают фотоаппараты-мыльницы, на них специализируются Canon и Sharp); "брикет", он же "кирпич" - так его окрестили за характерную форму корпуса (основной производитель - JVC, хотя свои силы пробуют и остальные, например, Panasonic, Canon). Победа в соревновании достается непросто: еще на 10 г легче, на 3 мм короче - и ты в фаворе. Вперед вырывается то один, то другой тип камер. Но наиболее впечатляющих результатов добились "кирпичи".
Глядя на рекордсменов, диву даешься, где и как разработчики умудряются разместить всю необходимую электронику и механику. Ведь лентопротяжный механизм, по сути, ничем не отличается от видеомагнитофонного, а это значит, должны быть многочисленные ролики, шестеренки и рычажки. А еще нужно место под оптику, микрофоны, динамик, разъемы, элементы управления, карты памяти, аккумулятор, откидной дисплей и даже под вспышку для фотосъемки!
Каждый год на рынке появляется очередная самая-самая. Поиграть с покупателями, падкими на мини-эксклюзив, любит и Sony (видеокамеры РСЗ/РС5РС100/ РС110), и Panasonic (модели NV-EX3/NV-DS33/NV-DS55/NV-DS99), и Canon (MV100/ MV20/MV3). Недавно о себе заявила компания Thomson Multimedia (камера VMD22). И конечно список был бы неполным без родоначальника карманного видео - JVC. Нынче эта компания представила ультраминиатюрную модель GR-DVP3. На ее примере интересно показать, что из себя представляют подобные аппараты. А вы попробуйте оценить технический уровень, на котором фирмы ведут борьбу за покупателя.
Размеры GR-DVP3 - 43x115x80 мм при весе всего 340 г! При этом модель ничем не уступает большинству мини-"дивишек": 10-кратный зум, откидной жидкокристаллический 2-дюймовый дисплей, цветной видоискатель, процессор Super High Band и CCD-матрица, обеспечивающая TV-разрешение до 520 линий. Ну а электронный стабилизатор изображения давно стал обязательным элементом. Кроме того, новинка работает еще и как цифровая фотокамера. Изображения могут записываться не только на видеоленту, но и на карты памяти SD (Secure Digital) и Multimedia Card (ММС). В комплект входит SD-карта на 8 Мб, на которую влезает до 16 снимков в формате JPEG в режиме Fine с разрешением XGA и свыше 100 в режиме Standard с разрешением VGA. Через USB-порт камера передает фотокадры на компьютер для их обработки и хранения. Разумеется, есть и FireWire-порт (IEEE 1394 или i.Link) для перегонки видео с камеры на PC и обратно. При монтаже можно сбросить готовый ролик либо промежуточные результаты снова на кассету. В комплект входят три программы, необходимые для редактирования изображений и создания фотоальбомов. Камера способна подготовить видеоролики для передачи через Интернет (переводит их в формат MPEG4, который быстро набирает обороты и скоро станет крайне популярным). Размер изображения, понятно, будет небольшой, зато сам ролик получится очень компактным по объему, и его передача даже с помощью модема займет немного времени. Еще одна суперсовременная функция - наложение звуковых эффектов, хранящихся в МРЗ-файлах. Эффекты (шум леса, прибоя, крики чаек и т. п.) можно выбирать из десятка записанных на карту памяти или загружать из Интернета с сайта JVC (http://www.jvcvictor.co.jp/english/download/d-sound/index.html).
Разумное дополнение - универсальный разъем Info Shoe для установки (и управления) видеолампы, микрофона или вспышки. Предусмотрена и система Digital Night Scope для съемки в темноте или при плохом освещении. Упоминания заслуживает встроенная система видеомонтажа на восемь фрагментов. Такого нет ни у одной модели!



Литература по компьютерной периферии