4.2.4.1. Надежность
- администрирование репозитория. Контроль и обеспечение целостности проектных
данных.
- автоматическое резервирование (определяемое поставщиком или планируемое
пользователем).
- безопасность. Защита от несанкционированного доступа.
- обработка ошибок. Обнаружение ошибок в работе системы, извещение
пользователя, корректное завершение работы или сохранение состояния к моменту
прерывания.
- анализ отказов в критических приложениях.
4.2.4.2. Простота использования
- удобство пользовательского интерфейса. Удобство расположения и представления
часто используемых элементов экрана, способов ввода данных и др.
- локализация (в соответствии с требованиями данной страны).
- простота освоения. Трудовые и временные затраты на освоение средств.
- адаптируемость к конкретным требованиям пользователя. Адаптируемость к
различным алфавитам, режимам текстового и графического представления
(слева-направо, сверху-вниз), различным форматам даты, способам ввода/вывода
(экранным формам и форматам), изменениям в методологии (изменениям графических
нотаций, правил, свойств и состава предопределенных объектов) и др.
- качество документации (полнота, понятность, удобочитаемость, полезность и
др.).
- доступность и качество учебных материалов. Они могут включать компьютерные
учебные материалы, учебные пособия, курсы.
- требования к уровню знаний. Квалификация и опыт, необходимые для
эффективного использования CASE-средств.
- простота работы с CASE-средством (как для начинающих, так и для опытных
пользователей).
- унифицированность пользовательского интерфейса (по отношению к другим
средствам, использующимся в данной организации).
- онлайновые подсказки (полнота и качество).
- качество диагностики (понятность и полезность диагностических сообщений для
пользователя).
- допустимое время реакции на действия пользователя (в зависимости от среды).
- простота установки и обновления версий.
4.2.4.3. Эффективность
- требования к техническим средствам. Требования к оптимальному размеру
внешней и оперативной памяти, типу и производительности процессора,
обеспечивающим приемлемый уровень производительности.
- эффективность рабочей нагрузки. Эффективность выполнения CASE-средством
своих функций в зависимости от интенсивности работы пользователя (например,
количество нажатий клавиш или кнопки мыши, требуемое для выполнения определенных
функций).
- производительность. Время, затрачиваемое CASE-средством для выполнения
конкретных задач (например, время ответа на запрос, время анализа 100000 строк
кода). В некоторых случаях данные оценки производительности можно получить из
внешних источников.
4.2.4.4. Сопровождаемость
- уровень поддержки со стороны поставщика (скорость разрешения проблем,
поставки новых версий, обеспечение дополнительных возможностей).
- трассируемость обновлений (простота освоения отличий новых версий от
существующих).
- совместимость обновлений (совместимость новых версий с существующими,
включая, например, совместимость по входным или выходным данным).
- сопровождаемость конечного продукта (простота внесения изменений в ПО и
документацию).
4.2.4.5. Переносимость
- совместимость с версиями ОС (возможность работы в среде различных версий
одной и той же ОС, простота модификации CASE-средства для работы с новыми
версиями ОС).
- переносимость данных между различными версиями CASE-средства.
- соответствие стандартам переносимости. Такие стандарты включают
документацию, коммуникации и пользовательский интерфейс, оконный интерфейс,
языки программирования, языки запросов и др.
4.2.4.6. Общие критерии
Приведенные ниже критерии являются общими по своей природе и не принадлежат к
совокупности показателей качества, приведенной в стандарте ISO/IEC 9126: 1991.
- затраты на CASE-средство. Включают стоимость приобретения, установки,
начального сопровождения и обучения. Следует учитывать цену для всех необходимых
конфигураций (включая единственную копию, несколько копий, локальную лицензию,
лицензию для предприятия, сетевую лицензию).
- оценочный эффект от внедрения CASE-средства (уровень продуктивности,
качества и т.д.). Такая оценка может потребовать экономического анализа.
- профиль дистрибьютора. Общие показатели возможностей дистрибьютора. Профиль
дистрибьютора может включать величину его организации, стаж в бизнесе,
финансовое положение, список любых дополнительных продуктов, деловые связи (в
частности, с другими дистрибьюторами данного средства), планируемая стратегия
развития.
- сертификация поставщика. Сертификаты, полученные от специализированных
организаций в области создания ПО (например, SEI и ISO), удостоверяющие, что
квалификация поставщика в области создания и сопровождения ПО удовлетворяет
некоторым минимально необходимым или вполне определенным требованиям.
Сертификация может быть неформальной, например, на основе анализа качества
работы поставщика.
- лицензионная политика. Доступные возможности лицензирования, право
копирования (носителей и документации), любые ограничения и/или штрафные санкции
за вторичное использования (подразумевается продажа пользователем CASE-средства
продуктов, в состав которых входят некоторые компоненты CASE-средства,
использовавшиеся при разработке продуктов).
- экспортные ограничения.
- профиль продукта. Общая информация о продукте, включая срок его
существования, количество проданных копий, наличие, размер и уровень
деятельности пользовательской группы, система отчетов о проблемах, программа
развития продукта, совокупность применений, наличие ошибок и др.
- поддержка поставщика. Доступность, реактивность и качество услуг,
предоставляемых поставщиком для пользователей CASE-средств. Такие услуги могут
включать телефонную "горячую линию", местную техническую поддержку,
поддержку в самой организации.
- доступность и качество обучения. Обучение может проводиться на территории
поставщика, пользователя или где-либо в другом месте.
- адаптация, требуемая для внедрения CASE-средств в организации пользователя.
Примером может быть определение способа использования централизованного
CASE-средства с единой, общей БД в распределенной среде.
|