Hаложение рельефа, или bumpmapping, - продвинутая методика моделирования
рельефных поверхностей. Суть bumpmappingа в следующем: в реальном времени
рассчитывается рельефная карта, которая используется для симуляции рельеф-
ности. Такой рельефной картой может быть карта освещенности или карта смеще-
ний UV. Общий вид рельефной карты - DuDvL, где Du/Dv - дельты текстурных ко-
ординат environment map, L - освещенность.
Прежде всего программист готовит карту высот (height map), которая описывает
рельеф в виде множества высот, либо карту смещений нормалей (normal
dispmap), которая описывает рельеф в виде нормалей. Для того, чтобы например
подчеркнуть показать бугорки и впадины рельефа с помощью светотени, надо за-
темнить либо осветлить стенки этих бугорков и впадин. Таким образом сущест-
венными для bumpmapping являются не сами высоты, их дифференциалы.
Рассмотрим два вида рельефных карт по отдельности.
1) Карта освещенности (lightmaps). Каждому пикселу ставится в соответствие
значение освещенности L. Карта освещенности рассчитывается с учетом источни-
ков света. Полученная карта освещенности накладывается на основную текстуру
альфа-смешением. Этот метод симулирует рельефность матовой поверхности игрой
света и тени.
2) Карта смещений UV (UV-dispmap). Каждому пикселу ставится в соответствие
вектор DuDv. Карта смещений UV используются для получения environment map
с пертурбацией. Пертурбация означает, что environment map искажается опреде-
ленным образом, чтобы передать рельефность. Полученный environment map также
накладывается на основную текстуру альфа-смешением. Этот метод симулирует
рельефность глянцевой или зеркальной поверхности отражением окружающей сре-
ды.
|