On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Mr De Sign

Фирма Ulead объявила конкурс на анимашки с применением своего продукта. Смысл понятен - дополнительная реклама, промоушен и так далее продуктов своего изготовления. Внушительные призы по нескольким номинациям. Срок подачи - до 31 мая. Фирма широко известна в мире, поэтому есть надежда, что не будет такого бардака, как на 'Золотом Урле'. Надо сказать, что 'урологи' несколько подорвали авторитет подобных конкурсов и слегка отбили желание участвовать в них, и не только у меня. Все обозреватели трещали по этому поводу почти неделю.
Но вернемся к конкурсу. Призы стимулируют вдохновение. Требования - по ширине анимашка должна быть не более 150 пикселей, по 'живому весу' - не более 30 Kb. Начинающим будет сложно вписаться в такой размер, но если посидеть пару часов с Ulead Gif Animator - то все может закончиться весьма успешно. По творческой части ничего подсказать не могу - это дело совести и вдохновения каждого автора персонально, но могу намекнуть, что буквально после нескольких первых заявок хозяева конкурса выложили несколько образцов, примерно показывающих уровень и направление анимации. То есть они надеются получить от вас нечто более или менее серьезное (иначе они просто не отдадут вам эту штуку баксов и лицензионную коробку со своим продуктом, а также вроде что-то еще и очень много). Условия и правила, а также возможность зарегистрироваться  и отправить им свой продукт в обмен на ихний ищите по адресу http://www.webutilities.com/contest/ , и там же можете поглядеть на работы других конкурсантов... И чуть не забыл... Конкурс-то международный (это я к тому, что для большего понимания и более чуткого отношения жюри к вашим работам тексты лучше сделать на английском языке).


Как обращаться с цветом и тоном в среде?

Правильнее было спросить - как организовать среду с помощью цвета и тона? В этом случае процесс организации идет на весьма абстрактном уровне (в том смысле, что конкретные объекты для нас имеют значение только своими внешними признаками, композиционными).


Размышления о тоне

Светлое и темное, граница между светлым и темным, соотношения светлого и темного по шкале 'самое светлое - самое темное'.

white.gif (70 bytes)

black.gif (70 bytes)

white.gif (70 bytes)

black.gif (70 bytes)

gradient.jpg (853 bytes)

Вот, по сути, средства работы с тоном. На самом деле их можно еще более обобщить до начальной фразы 'светлое - темное'. Вернее 'разница между светлым и темным'. Если вы изберете для своей странички белый фон, то вся ваша рабочая шкала будет направлена в сторону темного, и наоборот, на черном фоне вся рабочая шкала направлена в сторону светлого (напомню, что пока мы говорим только о тоне). Но на сером фоне ваша шкала будет направлена в обе стороны.

gradient.jpg (853 bytes)

circle2.gif (1150 bytes)aw_right.gif (815 bytes)

gradient.jpg (853 bytes)

aw_left.gif (805 bytes)circle2.gif (1150 bytes)

gradient.jpg (853 bytes)

aw_left.gif (805 bytes)circle2.gif (1150 bytes)aw_right.gif (815 bytes)

Если вы измените уровень серого (фон) в ту или иную сторону - изменятся и ваши возможности по соотношению оттенков применяемого светлого или темного, изменится тональный строй вашей страницы. В таких случаях фон становится камертоном, базой для отсчета.

gradient.jpg (853 bytes)

aw_left.gif (805 bytes)circle2.gif (1150 bytes)aw_right.gif (815 bytes)

gradient.jpg (853 bytes)

aw_left.gif (805 bytes)circle2.gif (1150 bytes)aw_right.gif (815 bytes)

Последние две картинки важны особенно в том случае, если вы вдруг решили изменить тон фон после того, как страничка уже сделана... Все ваши акценты могут вдруг поменяться местами (по своему приоритету).

pic5.gif (1426 bytes)

pic6.gif (1406 bytes)

Клинические случаи с акцентом типа 1 (я не про акценты, просто случайно вырвалось) : используется много объектов максимально светлого тона. И если вам приспичило вдруг сделать еще один, самый важный, самый главный - то запаса по тону в светлую сторону у вас уже нет. Так что смотрите на шкалу и держите про запас... Можете взглянуть на любую из картин Рембрандта - белый цвет на них не является чисто белым, и имеет огромный запас в сторону светлого. Тут есть еще тонкость... Тон работает не сам по себе, а в соотношении... То есть носовой платок на картине может выглядеть белым, не будучи таковым буквально. Ну и как следствие - что бы усилить акцент (брр... ,  или просто контраст) - можно высветлить объект, а можно и наоборот, 'затемнить' его окружение (что многие дизайнеры и делают, используя накладные тени и эффект Glow, кстати, часто не совсем удачно).


Ну а теперь, вроде как бы между прочим, стараясь перейти от тона к цвету, я приведу такой пример цветового решения заголовка, в котором более важным может оказаться его тон. В примере, будучи активным по цвету, заголовок сильно теряется по тону на странице.

pic7.gif (1265 bytes)

pic8.gif (1230 bytes)


Цвет

Можно улыбнуться, ибо далее иллюстрации будут более жизнерадостными. Это я к тому, что если тон образует форму, то цвет организует ее эмоциональное наполнение. Если цвет без тона не имеет плоти, то тон без цвета не имеет живости, радости жизни. И многие странички с черным фоном (особенно с черепами, костями и надписью 'BLOOD') создают соответствующее настроение для черных меланхоликов, желающих на подобной страничке предасться суициду. Стоит посмотреть на предыдущий пример и попытаться ощутить радость жизни. Нифига не выйдет. (Кстати, 'нифига' пишется вместе или раздельно? :o)
(Примечание СТАЛКЕРа: "ни фига" пишется, пожалуй,  отдельно, а вот "нафига" - точно вместе. Книга Розенталя не дала объяснения этого парадоксального  факта :о)

Средства работы с цветом

Тут я слегка в затруднении. Нарисовать такую же штуку, как по работе с тоном, можно, но она будет только на один цвет. Ну можно еще парочку таких же. Количество цветов нельзя описать никакими 16-миллионными палитрами. На самом деле чувствительность человеческого глаза к цвету (да и к тону) совершенно  разнообразна у людей. Я писАл с десяток выпусков назад о палочках и колбочках. Для свежести могу добавить еще о пороге чувствительности. Это то же самое, что слух. Хорошо слышать - еще не значит иметь музыкальный слух. Так же иметь глаза не значит чувствовать цвет. В качестве прикола байка от художников: 'чувствуешь цвет - живописец, не чувствуешь - график'. На самом деле, конечно же это только байка. Есть классическая музыка, есть джаз, есть попса. Так и тут. Хотя данная схема аналогов совершенно никуда не годится. Типа - умеешь рисовать только портрет - значит, рисуешь 'руки в карманах, а ноги в густой траве'.

W233.GIF (3926 bytes)Так вот, иметь музыкальный слух - чувствовать гармонию звуков в их соотношении, в мелодии. Иметь гармоничное цветовосприятие - ощущать гармонию цвета во всем их многообразии. Акцентирую - в соотношении. Один цвет сам по себе просто цвет, краска, исходный материал. Несколько сгармонированных цветов - это уже состояние, настроение, мелодия (если позволите так выразиться). Именно цветом передается весна, праздник, любовь.

Да, именно. Несколько близких по тону пастельных оттенков могут составить целый рассказ. И у каждого будут свои оттенки, ибо мироощущение у каждого свое. Так же и на вебовской страничке. Если вы внимательно покопаетесь внутри себя, то обнаружите, что вовсе и не черная страничка вам по душе, а нечто иное. А какое оно, это иное - только вам судить. Речь не идет о коммерческих страничках, где цвет часто определяется фирменным стилем. Но и там можно внести определенную долю нежности и даже чуткости :o), личного вдохновения, разумеется, не выходя за рамки фирменного стиля. Поверить гармонию фирменным стилем :o). Чем сейчас и попытаемся заняться.


Цветовой круг

pal.gif (3675 bytes)

Вот перед вами стандартный цветовой круг художников. Если вы сравните его с подобными штуками в компьютерных программах типа Fractal Design Painter ( у меня ее нет, потому нет и образца-картинки, но я видел и успел заметить это...), то если в данном круге красный против зеленого, синий против оранжевого, желтый против фиолетового, то в программных продуктах подобный вариант просматривается весьма условно. Видимо, это связано с длиной волны и математическими моделями (почему на гитаре лады разные, а у пианино клавиши одинаковые :o).

Итак, вернемся к красному и зеленому. Против раннее виденного вами этого круга в одном их прошлых выпусков сегодня в нем появился треугольник. Он выделяет основные цвета, триаду. Имея три эти краски, художник может составить практически любой цвет. Когда-то в юные годы, учась в художественном училище, я озадачился этим и избавил ради эксперимента палитру от остальных красок. Результат оказался потрясающим в том смысле, что работы очень много приобрели по качеству и цельности цвета, а мышление заработало совершенно в другом направлении. От простой раскраски я сразу (почти) перешел к более творческой, разумной работе с цветом. Могу добавить и то, что все-таки пришлось добавить на палитру белила и черную (свет и тон).

Используя эти три цвета, можно получить оранжевый путем смешения красного и желтого, фиолетовый - синего с красным, зеленого - желтого с синим. Смотрите на картинку - именно они находятся между тремя основными цветами. Такие составные цвета второго уровня называются дополнительными (но не потому-что второй уровень). А потому, что работая в паре с противолежащим по кругу основным цветом, они образуют акцентную пару, максимально усиливая основной цвет, его звучание. Обычно в такой паре основного цвета с дополнительным (противолежащим по кругу) более теплый цвет должен определять первый план, а более холодный - второй план. Как это. Оранжевый на синем будет великолепно, а синий на оранжевом - немного дырой в нашем пластическом пространстве.

pic9.gif (835 bytes)

pic10.gif (434 bytes)

pic11.gif (1277 bytes)

Разумеется, это пока еще не гармония. Это напряжение, максимальный акцент, вызванный противостоянием цвета. Для белого это будет черный, и наоборот. Но прекрасный пример поиска цветов по цветовому кругу. К сожалению, я смутно представляю, как этот поиск проводить по компьютерной круглой палитре, олицетворяющей этот круг. В фотошопе я этого варианта не нашел. Видимо, именно по этой причине несоответствия линейных математических моделей волновым спектральным моделям. Уважаю Adobe Corporation.

Думаю, на сегодня пора остановиться. Много - это не всегда хорошо, особенно в плане усвояемости материала. А тема цвета в данном аспекте настолько велика, что мы посвятим ей еще и следующий выпуск (как бразильский сериал - прервем на самом интересном месте :o)



Графика и дизайн: общие темы