Роман Соболенко
Стоит ли пытаться изобрести велосипед и методом проб и
ошибокизучать явления, которые давно исследованы, описаны и просчитаны? Не проще
ли заранее познакомиться стехнологиями печати ивыяснить, как корректируются те
или иныепроблемы. Возьмем, например, растискивание dot gain, если поанглийски.
Что это такое и как с ним бороться, давно известно.
У нас кто верстает, тот читать не любит. Не вообще интересные
книжки, а конкретно-руководства по графическим и издательским программам, по
технологиям печати. Запустил программу, работает она, вроде все хорошо -ну и
незачем лезть в дебри. Пусть параметры остаются установленными 'по умолчанию'.
Начнешь менять что нибудь, еще испортишь. Как умные головы придумали, так пускай
все и стоит. Иногда все же народ удивляется, почему из типографии приходит
совсем не то, что должно было бы получиться. Но и это не беда. Опыт-он ведь сын
ошибок трудных. . . В следующий раз учтем, на глазок тут прибавим, здесь убавим,
и все будет в полном порядке. Если говорить о растискивании, то параметр сей
предпочитают не трогать те, кто как раз и обязан учесть и компенсировать
последствия этого явления. Сделать это нетрудно. Наверное, все видели настройку
dot gain в профессиональных верстальных и графических пакетах. Проявляется
растискивание при печати в типографии, но бороться с ним надо гораздо раньше.
Суть явления
Понять, что есть
растискивание, легко. Надо лишь запомнить, что при печати каждая точка растра
занимает площадь больше расчетной. В идеале, как это представляется компьютерной
программе, точка должна получиться круглой и иметь точно такой диаметр, какой
требуется для передачи заданного полутона. На самом же деле, попадая на бумагу,
точка теряет правильность формы и, что еще хуже, раздается вширь (рис. 1).
Визуально увеличение площади точек растра проявляется в пропорциональном
росте оптической плотности отпечатанного изображения. То есть, если говорить
проще, иллюстрация в газете или журнале будет темнее, чем вы видели на экране. И
пошла прахом кропотливая работа по ее доводке до ума. Независимо от того,
насколько точно откалибрована ваша компьютерная система. Но только в том случае,
если вы не позаботитесь о компенсации растискивания.
Не надо думать, что
растискивание возникает из за недоработки печатников или изношенности печатного
станка. Отнюдь. Растискивание непременно сопутствует процессу печати, где
используется жидкая краска и бумага - от типографского офсета до офисного
струйного принтера. И от новизны оборудования зависит далеко не в первую
очередь.
Факторы, влияющие на
растискивание
Во-первых, это впитывание краски в бумагу. У
разных типов бумаги впитывание существенно отличается. Мелованная, например,
впитывает краску внесколько раз слабее, чем газетная бумага без покрытия. На
последней, следовательно, и растискивание проявляется куда заметнее. Во-вторых,
перенос краски на бумагу происходит под некоторым давлением. Из за этого точка
свежей краски на мелованной бумаге увеличивается по площади. Степень этого
увеличения, то есть растискивание от давления, определяется в основном вязкостью
краски. Тяжелые краски, обладающие высокой клейкостью, выжимаются значительно
слабее, чем легкие, более жидкие. Третий фактор - периферийное 'вскипание'
краски по окружности точки. Если говорить об офсетной печати, то каждая точка
растра окружена тонким ореолом краски. Это происходит из за того, что каждая
точка имеет микроскопический рельеф и краска стекает к ее краям.
Наконец, в-четвертых, растискивание зависит от состояния печатного
пресса и условий печати. Под этим пунктом собрано много разных причин, но по
отношению к вышеперечисленным факторам они оказывают на растискивание не такое
уж большое влияние.
И еще
иллюзия
Принято считать, что растискивание имеет чисто
материальное происхождение. Это так, но не только. Посмотрите на рис. 2, это
общеизвестный пример оптической иллюзии, но он также имеет отношение к теме.
Обратите внимание на серые квадраты в местах пересечения белых линий. На самом
деле там никакой краски и в помине нет. При определении растискивания нельзя
пренебрегать ее оптической составляющей. Формула Мюррея -Дэвиса, на которой
базируется большинство выпускаемых денситометров, учитывает этот фактор. Так что
если мы измеряем растискивание не на глазок, а при помощи денситометра, то и
оптическая иллюзия не остается 'за кадром'.
Как
измеряется растискивание
Чтобы определить реальное
растискивание, необходимо спечатать стандартную измерительную шкалу полутонов,
подготовленную на компьютере. Естественно, при ее выводе на пленку следует
исключить любую компенсацию растискивания. Получив оттиск, надо вооружиться
денситометром и узнать плотность в контрольных точках шкалы. Стандарт
предусматривает измерение растискивания на 40 и 60 процентном сером. На практике
народ зачастую ограничивается определением фактической плотности только в одной
точке - для 50 процентного серого. Достаточно ли этого? Давайте еще раз уточним,
в чем проявляется растискивание. В средних тонах и тенях растискивание приводит
к затемнению изображения. В светах мы сталкиваемся с потерей деталей и
уменьшением контрастности. В самых глубоких тенях также наблюдается потеря
деталей и наплывание точек растра одна на другую. Логично и замеры плотности
производить, как минимум, в пяти точках. На светлом конце шкалы на 100 градаций
серого (рис. 3) надо воспользоваться ячейкой, где появляется растр регулярной
структуры. Обычно она соответствует 1 -4%. Если растр обнаруживается при большей
плотности, значит, были допущены ошибки при экспонировании диапозитива и
заниматься дальнейшими измерениями нет резона. На противоположном конце шкалы
надо найти наиболее темную точку, в которой еще виден растр. Для бумаги без
покрытия это где то около 80%, для хорошей меловки -примерно 90 -95%. Для
остальныхточек принимаются те ячейки, в которых плотность по показаниям
денситометра соответствует 25%, 50%и 75%с точностью +/1. Номера этих ячеек
(скажем, 2, 17, 36, 64 и 94, включая точки на концах шкалы)будут использованы
для получения компенсационной кривой.
Компенсация
растискивания
По результатам измерения нетрудно построить
график, демонстрирующий степень растискиванияв зависимости от плотности
исходного растра (заданного размера точек). Например, для мелованной бумаги
получится примерно такая кривая, как нарис. 4. Если ее смоделировать в
Photoshop, можно убедиться в том, что растискивание существенно затемняет
изображение при печати, и пренебрегать им просто глупо. Теперь можно построить
компенсационную кривую. (Здесь требуется именно нелинейная коррекция, а не
простое увеличение яркости или гамма функции, как это часто делают, не
задумываясь о природе явления.) Данные для построения компенсационной кривой у
нас уже сняты с денситометра. Величины, откладываемые по вертикальной оси (ось
результатов)в опорных точках -это 0%, 25%, 50%, 75%и 100% по горизонтальной оси
соответствуют номерам квадратов, о которых мы говорили выше. В результате
получится кривая, как на рис. 5. Как ей воспользоваться на практике, зависит от
приложения, с которым выработаете. В Photoshop, например, ее можно записать на
диск и затем подгружать на последней стадии обработки иллюстрации с помощью
командыImage/Adjust/Curves. Комментировать эффект компенсационной кривой и как
он отразится на качестве печати в типографии, думаю, нет необходимости. Остается
добавить, что растискивание следует измерить не только для черного, но и для
остальных трех каналов. Помните вторую причину появления растискивания? Поэтому
имеет смысл построить индивидуальные компенсационные кривые для каждой краски.
А другие варианты?
Конечно, если у вас нет
денситометра, сложности с фотовыводом тестовой шкалы или ее печатью в
типографии, то построить точную кривую вы не сможете. Это не будет иметь смысла
также при чехарде с бумагой и красками. Что же можно рекомендовать в этом
случае? Разумеется, игнорировать растискивание - чистейший идиотизм, за вас его
последствия никто не исправит. Работать 'на глазок' - наш метод, но хороших
результатов не сулит. Остается воспользоваться сильно усредненными
компенсационными кривыми, предлагаемыми в профессиональных программах подготовки
графики и верстки. По крайней мере, они позволят учесть, на бумаге какого типа
будет печататься ваше издание. Хотя, конечно, это очень сильно напоминает
стрельбу по уткам с завязанными глазами. Какой бы из методов вы ни выбрали для
борьбы с растискиванием - построение точных компенсационных кривых,
использование поставляемых с программой профилей, не забудьте, что компенсацию
надо произвеститолько один раз. Или при подготовке иллюстраций в графическом
редакторе, или при выводе из приложения верстки.
Графика и дизайн: общие темы
|