On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru


Лучше играйте на бирже: казино остров сокровищ вход. Остров - запчасти в наличии.




 

Macromedia Flash: живее всех живых

Елена Тихонова

Как сеть, связавшая множество компьютеров по всему миру, Интернет появился в 1983 году. Тогда основными сферами коммуникаций были электронная почта (e-mail), передача файлов, информационные конференции и удаленное управление компьютером. Но Интернет выступал в то время лишь в роли мощной и распространенной сети и служил только для передачи данных. Основы современного интерактивного и наглядного Интернета - World Wide Web, или Всемирной Паутины, заложил Тим Бернерс-Ли, сотрудник Европейского Совета по Ядерным Исследованиям. Со своими коллегами он разработал протокол передачи гипертекста, или Hyper Text Transfer Protocol - HTTP. С этого буквосочетания начинается адрес большинства сайтов в Сети. В нем же и заключается принцип действия всего Интернета, который, по сути, представляет собой единство гипертекстовых единиц, или один очень большой текст. С самого начала гипертекст совершенствовался, к нему прирастали различные дополнения в виде графических файлов, потокового аудио и видеороликов. Последние разработки в области HTML отвечают многим современным требованиям (например, Dynamic HTML расширил возможности в представлении текста и позволил осуществить элементарное программирование непосредственно в Web-странице), но говорить об анимации на сайте, представленной в виде GIF-файла, скоро станет просто неприлично. Стремительное развитие мультимедийной и интерактивной составляющих Сети потребовало от Web-разработчиков чего-то принципиально нового. В тех областях, где гипертекста (даже динамического) явно не хватает, нужна новая технология.


Современная ситуация в Web предъявляет к новому стандарту достаточно жесткие требования: универсальность и совместимость со всеми платформами и предыдущими стандартами, независимая от разрешения монитора картинка, неизменные в любых условиях шрифты. Некоторые из этих требований не способен выполнить даже Dynamic HTML: если на пользовательской машине не установлены шрифты, использованные при создании страницы, то броузер заменит их своими стандартными по умолчанию. А если дизайнер не позаботился о масштабируемости Web-проекта, значительная часть пользователей увидит совсем не то, что нужно. На некоторых страницах указывается 'оптимальное разрешение' и 'нужный броузер' для просмотра содержания. А что если у некоторых просто нет возможности установить разрешение 1024 х 768? Проект, содержащий важную информацию, можно 'стерпеть' в любом виде, однако если целью дизайнера было построение имиджевого или развлекательного сайта, вряд ли кому-либо захочется к нему возвращаться (пусть даже с новым монитором). Необходимость нового изобразительного Web-средства, способного дать Сети новые краски и перспективы, никто отрицать не будет.
Shockwave Flash от корпорации Macromedia становится новым стандартом представления интерактивной и мультимедийной информации в Интернете. Многим уже сейчас ясно, что Flash (для представления анимации и создания интерактивности) в сочетании с Dynamic HTML (для представления текстовой информации) представит будущее Web.
Слоган, встречающий каждого нового пользователя Flash на сайте http://www.macromedia.com/, - 'Add Life to Web' ('Оживи Web'), отражает главный принцип технологии - сделать Сеть по-настоящему интерактивной и, следовательно, живой. Графика и звук, реагирующие на каждое движение пользователя, открывают новую степень свободы в получении информации.
Являясь уникальным инструментом для создания мультимедийных, интерактивных материалов, технология Flash наравне с обычной растровой графикой использует векторную. Изображение вместе с аудио- и видеосодержимым совмещается в едином файле, который называется 'Flash-клип'. С копией такого файла, размещенной на Web-сайте, можно работать и в оффлайновом режиме. Вне зависимости от места размещения, дизайн и оформление клипа остаются неизменными (даже при отсутствии на пользовательской машине используемых в клипе шрифтов). Возможно точное позиционирование элементов дизайна даже при изменении размеров окна просмотра. Вместо переформатирования (называемое перезагрузкой страницы), которое обычно делает броузер, выполняется пропорциональное масштабирование всего клипа. Благодаря тому, что в векторной графике все элементы не описываются, а задаются, очень сложное содержание можно уместить в клипе достаточно небольшого объема. К примеру, если размер картинки в формате GIF составляет 5,5 Кбайт, то такая же векторная картинка занимает всего 231 байт. Разница в объеме для загрузки из Сети, где практически все зависит от скорости передачи данных, согласитесь, очень значительная. Уникальность векторной графики заключается также в возможности ее масштабирования без потери качества, чего невозможно достичь при увеличении файлов растровой графики. Привлекательно использование звуковых файлов в формате WAV, 'привязанных' к любому моменту отображения отдельных сцен, действию с активными элементами дизайна. Все объекты, включенные во 'Flash-клип', могут перемещаться по собственным произвольным траекториям, одновременно изменяя размер, цвет, прозрачность. Объекты способны 'прятаться' под маску и 'выходить' из под нее. Запуск и остановку анимации, а также количество ее повторов, определяет дизайнер при создании клипа.
Просмотр Flash-содержимого возможен с помощью проигрывателя Shockwave, первая версия которого была представлена в 1995 году. С того времени, как Macromedia начала бесплатно распространять этот проигрыватель, Flash получил широкое распространение в Сети и стал стандартным средством создания и просмотра графики в Интернете. По данным проведенного в феврале 1999 года корпорацией King, Brown & Partners опроса, 69,3 млн пользователей Web уже установили последнюю версию Shockwave Player (самого компактного Интернет-проигрывателя) и теперь могут воспользоваться преимуществами, которые открывает Flash. Свободно распространяемый проигрыватель Flash уже включен в дистрибутив последних версий броузеров и операционных систем. Среди Flash-совместимых программ: Microsoft Windows 95, 98; MacOS 8.5; Microsoft Internet Explorer 4, 5; Netscape 4.5. Macromedia усиленно работает в области стандартизации Flash-технологий. Среди последних разработок интеграция Flash и Quicktime 4, а также включение в Web-редактор Dreamweaver 2 поддержки объектов из баз данных Oracle8i.
Первым впечатлением от посещения любого Flash-сайта является легкий шок: неужели это можно сделать в Интернете? Даже после Dynamic HTML Flash кажется чем-то необыкновенным. Он похож скорее на рекламную заставку, телепередачу - все, что угодно, только не на то, что встречаешь обычно в Сети. И постепенно приходит понимание того, что за Flash - будущее Web.
Конкурентоспособного, компактного стандарта, совмещающего графику и звук, сейчас в Интернете нет. Остается несколько стандартов, разработанных в сочетании с HTML. Из того, что мы видим на Web-страницах, можно выделить анимационный GIF, а из того, что слышим, - потоковый звук. Стандарт анимационной пиксельной графики GIF, принятый в 1989 году, сейчас уже не способен справиться с запросами пользователей в сфере движения, а уж об интерактивности и говорить не приходится.
Так, например, чтобы нарисовать движущийся круг диаметром в 100 пикселов с помощью 'простого' GIF, понадобится описывать каждую точку круга в нескольких точках движения, что даже при компрессии дает большой объем. Используя векторную графику и технологию Macromedia Flash, потребуется задать всего лишь цвет круга, характер заливки, описать радиус и траекторию его движения. Вот уже готова анимация, размером не больше значка Windows-приложения. Гениальность идеи этой технологии напоминает школьные задачи по математике, в которых было два неизменных раздела: 'Дано' и 'Решение'. Для создания анимированного GIF используются обе части. Технология Flash использует только 'Дано', 'Решение' же оставляет проигрывателю Shockwave Flash. Можно усложнить задачу, поставив условие на 'Дано', и таким условием будут действия пользователя. Задача, предлагаемая на Flash-сайте, может иметь не одно решение. Благодаря возможной интерактивности, изображение может менять цвет, размер, прозрачность и полностью трансформироваться в зависимости от того, что задумал дизайнер и что предпримет зритель. Диалог пользователя и информационного пространства, возможно, пока примитивный, но уже по-настоящему живой.
Если для решения конкретных проблем Web-разработчику нужно использовать во Flash-ролике растровую графику, он может это сделать, импортировав 'картинку' практически любого формата. При этом она не просто вставляется в нужное место клипа - с ней можно делать все операции, доступные в современных графических пакетах: растягивать, сжимать, изменять размеры, поворачивать, отображать зеркально, менять прозрачность, яркость и цветовой баланс.

Принцип петли
Потоковый звук, в последнее время получивший широкое распространение в Интернете, - еще одно достоинство технологии Flash. Форматы, существующие в Сети, требуют достаточно большой скорости передачи данных, порой невозможной из-за низкого качества связи. Даже высокая компрессия не позволяет эффективно использовать аудио- и видеопотоки на Web-страницах. Чтобы избежать многих трудностей в сфере звука, технология Flash использует принцип, который называется 'loop'. В переводе с английского слово 'loop' означает 'петля'. Для создания фона небольшой звуковой файл с расширением WAV 'замыкается' (подобно петле) и воспроизводится необходимое количество раз. Остальные звуки, 'привязанные' к различным объектам на странице, появляются только в результате действий пользователя. Так формируется живая звуковая картина. Если не сидеть полчаса перед одной и той же страницей в полном бездействии, то перемещение, сопровождающееся анимацией и интерактивным звуком, вполне скрывает недостаток повторяемой мелодии. Скорее всего, эффект 'loop' не будет замечен, так как экспонирование одной страницы составляет не более двух-трех минут. При этом в новой версии Flash 4.0 становится возможной компрессия MP3, что позволит включать в содержимое уже целые музыкальные произведения.
Преимущества Shockwave Flash становятся со временем все очевиднее. Мультимедийность и интерактивность постепенно переходят в категорию необходимых черт любой Web-страницы. А для развлекательной индустрии, шоу-бизнеса, презентаций и рекламы Flash представляет неограниченную сферу деятельности. Создание рекламных и презентационных роликов может быть особенно эффективным, если учесть размер создаваемого Flash-клипа. На одну дискету вместится два больших Flash-проекта и проигрыватель для их воспроизведения.

Большой популярностью на Западе сейчас пользуются Flash-ролики новых кино- и видеофильмов. Ни одна текстовая информация, даже прекрасно иллюстрированная, не сможет дать ощущение атмосферы фильма, его настроения, а Flash-презентация делает это очень успешно.


Для знакомства с этой технологией лучше всего отправиться прямо на сервер корпорации Macromedia и заглянуть в галерею Flash-сайтов. Ну и, конечно, мы будем рады увидеть Вас на страницах нашего сервера http://www.avestadesign.ru/, где для вас собрана коллекция лучших западных работ в этой области и наши Flash-проекты.



Литература по FLASH