Елена Тихонова
Как сеть, связавшая множество компьютеров по всему миру, Интернет
появился в 1983 году. Тогда основными сферами коммуникаций были электронная
почта (e-mail), передача файлов, информационные конференции и удаленное
управление компьютером. Но Интернет выступал в то время лишь в роли мощной и
распространенной сети и служил только для передачи данных. Основы современного
интерактивного и наглядного Интернета - World Wide Web, или Всемирной Паутины,
заложил Тим Бернерс-Ли, сотрудник Европейского Совета по Ядерным Исследованиям.
Со своими коллегами он разработал протокол передачи гипертекста, или Hyper Text
Transfer Protocol - HTTP. С этого буквосочетания начинается адрес большинства
сайтов в Сети. В нем же и заключается принцип действия всего Интернета, который,
по сути, представляет собой единство гипертекстовых единиц, или один очень
большой текст. С самого начала гипертекст совершенствовался, к нему прирастали
различные дополнения в виде графических файлов, потокового аудио и видеороликов.
Последние разработки в области HTML отвечают многим современным требованиям
(например, Dynamic HTML расширил возможности в представлении текста и позволил
осуществить элементарное программирование непосредственно в Web-странице), но
говорить об анимации на сайте, представленной в виде GIF-файла, скоро станет
просто неприлично. Стремительное развитие мультимедийной и интерактивной
составляющих Сети потребовало от Web-разработчиков чего-то принципиально нового.
В тех областях, где гипертекста (даже динамического) явно не хватает, нужна
новая технология.
Современная ситуация в Web предъявляет к новому стандарту
достаточно жесткие требования: универсальность и совместимость со всеми
платформами и предыдущими стандартами, независимая от разрешения монитора
картинка, неизменные в любых условиях шрифты. Некоторые из этих требований не
способен выполнить даже Dynamic HTML: если на пользовательской машине не
установлены шрифты, использованные при создании страницы, то броузер заменит их
своими стандартными по умолчанию. А если дизайнер не позаботился о
масштабируемости Web-проекта, значительная часть пользователей увидит совсем не
то, что нужно. На некоторых страницах указывается 'оптимальное разрешение' и
'нужный броузер' для просмотра содержания. А что если у некоторых просто нет
возможности установить разрешение 1024 х 768? Проект, содержащий важную
информацию, можно 'стерпеть' в любом виде, однако если целью дизайнера было
построение имиджевого или развлекательного сайта, вряд ли кому-либо захочется к
нему возвращаться (пусть даже с новым монитором). Необходимость нового
изобразительного Web-средства, способного дать Сети новые краски и перспективы,
никто отрицать не будет. Shockwave Flash от корпорации Macromedia становится
новым стандартом представления интерактивной и мультимедийной информации в
Интернете. Многим уже сейчас ясно, что Flash (для представления анимации и
создания интерактивности) в сочетании с Dynamic HTML (для представления
текстовой информации) представит будущее Web. Слоган, встречающий каждого
нового пользователя Flash на сайте http://www.macromedia.com/, - 'Add Life to
Web' ('Оживи Web'), отражает главный принцип технологии - сделать Сеть
по-настоящему интерактивной и, следовательно, живой. Графика и звук, реагирующие
на каждое движение пользователя, открывают новую степень свободы в получении
информации. Являясь уникальным инструментом для создания мультимедийных,
интерактивных материалов, технология Flash наравне с обычной растровой графикой
использует векторную. Изображение вместе с аудио- и видеосодержимым совмещается
в едином файле, который называется 'Flash-клип'. С копией такого файла,
размещенной на Web-сайте, можно работать и в оффлайновом режиме. Вне зависимости
от места размещения, дизайн и оформление клипа остаются неизменными (даже при
отсутствии на пользовательской машине используемых в клипе шрифтов). Возможно
точное позиционирование элементов дизайна даже при изменении размеров окна
просмотра. Вместо переформатирования (называемое перезагрузкой страницы),
которое обычно делает броузер, выполняется пропорциональное масштабирование
всего клипа. Благодаря тому, что в векторной графике все элементы не
описываются, а задаются, очень сложное содержание можно уместить в клипе
достаточно небольшого объема. К примеру, если размер картинки в формате GIF
составляет 5,5 Кбайт, то такая же векторная картинка занимает всего 231 байт.
Разница в объеме для загрузки из Сети, где практически все зависит от скорости
передачи данных, согласитесь, очень значительная. Уникальность векторной графики
заключается также в возможности ее масштабирования без потери качества, чего
невозможно достичь при увеличении файлов растровой графики. Привлекательно
использование звуковых файлов в формате WAV, 'привязанных' к любому моменту
отображения отдельных сцен, действию с активными элементами дизайна. Все
объекты, включенные во 'Flash-клип', могут перемещаться по собственным
произвольным траекториям, одновременно изменяя размер, цвет, прозрачность.
Объекты способны 'прятаться' под маску и 'выходить' из под нее. Запуск и
остановку анимации, а также количество ее повторов, определяет дизайнер при
создании клипа. Просмотр Flash-содержимого возможен с помощью проигрывателя
Shockwave, первая версия которого была представлена в 1995 году. С того времени,
как Macromedia начала бесплатно распространять этот проигрыватель, Flash получил
широкое распространение в Сети и стал стандартным средством создания и просмотра
графики в Интернете. По данным проведенного в феврале 1999 года корпорацией
King, Brown & Partners опроса, 69,3 млн пользователей Web уже установили
последнюю версию Shockwave Player (самого компактного Интернет-проигрывателя) и
теперь могут воспользоваться преимуществами, которые открывает Flash. Свободно
распространяемый проигрыватель Flash уже включен в дистрибутив последних версий
броузеров и операционных систем. Среди Flash-совместимых программ: Microsoft
Windows 95, 98; MacOS 8.5; Microsoft Internet Explorer 4, 5; Netscape 4.5.
Macromedia усиленно работает в области стандартизации Flash-технологий. Среди
последних разработок интеграция Flash и Quicktime 4, а также включение в
Web-редактор Dreamweaver 2 поддержки объектов из баз данных Oracle8i. Первым
впечатлением от посещения любого Flash-сайта является легкий шок: неужели это
можно сделать в Интернете? Даже после Dynamic HTML Flash кажется чем-то
необыкновенным. Он похож скорее на рекламную заставку, телепередачу - все, что
угодно, только не на то, что встречаешь обычно в Сети. И постепенно приходит
понимание того, что за Flash - будущее Web. Конкурентоспособного, компактного
стандарта, совмещающего графику и звук, сейчас в Интернете нет. Остается
несколько стандартов, разработанных в сочетании с HTML. Из того, что мы видим на
Web-страницах, можно выделить анимационный GIF, а из того, что слышим, -
потоковый звук. Стандарт анимационной пиксельной графики GIF, принятый в 1989
году, сейчас уже не способен справиться с запросами пользователей в сфере
движения, а уж об интерактивности и говорить не приходится. Так, например,
чтобы нарисовать движущийся круг диаметром в 100 пикселов с помощью 'простого'
GIF, понадобится описывать каждую точку круга в нескольких точках движения, что
даже при компрессии дает большой объем. Используя векторную графику и технологию
Macromedia Flash, потребуется задать всего лишь цвет круга, характер заливки,
описать радиус и траекторию его движения. Вот уже готова анимация, размером не
больше значка Windows-приложения. Гениальность идеи этой технологии напоминает
школьные задачи по математике, в которых было два неизменных раздела: 'Дано' и
'Решение'. Для создания анимированного GIF используются обе части. Технология
Flash использует только 'Дано', 'Решение' же оставляет проигрывателю Shockwave
Flash. Можно усложнить задачу, поставив условие на 'Дано', и таким условием
будут действия пользователя. Задача, предлагаемая на Flash-сайте, может иметь не
одно решение. Благодаря возможной интерактивности, изображение может менять
цвет, размер, прозрачность и полностью трансформироваться в зависимости от того,
что задумал дизайнер и что предпримет зритель. Диалог пользователя и
информационного пространства, возможно, пока примитивный, но уже по-настоящему
живой. Если для решения конкретных проблем Web-разработчику нужно
использовать во Flash-ролике растровую графику, он может это сделать,
импортировав 'картинку' практически любого формата. При этом она не просто
вставляется в нужное место клипа - с ней можно делать все операции, доступные в
современных графических пакетах: растягивать, сжимать, изменять размеры,
поворачивать, отображать зеркально, менять прозрачность, яркость и цветовой
баланс.
Принцип петли Потоковый звук, в последнее время получивший
широкое распространение в Интернете, - еще одно достоинство технологии Flash.
Форматы, существующие в Сети, требуют достаточно большой скорости передачи
данных, порой невозможной из-за низкого качества связи. Даже высокая компрессия
не позволяет эффективно использовать аудио- и видеопотоки на Web-страницах.
Чтобы избежать многих трудностей в сфере звука, технология Flash использует
принцип, который называется 'loop'. В переводе с английского слово 'loop'
означает 'петля'. Для создания фона небольшой звуковой файл с расширением WAV
'замыкается' (подобно петле) и воспроизводится необходимое количество раз.
Остальные звуки, 'привязанные' к различным объектам на странице, появляются
только в результате действий пользователя. Так формируется живая звуковая
картина. Если не сидеть полчаса перед одной и той же страницей в полном
бездействии, то перемещение, сопровождающееся анимацией и интерактивным звуком,
вполне скрывает недостаток повторяемой мелодии. Скорее всего, эффект 'loop' не
будет замечен, так как экспонирование одной страницы составляет не более
двух-трех минут. При этом в новой версии Flash 4.0 становится возможной
компрессия MP3, что позволит включать в содержимое уже целые музыкальные
произведения. Преимущества Shockwave Flash становятся со временем все
очевиднее. Мультимедийность и интерактивность постепенно переходят в категорию
необходимых черт любой Web-страницы. А для развлекательной индустрии,
шоу-бизнеса, презентаций и рекламы Flash представляет неограниченную сферу
деятельности. Создание рекламных и презентационных роликов может быть особенно
эффективным, если учесть размер создаваемого Flash-клипа. На одну дискету
вместится два больших Flash-проекта и проигрыватель для их воспроизведения.
Большой популярностью на Западе сейчас пользуются Flash-ролики
новых кино- и видеофильмов. Ни одна текстовая информация, даже прекрасно
иллюстрированная, не сможет дать ощущение атмосферы фильма, его настроения, а
Flash-презентация делает это очень успешно.
Для знакомства с этой технологией лучше всего отправиться
прямо на сервер корпорации Macromedia и заглянуть в галерею Flash-сайтов. Ну и,
конечно, мы будем рады увидеть Вас на страницах нашего сервера
http://www.avestadesign.ru/, где для вас собрана коллекция лучших западных работ
в этой области и наши Flash-проекты.
Литература по FLASH
|