4.1.2. Определение организационных потребностей
Организационные потребности следуют непосредственно из проблем организации и
целей, которые она стремится достичь. Проблемы и цели могут быть связаны с
управлением, производством продукции, экономикой, персоналом или технологией.
Вопросы, касающиеся определения целей, потребностей и ожидаемых результатов,
приведены ниже. Определение потребностей должно выполняться в сочетании с
обзором рынка CASE-средств, поскольку информация о технологиях, доступных на
рынке в данный момент, может оказать влияние на потребности.
Цели организации
Цели организации играют главную роль в определении ее конкретных потребностей
и ожидаемых результатов. Для их понимания необходимо ответить на следующие
вопросы:
- намерение организации использовать CASE-технологию для помощи в достижении
определенных целей или ожиданий (например, определенного уровня CMM или
сертификации в соответствии с ISO 9001);
- восприятие CASE-технологии как фактора, способствующего достижению
стратегических целей организации;
- наличие у организации собственной программы совершенствования процесса
разработки ПО;
- восприятие инициативы внедрения CASE-технологии как части более
широкомасштабного проекта по созданию среды разработки ПО.
Потребности организации
Определение потребностей организации, связанных с использованием
CASE-технологии, включает анализ целей и существующих возможностей. После того,
как все потребности организации определены, каждой из них должен быть присвоен
определенный приоритет, отражающий ее значимость для успешной деятельности
организации. Если потребности, связанные с CASE-технологией, не обладают высшим
приоритетом, имеет смысл отказаться от ее внедрения и сосредоточиться на
потребностях с наивысшим приоритетом.
Целесообразно построить матрицу соответствия потребностей организации
возможностям основных CASE-средств. Составление такой матрицы требует
определенного уровня знаний рынка CASE-средств. В конечном счете каждая функция
или возможность средства должна точно соответствовать некоторой потребности с
определенным приоритетом.
Определению потребностей организации могут помочь ответы на следующие
вопросы:
- каким образом продуктивность и качество деятельности организации
сравниваются с аналогичными показателями подобных организаций (к сожалению,
многие организации не располагают данными для такого сравнения);
- какие процессы ЖЦ ПО дают наилучшую (и, соответственно, наихудшую) отдачу;
существуют ли конкретные процессы, которые могут быть усовершенствованы путем
использования новых методов и средств.
Ожидаемые результаты
С внедрением CASE-средств обычно связывают большие ожидания. В ряде случаев
эти ожидания оказываются нереалистичными и приводят к неудаче при внедрении.
Составление реалистичного перечня ожидаемых результатов является трудной
задачей, поскольку он может зависеть от таких факторов, как тип внедряемых
средств и характеристики внедряющей организации.
Ряд потенциально реалистичных и нереалистичных ожидаемых результатов,
связанных с организацией в целом, пользователями, планированием, анализом,
проектированием, разработкой и затратами, приведен ниже. Практически невозможно,
чтобы в процессе одного внедрения CASE-средств были достигнуты все положительные
результаты. Тем не менее, любая организация может выработать собственный подход
к ожидаемым результатам, имея в виду, что данный перечень является всего лишь
примером.
Реалистичные ожидания:
- повышение внимания к планированию деятельности, связанной с информационной
технологией;
- поддержка реижиниринга бизнес-процессов;
- долговременное повышение продуктивности и качества деятельности организации;
- ускорение и повышение согласованности разработки приложений;
- снижение доли ручного труда в процессе разработки и/или эксплуатации;
- более точное соответствие приложений требованиям пользователей;
- отсутствие необходимости большой переделки приложений для повышения их
эффективности;
- улучшение реакции службы эксплуатации на требования внесения изменений и
усовершенствований;
- повышение качества документирования;
- улучшение коммуникации между пользователями и разработчиками;
- последовательное и постоянное повышение качества проектирования;
- более высокие возможности повторного использования разработок;
- кратковременное возрастание затрат, связанное с деятельностью по внедрению
CASE-средств;
- последовательное снижение общих затрат;
- улучшение прогнозируемости затрат.
Нереалистичные ожидания:
- отсутствие воздействия на общую культуру и распределение ролей в
организации;
- понимание проектных спецификаций неподготовленными пользователями;
- сокращение персонала, связанного с информационной технологией;
- уменьшение степени участия в проектах высшего руководства и менеджеров, а
также экспертов предметной области, уменьшение степени участия пользователей в
процессе разработки приложений;
- немедленное повышение продуктивности деятельности организации;
- достижение абсолютной полноты и непротиворечивости спецификаций;
- автоматическая генерация прикладных систем из проектных спецификаций;
- немедленное снижение затрат, связанных с информационной технологией;
- снижение затрат на обучение.
Реализм в оценке ожидаемых затрат имеет особенно важное значение, поскольку
он позволяет правильно оценить отдачу от инвестиций. Затраты на внедрение
CASE-средств обычно недооцениваются. Среди конкретных статей затрат на внедрение
можно выделить следующие:
- специалисты по планированию внедрения CASE-средств;
- выбор и установка;
- учет специфических требований персонала;
- приобретение CASE-средств и обучение;
- настройка;
- подготовка документации, стандартов и процедур использования средств;
- интеграция с другими средствами и существующими данными;
- освоение средств разработчиками;
- технические средства;
- обновление версий.
Важно также осознавать, что улучшение деятельности организации, являющееся
следствием использования CASE-технологии, может быть неочевидным в течение
самого первого проекта, использующего новую технологию. Продуктивность и другие
характеристики деятельности организации могут первоначально даже ухудшиться,
поскольку на освоение новых средств и внесение необходимых изменений в процесс
разработки требуется некоторое время. Таким образом, ожидаемые результаты должны
рассматриваться с учетом вероятной отсрочки в улучшении проектных характеристик.
Каждая потребность должна иметь определенный приоритет, зависящий от того,
насколько критической она является для достижения успеха в организации. В
конечном счете, должно четко прослеживаться воздействие каждой функции или
возможности приобретаемых средств на удовлетворение конкретных потребностей.
Результатом данного действия является формулировка потребностей с их
приоритетами, которая используется на этапе оценки и выбора в качестве
"пользовательских потребностей".
|