В августе на рынок наконец-то вышел Macromedia Flash 5. Многие
пользователи ожидали его с нетерпением, поскольку графические пакеты от
Macromedia давно уже завоевали себе огромное количество преданных поклонников по
всему миру. Произошло это благодаря профессиональному продвижению на рынок и
уникальной идее, прекрасно воплощенной в продуктах.
На мой взгляд, все компьютерные программы подразделяются на два типа -
инструменты и развлечения. "Инструментальными" пакетами люди
пользуются в двух целях - заработать деньги или донести свои мысли до других,
самовыразиться. Если за самовыражение еще и платят, то о такой работе можно
только мечтать. Обычно она связана с творчеством. Те, кто работает с Flash, -
счастливейшие из смертных, особенно профессиональные высокооплачиваемые
веб-дизайнеры. Flash вкупе с другими пакетами Macromedia позволяет создавать
Красоту, которую можно увидеть, услышать, которой можно управлять. Замысел,
красиво воплощенный и выставленный в Интернете, - вот мечта современного
компьютерного художника. Поэтому более полумиллиона человек во всем мире
используют Flash. Увы, ни один пользователь компьютерной программы не может
воплотить свой замысел со 100%-ной точностью. Все дело упирается в инструменты.
Чем больше развивается технология, тем совершеннее они становятся. Но
совершенству нет предела. Поговорим о новых, более совершенных технологиях Flash
5.
Macromedia Common User Interface Оболочка программ компании
Macromedia отличается простотой и интуитивностью. С ее помощью даже человек, не
слишком хорошо знакомый с графикой и дизайном, может творить чудеса. Новый
интерфейс Flash 5 направлен в основном на интеграцию с другими пакетами
компании. Процесс создания документов благодаря многим новым возможностям сильно
облегчается. По материалам исследований, многие используют в своей работе более
одного продукта Macromedia. Аналогичные интерфейсы помогают дизайнерам и
разработчикам "переключаться" с одной программы на другую при создании
документов. Кроме того, в оболочку Flash 5 введены новые элементы, которые
позволяют экономить время: Launcher Bar - быстрый доступ из главного окна
документа ко всем основным функциям; Toolbox Layout - внешний вид панелей
инструментов, их структура и кнопки похожи во всех новых программных продуктах
Macromedia. Это позволяет пользователю сократить время на адаптацию к интерфейсу
Customizable Keyboard Shortcuts - возможность "повесить" на клавишу
вызов часто используемых функций. Очень удобно при работе с анимацией; Panel
Management - пользовательские настройки панелей и их расположение можно
переопределить и сохранить интерфейс; Menu Structure - новая иерархия команд
меню. Конечно, в меню типа File или Edit особо не разбежишься, поэтому они
остались такими же, как и во Flash 4. Однако все нововведения расположены именно
там, где им надо быть; Color Selection - единый стандарт цветовой палитры и
работы с ней во всех программах Macromedia; Bezier Pen Tool - новый инструмент,
о котором мы поговорим позже. Работа с кривыми Безье унифицирована с Fireworks и
FreeHand; Timeline довольно сильно отличается от такового в 4-й версии: больше
возможностей и удобств для аниматоров. Напоминает
Director.
Музыка В новой версии Flash сильно упрощен импорт
звуковых файлов. Вообще, Flash 4 со звуком работал довольно плохо. Лично мне
пришлось установить у себя CoolEdit 2000, чтобы иметь хоть какую-то возможность
работать с музыкой во Flash. Парадоксально, но факт: для работы с предыдущими
версиями звук MP3 приходилось конвертировать в WAV, чтобы потом Flash переводил
его снова в MP3. Flash 5 поддерживает прямой импорт файлов
MP3.
Поддержка работы с FreeHand Macromedia Flash 5
поддерживает работу с документами, созданными во FreeHand 7, 8 и 9. Все-таки
Flash - не самый мощный графический редактор из тех, которые существуют на
рынке, а FreeHand завоевал награды как лучшее решение для компьютерной графики и
полиграфии. Во FreeHand создаются сложные композиции из векторных и растровых
изображений, анимации, текста и элементов интерфейса. Импорт возможен через
drag-and-drop, диалог или при помощи копирования-вставки. Появились новые
полезные возможности: перевод многостраничного документа FreeHand во
Flash-сцены, перевод слоев FreeHand в слои Flash и объединение в один слой,
прямая передача цвета, совместимость символьных библиотек.
Кривые
Безье В Macromedia Flash 5 появился новый инструмент, знакомый по
FreeHand и Adobe Illustrator, - перо (Bezier Pen Tool). Поддержка кривых Безье
существенно расширяет возможности создания векторной графики и анимации. В
выделение включен инструмент SubSelection. Теперь Flash обогатился возможностью
рисования по точкам, поддержкой различных режимов "перышка" и полным
инструментарием для редактирования кривых Безье. Это понравится всем, а
взыскательным дизайнерам - в особенности.
Интеграция с Generator
Developer Edition Теперь создание Flash-клипов можно автоматизировать и
упростить с помощью Macromedia Generator 2 Developer Edition. Интеграция с
Generator 2 позволяет быстро и качественно обновлять Flash-сайты в режиме
реального времени. Если учесть, что в XXI веке информация выдвинулась на первый
план и стала не только ходовым, но и скоропортящимся товаром, интеграция с
Generator - дело очень полезное. Разработчики даже продают Flash 5 в комплекте с
Generator, причем на последний предоставляется 50%-ная скидка. В последнее время
Generator приобрел широкую популярность и используется ведущими
web-разработчиками: Braincraft Technologies, iXL, Fig Leaf Software, Rare
Medium.
Movie Explorer Это новшество введено в связи с тем, что
постепенно Flash превращается в программу для составления сложных
web-разработок. Инструмент предназначен для упрощения и визуализации анализа
Flash-проектов. С помощью Movie Explorer можно представить иерархическую схему
строения элементов документа и их расположения в проекте, а также вывести ее на
экран или на принтер. Введена система поиска по различным ключам - элементам
ActionScript, тексту, шрифтам, символам. В связи с этим упростилась навигация по
клипу и стало гораздо легче редактировать отдельные объекты. Отпала
необходимость по полчаса рыться в слоях и разыскивать объект. Для отображения
часто используемых элементов предусмотрена возможность создания и сохранения
фильтров.
Интеграция символьной библиотеки Очень важная черта,
на мой взгляд. Вообще, Flash выгодно отличается от других дизайнерских программ
возможностью размножения одного символа (скажем, кнопки) и использования его в
разных местах документа с возможностью автоматического применения внесенных
поправок ко всем подобным элементам документа. Теперь это распространяется и на
межресурсные связи, что существенно уменьшает размеры конечных файлов за счет
использования единственной копии исходного символа. Изменения символов в
библиотеке автоматически применяются ко всем подключенным ресурсам. Это
позволяет избежать путаницы и затрат времени при внесении поправок в крупные
проекты.
Web-печать Никакой принтер не в состоянии качественно
распечатать анимацию, так что, казалось бы, при чем тут печать? Все при том же.
Иногда просто требуется распечатать содержимое сайта. С HTML никаких проблем
нет: нажал кнопку - и сайт на бумаге. Теперь можно распечатать и Flash-контент.
Для этого используется принцип WYPINWYS - What You Print Is Not What You See
(видите в браузере одно, печатаете совсем другое). Содержание для печати может
быть загружено по требованию, что обеспечивает большую скорость работы.
Пользователи могут отдельно просматривать содержимое для печати. С точки зрения
презентационных технологий, ход просто гениальный: перед глазами клип, а на
бумаге - таблицы и телефоны. Разработчики могут без проблем подключить нужное
содержание для печати к клипу, а пользователям не нужны никакие драйверы,
плагины и эдд-оны: печать производится прямо из Flash
Player.
ActionScript Определенные инструменты внутреннего
программирования присутствовали и в четвертой версии Flash, но они были очень
ограниченными. Присутствовала поддержка переменных среды, алгоритмов if-then и
динамического изменения свойств объектов. Логика работы со скриптами в
программах Macromedia понятна и проста. Flash 5 предоставляет расширенный
набор возможностей, которых достаточно для организации сложного взаимодействия с
пользователем: создания приложений математического моделирования, несложных игр
и прочих интерактивных деталей. Синтаксис ActionScript существенно доработан
и расширен. Во Flash 5 он сильно напоминает объектно-ориентированный JavaScript.
Добавлены новые действия и типы данных. Появилась специальная панель
ActionScript с широкими возможностями изменения интерфейса
скрипт-редактора. Еще одна полезная черта - возможность экспорта-импорта
скриптов. Теперь управление Flash-контентом можно редактировать и изменять в
Notepad`е. Одновременно в программу включен простой отладчик, который позволяет
игнорировать те или иные переменные при тестировании - очень важный и нужный
инструмент при разработке сложного и динамичного содержимого. Smart Clips -
еще одно свойство, которое роднит Flash 5 и Generator. Оно позволяет упростить
создание сложных алгоритмов взаимодействия путем использования набора элементов
с изменяемыми параметрами. Этот инструмент незаменим при создании меню и ячеек с
прокруткой.
Поддержка XML и HTML Flash-клип - прекрасное
средство презентационного дизайна, однако для представления информации кроме
текста никто ничего лучше не придумал. Все-таки в Интернете тоже вначале было
Слово. Клип никогда не заменит текста. Разработчики из Macromedia это учли и в
новой версии Flash уделили поддержке XML-данных самое серьезное внимание. В
результате Flash стал пригоден для создания web-приложений, в которых он раньше
был просто немыслим, например, различных проектов из области электронной
коммерции. XML помогает и мгновенному обновлению информации на сайте. Если
учесть, что изначально Flash создавался как программа, призванная
"оживить" Сеть (что она с успехом и сделала), то теперь можно говорить
о новой интегрированной среде для создания web-ресурсов самого широкого спектра
применения. Теперь во Flash можно разрабатывать интерактивные базы данных
(!). Вместе с этим Macromedia Flash 5 предоставляет возможность
одновременного использования сглаженных векторных текстов и классического HTML.
Использование HTML оправдано при создании web-приложений, основой которых
является текстовая информация, а для оформления простых картинок в формате GIF и
JPG явно недостаточно. Это сокращает размер файлов (все-таки векторные шрифты
занимают немало места). При этом HTML-информация может быть динамически
загружена во Flash-файл. Еще один инструмент мгновенного обновления
контента.
Системные требования и цены Flash 5 неприхотлив. Для
него достаточно Pentium 133, 32 Mb RAM, 40 Mb свободного места на винчестере,
Windows 95 и выше. Английская версия продукта продается за 399 у.е. или в
комплекте Flash 5 FreeHand 9 Studio за 599 "зеленых". Апгрейд стоит,
соответственно, $149 и $249. До 29 декабря действительно предложение для
профессиональных разработчиков, зарегистрированных на сайте. Они могут купить
Generator 2 Developer Edition вместе с апгрейдом Flash за 649 баксов. При этом
Генератор обойдется вдвое дешевле - один он стоит $999.
Литература по FLASH
|