On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru






 

Плоды эволюции

Роман Соболенко

Кто сказал, что фотографу, чтобы перейти на цифровую технологию, обязательно надо изучить принципы работы графического софта, разобраться с математикой применяемых эффектов, досконально изучить интерфейсы профессиональных графических приложений и т.п.? Может, ему лучше потратить время на совершенствование навыков съемки и построения композиций?

Давайте пусть каждый ограничится своим делом. Художник-дизайнер знает, как надо оформить публикацию, обеспечить точность цветопередачи при печати, какие спецэффекты усилят выразительность создаваемой работы - вот он пусть этим и занимается. Сложные умножения и вычитания матриц, лежащие в основе инструментов графической программы, - удел программиста. И не надо загружать других тем, что в Photoshop стыдливо спрятано в меню Filter/Other/Custom. А фотограф, если претендует на звание профессионала, обязан уметь снимать. И получать хорошие снимки - по качеству, по сюжету, по композиции. И с закрытыми глазами управляться со сложной фотоаппаратурой, что тоже не шутки.

Цифровая фототехнология способна решить кучу вопросов. Она помогает быстрее увидеть результаты съемки, дает возможность на ходу учесть не замеченные сразу нюансы и исправить упущения. Но все равно дизайнер, которому фотограф передает плоды своих трудов, желает получить изображения максимального качества, чтобы не тратить свое время на их доводку. А в ней в большей или меньшей степени нуждается практически каждый снимок, независимо от опыта фотографа и от совершенства камеры, которой он пользуется.

Так надо ли фотографу лезть в дебри Photoshop, PhotoPaint и иже с ними? Фирма Q-Research ответила на этот вопрос отрицательно. И подкрепила свое убеждение веским аргументом - крайне простой в пользовании и дающей изумительные результаты программой PhotoGenetics. Но, прежде чем о ней говорить, надо сравнить два подхода - старый и новый.

Традиционный подход

Благодаря компьютеру исправить можно едва ли не самую худшую фотографию, из когда-либо снятых человеком. Вопрос только во времени, которое на это уйдет, и уровне владения средствами графических приложений, которые для этого понадобятся.

Итак, обычно, чтобы довести до ума снимок с неправильной экспозицией и сбитой цветопередачей, надо, во-первых, знать, как представлено изображение в компьютере (пикселы, цветовые модели и т.д.), во-вторых, следует овладеть десятком разных инструментов - фильтрами, кривыми коррекции, балансировкой уровней, - причем действие одних и тех же инструментов в разных программах может заметно отличаться. Так что придется изучить нюансы поведения хотя бы двух графических приложений. В-третьих, придется запомнить интерфейсы этих программ, надо знать, какие в каждом фильтре используются числовые значения и что за ними стоит.

Кажется, перечисленного уже достаточно, чтобы напугать новичка в цифровой графике. Но и это ведь не все. Предварительная обработка фотоснимка (еще до того, как его можно будет использовать для верстки или дизайна) почти всегда требует последовательного применения многих фильтров, так сказать, "в малых дозах". Действие фильтров накладывается друг на друга, измените их порядок - и получите другой результат. На любом шаге легко ошибиться и потерять часть важной информации, скрытой в изображении.

Да ну хватит пугать - ведь есть куча автоматических процедур, пользуясь которыми и думать не надо! - скажет человек сведущий. Ага, есть. Но уровень их "интеллекта" не выше, чем у монстров из DOOM'а. Скажем, подсовываете вы фильтру Autolevels из Photoshop темную фотографию. Он это моментально определяет и приходит к логичному выводу, что ее требуется осветлить. И изо всех сил это делает. Посмотрите на гистограмму распределения тонов после того, как "автомат" отработает. Половины тональной информации как не бывало! А если тот снимок был сделан ночью и вовсе не надо было его так "вытягивать"?

В лучшем случае компьютер пытается привлечь интеллект своего пользователя, выполняя за него черновую работу. Пример - всем хорошо знакомый фильтр Intellihance Pro от Extensis. Лучший, пожалуй, в своем роде. На выбор он предлагает результаты срабатывания двух с половиной десятков типовых алгоритмов улучшения фотоснимка. Выбор за вами, ибо только вы, в отличие от компьютера, понимаете, что там изображено. Но ведь алгоритмы-то, хоть и комплексные, состоящие из множества фильтров каждый, все равно действуют как молоток по бабочке!

Потом, кстати, ведь при любом подходе - что ручном, что автоматизированном - от оператора изначально требуется досконально представлять, что должно получиться на выходе. Но человеку-то свойственно сомневаться. И именно этот фактор становится камнем преткновения, хотя чаще всего об этом мы и не думаем.

Эволюционный подход

Уже давно программы перестали работать по линейным и вследствие этого хоть и громоздким, но примитивным по сути алгоритмам. Возьмите хотя бы шахматные алгоритмы, которые способны выиграть у чемпиона мира. В программе PhotoGenetics использован эволюционный принцип. Как что конкретно реализовано, не хотят обсуждать и сами авторы. Они правы, это касается программистов, а не фотографа-пользователя. О сути же принципиально нового подхода к обработке изображения можно рассказать в двух словах.

Интерфейс PhotoGenetics прост настолько - до идиотизма, что опытный пользователь даже пугается. Неужели эта программа на что-то дельное способна, если в ней ни настроек, ни кнопок почти нет? Еще как способна!

Как из лягушки получить царевну

Загруженное в программу изображение (кстати, его можно прямо из PhotoGenetics скачать с камеры через TWAIN) проходит некоторый путь эволюции. Над ним выполняются некоторые, скрытые от пользователя, генетические преобразования, а нам уготована роль естественного отбора. От фотографа не требуется вообще никаких знаний по теории цифровых изображений. Надо лишь сравнить две лежащие рядом фотографии - до и после очередной "мутации" - и оценить результат эволюции. Для этого под снимками расположена шкала. Щелчок мышкой по красному квадрату на ее левом конце означает, что правая картинка вам нравится меньше левой (предыдущей). То есть этот шаг эволюции был ошибочен. Правая (синяя) часть шкалы позволяет указать, насколько лучше стало изображение.

Пройдут четыре "мутации", из предложенных справа вариантов часть будет лучше левого изображения, часть - хуже. И сменится поколение. Для нового поколения эволюция продолжится. За исходную картинку для него будет взята та, которая в предыдущем поколении получила наиболее благоприятную оценку. И так повторится много раз, пока вы не решите, что вот он - идеал - перед вами. И не нажмете кнопку Stop Evolution. В правой части окна программы вы видите, во-первых, первоначальное изображение; во-вторых, номер текущего поколения; в-третьих - результаты входящих в него сравнений.

Авторы PhotoGenetics гарантируют, что всегда будет получен наилучший результат. Где-то между 15-м и 30-м поколением уж наверняка. От вас, как от бога, требуется всего лишь наблюдать, никогда не ошибаться, не терять голову (не давать завышенных оценок) и вовремя остановиться - не пропустить свой идеал. Это не утомительная возня с ползунками, кривыми и гистограммами в графическом редакторе, а просто захватывающая игра.

Если достигнут предел эволюции, а результата все нет, значит, где-то вы дали неверный ответ. Вы не бог, потому авторы предоставили вам возможность отступить на шаг, исправить оценку, данную предыдущей "мутации". Это - команда Undo. И можно, убедившись в том, что эволюция пошла не в ту сторону и каждое новое поколение хуже старого, прервать процесс.

Теперь пару слов о "генотипах", что под этим подразумевают авторы PhotoGenetics. Дело в том, что пока вы занимались наблюдениями над эволюцией, исходное изображение реально не изменилось ни на йоту. PhotoGenetics не преобразовывала попиксельно фотоснимок, а лишь строила для него древо эволюционных изменений, которые и привели в результате лягушку к состоянию царевны. И это древо названо генотипом. Его можно записать на диск, чтобы в дальнейшем применять сразу к фотоснимкам, страдающим похожими, на первый взгляд, недостатками. Генотипы хранятся в папке ...\PhotoGenetics\Genotypes в отдельных файлах размером в килобайт с копейками.

Компания Q-Research приветствует обмен генотипами между пользователями ее программы, принимает их по электронной почте и публикует в Интернет. Возможно, там вы найдете генотипы, кем-то уже созданные для вашей цифровой камеры. Генотипы могут использоваться не только для правки снимков, но и для получения мощных декоративных эффектов. Даже небольшой комплект прилагаемых к PhotoGenetics генотипов в этом убеждает. Так что стоит посмотреть на достижения других пользователей.

И поскольку исходная картинка не изменялась, последствия ошибочной эволюции легко полностью отменить. Для этого следует применить к снимку генотип NEUTRAL, найдя его в списке на правой панели окна программы. Созданные вами или загруженные из Интернет генотипы тоже появятся в этом списке.

Копнем глубже

PhotoGenetics не содержит средств редактирования изображений в том смысле, как мы привыкли это понимать. Она решает другую задачу - дает возможность фотографу, не перегружаясь знаниями из чужой области, довести до совершенства любой из снятых им кадров. Легко, быстро и с удовольствием.

Но и в этой программе есть кое-какие дополнительные возможности. О поддержке TWAIN, позволяющей загружать изображения напрямую из камеры или со сканера, я уже упоминал. Далее, имеется карандаш, устраняющий эффект "красного глаза" - бич фотографов, пользующихся встроенной вспышкой своей цифровой камеры. Карандаш действует мягко, чтобы избежать нежелательных артефактов. Им надо провести несколько раз. Поскольку PhotoGenetics предназначена в первую очередь для фотографов, она располагает специальным генотипом Dewarp (и одноименной функцией в меню). Этот генотип эффективно устраняет искажения типа "бочка", вносимые объективом камеры. Для разных камер народ с энтузиазмом создает специализированные dewarp-генотипы. Ищите под свою.

В PhotoGenetics имеется встроенный браузер, вызываемый при открытии файлов на диске. Главный для этой программы формат - JPEG. Кроме него поддерживаются файлы TIFF (только без компрессии) и BMP. Глубина цвета - 24 или 8 бит. Цветовая модель - RGB, при загрузке CMYK-файлы преобразуются в RGB и сохраняются уже в этом цветовом пространстве. Его можно снова перевести в CMYK в другой программе - графическом редакторе или пакете верстки. Кроме того, PhotoGenetics предоставляет легкий и наглядный метод калибровки принтера, также основанный на простых сравнениях.

Еще до начала эволюции снимок часто стоит перекадрировать. При необходимости его можно повернуть, изменить его размер. Кстати, авторы PhotoGenetics утверждают, что заложенный в их продукт алгоритм экстраполяции пикселов настолько хорош, что команда масштабирования позволяет без потери качества не только уменьшать, но и увеличивать исходное изображение. В разумных пределах, конечно.

Специальные средства PhotoGenetics предназначены для настройки цветовой температуры изображения и выборочной коррекции цветов (последнее средство, на мой взгляд, куда удобнее и мощнее, чем в других графических приложениях). Впрочем, пользоваться этими инструментами, если вы не знаете, что это такое, нет нужды. И обычной эволюции хватит, чтобы поднять качество снимка. Наконец, есть средство, регулирующее интенсивность воздействия на изображение генотипа, выбранного в списке или полученного при эволюции.

И последнее. Пробную копию программы Photo-Genetics можно получить на сайте www.q-res.com, дистрибутивный файл версии 1.10, включающий небольшой набор генотипов, занимает 1.35 мегабайта. Так что скачать его можно без особых хлопот. И проверить, правду ли я вам рассказал.



Литература по Adobe Photoshop