On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Как я и обещал - сегодня о шрифтах... Ну и о фонтах, естественно...

MrDeSign

Отступление в виде пояснения: Я слегка получил "по ушам" от главного сталкера за прыжки в сторону по тематике своих опусов. На самом деле это немного не так. У меня расписан достаточно четкий (но очень длинный) план подачи тем. Напомню, мы начали тему "Стиль" с раздела "Логотипы", ну и вполне логично пришли к шрифтам (чтобы потом не касаться их столь дотошно). Понятно, что без шрифта никакой логотип невозможен... В следующем выпуске начнем рулить обратно к стилю...


Культура шрифта

Шрифты как искусство имеют давнюю историю, длинные корни и огромное количество материалов в инете по этой теме, хотя большинство материалов на английском.

Создание шрифтов как таковое всегда почиталось за искусство, более того, даже в современном дизайне - это особая статья. Можно за день сделать много рекламных объявлений, можно за месяц разработать полный фирменный стиль, но хороший шрифт даже за месяц создать очень трудно. Все дело в том, что каждый символ по своей структуре, архитектонике, деталям должен соответствовать остальным символам набора, иначе он будет "выпадать" из строки.

Традиционно все шрифты строились, исходя из концепции "писания пером по бумаге", то есть вид шрифта зависел от инструмента. Клинопись имела свою специфику, славянские письмена на бересте - свою. Китайские и японские иероглифы строились на базе кисти и специальной бумаги, больше напоминавшей ткань. Железный набор ввел свои требования, но культура веков присутствовала и в нем. Шрифты до самого начала ХХ века делились условно на класс "Антиквы" и класс "Брусковые". В Германии, Англии и Новом Свете присутствовал дополнительный вид - фрактура, вполне естественно происходящая последовательно от Текстуры, Ротунды в развитую Фрактуру. Этот вид в народе называют "готическим" шрифтом. И российские художники весьма дерзко применяют его в логотипах предприятий и фирм, никакого отношения не имеющих ни к готике, ни к Германии со Старой Англией.

Uncial

Rotunda

BlackLetter


Венецианский тип шрифта



Венецианские типы шрифта, которые были более удобными для печати на прессах, были созданы в ХХV веке в Италии. Первое их использование отмечено в 1645 году. Оригинал для отливок исполнялся широким пером с наклоном оси влево.

  • наклон оси письма влево(смотри O и b)
  • верхняя клиновидная засечка для знаков нижнего регистра (смотри b)
  • Закругленные переходы на засечку в основных штрихах.

Толщина штриха в венецианскиом типе практически не изменяется.


Тип Геральдик (Старофранцузский стиль)

Типы Geralde - почти полное подобие венецианского типа. Это просто тип в развитии. Ведущим шрифтом Ренессанса и раннего барокко являлся Гарамонд.

Характеристики почти те же, только нижняя засечка является двусторонней.

Garamond (Claude Garamond, 1480 - 1561)


Переходный (старый барокко)

Эти типы шрифта формируют переход от шрифтов Ренессанса к современным типам шрифта. С повышением качества печати и используемой бумаги шрифты становятся более контрастными, а некоторые их элементы - более тонкими. Наклон оси на округлых символах практически исчезает.

Times (Stanley Morison, 1889 - 1967)

Baskerville (John Baskerville, 1706 - 1775)


Современный Тип (Didot)

Современные типы шрифта возникли с переходом граверов литер на медь и сталь. Эти материалы обеспечивали более тонкие линии и прямые углы на засечках, ну и более высокое качество отливок.

Характерны прямая ось письма и прямые, без скруглений засечки.

Bodoni (Giambattista Bodoni, 1740 - 1813) Didot (Firmin Didot, 1761 - 1836) Walbaum, Pergamon, Corvinus


Slab Serif

В конце XIX - начале XX века появилась острая необходимость в новых шрифтах для рекламы, оформления транспортных магистралей, объявлений, деловых и частных печатных материалов. Появились типы Египет и Модерн (Тип Египет поимел свое название от публикации этим шрифтом о победе кампании Наполеона в Египте).

Тип имеет три производные...

  • Шрифты с квадратными засечками
  • Clarendon при почти обычной антиквенной форме символа имеет квадратные засечки
  • Тип TypeWriter (не путать с приведенным ниже шрифтом, по иронии судьбы имеющим то же название) имеет одинаковую ширину стоек и других элементов и постояную ширину символа

Последний тип имеет очень много производных от создателей печатных машинок и выделяется к настоящему времени в особую группу MonoType, так называемых моноширинных шрифтов, в которых все литеры (не символы!) одной ширины.


San Serif (Гротеск)

Сначала эти типы шрифта считались неудобными и непривлекательными, поскольку зрителю явно не хватало традиционной засечки. Эти шрифты дословно называли абсурдными. И только через сто лет, в 20-е годы нашего столетия, разработки немецкой дизайнерской школы Bauhaus довели шрифты до совершенства и положили активное их распространение в рекламе и повседневной жизни. Ариал - для компьютерщиков других примеров и не надо :o)

Тип Sans Serif имеет сравнительно однородные штрихи, отсутствие значимого контраста. Есть три типа шрифтов sans с засечками:

Наиболее ранние разработки этой группы шрифтов

Helvetica (Miedinger, 1951), Swiss, Univers (Frutiger, 1952), Franklin Gothic (M.F. Benton, 1903)

- Геометрический - под влиянием разработки Bauhaus

Futura,

Avant Garde

Lubalin Graf

Последний явно с засечками, но не является моноширинным, а посему и попал в эту группу...

- Тип шрифтов с полунамеком на засечки - расширение стойки и другие приемы имитации засечки...

Gill Sans (Eric Gill, 1928)

Optima (Zapf, 1958)

Albertus


Декоративные шрифты

Как известно, реклама развивает потребности, и в области шрифтов тоже... С начала ХХ века разработано огромное количество декоративных шрифтов, выделившися в специальную группу. В основном шрифты разработаны коммерческими художниками.

Они далеко не всегда удобочитаемы, ибо используются в качестве акцидентных (для акцента), заголовочных шрифтов, а основной текст выполняется близкими по духу или смыслу наборными шрифтами из вышеописанных групп.

Arnold Boeclin


Davida

Klinton Blade

Motter Fem
Ну и остальное превеликое множество этой группы...


Каллиграфические (рукописные) шрифты.

Эта группа объединяет шрифты, имитирующие свободный почерк от классического понимания до самого свободного...

Группа Brush - шрифты, написанные кистью... (вроде как бы)

Cherry

ChickenStrath

Funky

Группа Calligraphy - (шрифты, выполненные пером)

Amasone

FlemishScript

И довесок к этой группе - чьи то почерки шариковой ручкой...


Остальное

Существует масса шрифтов, которые невозможно распределить в какую-то группу, или наоборот, по параметрам они подходят во многие группы. Ну и Бог с ними... Мы не будем терять на них время. Двинем ко второй части ...

Фонты (компьютерные шрифты)

В этом разделе самой злободневной темой было, есть и будет обилие кириллических кодировок... Их очень много. В чем причина?... Не знаю... Видимо, в разрозненности производителей софта. Между DOS и WINDOWS разница должна была быть, так как она есть и на Западе...

А вот как быть с кодировками, кодами и уникодами?.. Давайте для начала посмотрим таблицу. Это TTF доуникодной эпохи...

Красная - зона для чисто латинских знаков (англ. зона)

Зеленая - разные спецсимволы

Желтая - наша родная, кириллическая часть. Вот в ней то бардак и происходит. В ихнем фонте, нетронутом руками наших умельцев, лежат милые сердцу норвежцев, финнов, шведов и прочих чехов элементы ихней культуры, у нас запросто прозываемые "кракозябрами". Когда вы подключаете подобный нелокализованный шрифт - то ваши опусы даже шведы прочитать не смогут.

Далее фрагмент той же желтой зоны для KOI-8. (благо, ихнюю "красную зону" наши мастера руками не трогали).

Ну да, все с точностью до наоборот... хотя логика есть. Она просто должна быть (а иначе зачем?)...

Дабы устранить этот мировой бардак (Вавилон), компания Микрософт придумала всеобъемлющую таблицу, включающую одновремено и национальные алфавиты, и кракозябры, и математические символы, и символы DOS. Вот полюбуйтесь на таблицу (если дождетесь ее загрузки). Наша зона в ней по-прежнему желтая, кракозябры шведов и финов стали сиреневыми, и плюс еще две белых зоны для DOS и математических символов.

Могу вас утешить тем, что если конвертить обычный TTF в уникод, то утилита просто переносит нашу желтенькую зону в другие ячейки и никаких доп. символов не добавляет. То есть размер файла не растет, а вы лишаете себя удовольствия иметь "кракозябры внутри вашего фонта. И даже наоборот, при этом вы лишаете себя символа "?", так как Билл Гейтс просто не догадывается, что символ # в России ассоциируется с чем-то другим. Вообще то он в таблице есть, но лежит совсем в другом, менее заметном месте.

Ну и KOI-8 пока никто не отменил...


О качестве фонтов...

Данный вопрос отнюдь не праздный, ибо фонты, как и остальной софт, мы привыкли покупать вовсе не там, где его качество гарантируют. Поэтому на пиратских дисках появляются "левые" фонты очень низкого качества неизвестных умельцев, или же фонты от "Рaratype", прошедшие предпродажную подготовку чудо-конверторами. А доверчивые рекламисты вовсю шпарят объявления этими мутантами, мучая наши глаза.

Пример. Шрифт под названием "Сказка для Сережи" (в девичестве Arnold Boeclin). Не могу в данный момент показать его прелести, так как года три назад просто смастерил свой, не перенеся оного... Но вот подобная штучка с Windsor.

Фонт явно сконвертирован с помощью мутабельных программулек - из простого сделан bold, и механический ужим... Шрифт потерял свою истиннную прелесть и стал похож на произведение неважного художника... А может просто - криво оттрассирован...

А вот российская локализация меня потрясла... красным отмечены сомнительные знаки... Недостаточно просто перевернуть V, что бы получить Л. А буква "г" - это ваще... я никогда бы так не догадался. Ну и остальное тоже... Вельми понеже (весьма вами благодарен).

Как же выбирать фонты тем, кто не особенно разбирается в тонкостях шрифтопостроения?

У нас в России очень качественным локализатором (во, блин, слово придумал...) фонтов является фирма ParaType. Все шрифты этой фирмы предельно качественно локализованы профессионалами высокого класса. А что бы не нарваться на подделку или изувеченную версию - покупайте прямо в фирме. С помощью интернета это вполне реально.

Для пробы набейте эту фразу одноименным шрифтом и сравните... А если хотите заменить его на более человечный - надавите на саму картинку или сюды...

А это вам второй фонт в подарок... Если понравится - пишите... будут еще. Их есть у меня. Не понравится - тоже пишите. Будем исправлять.

Ну вот, вроде уже много... Из запланированного не вошло о разнице TTF и PFB, но это как нибудь потом... или в инете поищите, об этом есть много чего.


Немного о типсах... К сожалению, за 3 недели не получил ничего... совсем ни одного... Или вам жалко, или у вас нету?.. Неужели никто не мучает ночами "фотошоп"?

Предлагаю еще вариант. Имитация масляной живописи.

В свое время на ИнфоСЕРВИСе (мир праху его) размещалась целая галерея этих картинок. Но тогда я не имел хорошего монитора (повесть о том, как Леша Бабий притаранил его из Новосибирска, читайте в архивах Сталкера примерно за середину ноября), и картинки были слегка нехороши по цвету... ну не все, конечно :o). Тогда мало кто понял, что это не фотографии с картин, а цифровая обработка фотографий. Надеюсь, сейчас догадаетесь, как это сделано... Фотошоп 5.0

Для тех, кто отважится поэксперементировать, поясню... на настоящей картине проглядывает фактура холста. В процессе письма художник обычно идет от темного к светлому. То есть более светлые тона накладывает поверх темных. Для большей убедительности художник делает света более пастозными (это когда краска лежит достаточно толстым слоем, и фактуру холста уже не видно). Кисть при сочных мазках оставляет характерный след с выпуклостями краски по краям (на шляпке). Иногда художник использует мастихин (железная лопаточка) для размазывания краски (света на платье), что тоже дает определенный рисунок мазка. Ну и светотень должна быть все таки подчеркнута каким то образом (детали носа, глаз).

И еще относительно деталей. В живописи всегда важно выделить главное. То есть основные детали могут быть прописаны тщательно (глаза, нос, губы), а второстепенные (волосы) могут быть менее проработаны, то есть более широкими свободными мазками. Но иногда бывает все наоборот. Так что дерзите...

И еще совет - не используйте кистей и распылителей... испортите форму. Только эффекты, вырезку, цветовые настройки и слои. (в том смысле, что самому рисовать ничего не надо).



Графика и дизайн: общие темы