Первая версия формата GIF ("Graphics Interchange
Format", "Формат для обмена графической информацией") была
разработана в 1987 году специалистами компьютерной сети CompuServe.
Пользователям этой сети не нравилось, что архивы с графическими изображениями из
файловых библиотек CompuServe приходилось распаковывать всякий раз перед
просмотром. Выход в такой ситуации очевиден: нужно, чтобы сам по себе формат
содержал уже достаточно хорошо упакованные графические данные. Алгоритм
распаковки должен быть при этом встроен во все программы, намеревающиеся
работать с этим форматом (утилиты просмотра, графические редакторы и т.п.).
Именно такой подход и реализован в формате GIF.
Хотя с тех времен пропускная способность модемов увеличилась во
много раз, требования к компактности файлов, передаваемых по сетевым каналам,
отнюдь не отошли на второй план. Web-страница, которая со всем своим текстом и
графикой занимает свыше 40-50 Кб, уже считается "большой" - и далеко
не каждый посетитель дождется, пока она целиком загрузится в его броузер.
Профессионализм Web-дизайнера как раз и заключается в том, чтобы отыскать
должный баланс между художественностью, информативностью страницы и ее весом.
Потому-то формат GIF, главным достоинством которого является минимальный размер
файлов, до сих пор сохраняет свое значение основного графического формата World
Wide Web.
Конечно, GIF - не единственный формат, позволяющий сжимать
графические данные; кое-какие способности к сжатию есть у форматов BMP, PCX и
многих других. Однако GIF - один из немногих форматов, использующих
"настоящий" алгоритм сжатия, почти не уступающий по эффективности
программам-архиваторам. Иными словами, GIF-файл не нужно архивировать, так как
это редко когда дает ощутимый выигрыш в объеме.
Как и у программ-архиваторов, степень сжатия графической
информации в GIF сильно зависит от уровня ее повторяемости и предсказуемости, а
иногда еще и от ориентации картинки - поскольку GIF сканирует изображение по
строкам, то, к примеру, плавный переход цветов (градиент), направленный сверху
вниз, сожмется куда лучше, чем тех же размеров градиент, ориентированный слева
направо, а этот последний - лучше, чем градиент по диагонали.
|