On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru






 

Процесс восприятия окружающей действительности

Виктор Вязьминов

Я смотрю на свой стол. Монитор, системный блок, клавиатура, мышь, принтер, сканер. А это - коробки с дискетами, авторучка, пульт от телевизора. Ага, вот оно. Сигареты. Ну пора бы и покурить:o)

И такое происходит ежесекундно, ежечасно в течение всей нашей жизни. Мы смотрим, видим, осознаем и принимаем решения. А почему мы осознаем,что это сигареты? Ведь не каждый раз при взгляде на пачку мы идем курить. Иногда мы ее просто не замечаем. Да вот, такую красненькую яркую пачку. Взгляд проходит по ней, но не видит ее...

Или, скажем, сидим мы на футбольной трибуне. Иванов (Петров) забил гол. А где он? Издалека разве увидишь. А, вот этот маленький, кругленький, с кривоватыми ножками... видишь, как побежал. Да и дриблинг у него классный. Это и есть Иванов? С кривыми ножками?... Ну теперь-то мы его где хошь узнаем.

А все ли люди с кривыми ногами - футболисты? А сколько среди них Ивановых?

Этапы восприятия.

1. Включение, начало. Тот момент, когда объект попадает в поле нашего зрения, фокусируется хрусталиком на сетчатку (первые сигналы). Понятно, что нормальными единицами времени этот шаг (как и вес процесс) не измерить. Что-то на уровне скорости света...

Суть процесса определяется активной работой сетчатки, активизацией движения хрусталика и фокусировки при помощи зрачка. Идет физиологическая настройка системы восприятия на объект на уровне безусловных рефлексов.

2. Накопление базовой информации. Полное (достаточное на данном этапе) отображение суммы сигналов от объекта на сетчатке глаза. При достаточно удачной настройке системы восприятия (это попросту наш глаз) и при активной работе получается достаточно устойчивый набор информации от суммы тех самых палочек и колбочек.

3. Передача информации. В ход включается зрительный нерв, канал, передающий информацию к рецептору. Скажу прямо, пока мы ничего не видим. Это вроде как телефонная линия от передатчика информации к приемнику.

4. Прием информации рецептором. Все. Сигнал дома, в мозгу. Пора бы и мозгу им заняться. От первичных зон мозга, непосредственно связанных с рецептором, сигнал распространяется дальше, подключая все новые и новые зоны.

5. Исследование сигнала мозгом. Тот этап, когда происходит просто оценка сигнала на уровне качества сигнала - гармония, дисгармония, пятна, ритм, цвет... МОЗГ УВИДЕЛ ИЗОБРАЖЕНИЕ, хотя правильнее - мозг принял к сведению сумму сигналов. На этом этапе мозг принимает решение, стоит ли заняться исследованием этого объекта или переключить внимание на другой объект. Происходит оценка сигнала на уровне защиты, активности, агрессивности сигнала, то есть мозг определяет свое полюбовное отношение к этому сигналу, еще не понимая, что это за объект. Анализ суммы сигналов.

6. Классификация сигнала на абстрактном уровне. Мозг начинает активно трудиться над определением объекта на уровне определения общего типа. Маленький, ярко-красный, прямоугольный, с буковками (хотя пока еще не понимает, что это именно буковки, а не кляксы от пролитого молока). Определение происходит на уровне схемной классификации. Пик процесса абстрагирования сигнала (правильнее, суммы сигналов).

7. Классификация объекта на объектном уровне. Процесс работы в самом разгаре. Мозг включает в дело все новые и новые зоны, участки памяти, хранящие информацию об объектах, имеющих похожие характеристики на абстрактном уровне. Идет поиск объектной информации о предметах, тождественных на абстрактном уровне, сравнение имеющейся информации с полученной абстрактной информацией об изучаемом объекте. После мгновенной, но колоссальной по объему работы, мозг выдает заключение - ЭТО ПАЧКА СИГАРЕТ. Произведена визуализация и классификация объекта. Она может быть полной и поверхностной, а то и вообще ошибочной. Ведь абориген, не видевший сигарет ни разу в своей жизни, не сможет классифицировать правильно. Ему просто не с чем сравнивать.

8. Принятие решения о продолжении или прекращении исследования объекта. Тут мы можем говорить уже о разуме или сознании, потому как происходит уже сознательный выбор на уровне мышления, пусть даже все еще незаметный для нашего мозга. Если вы не курите, у вас мало информации на эту тему, у курящих ее больше, у специалистов по производству и продаже сигарет - ее масса, причем часто уникальной. Тренер футбольной команды и просто болельщик на данном уровне пользуются совершенно разной информацией о нашем Иванове, хотя наблюдают, в принципе, одно и то же. На данном этапе они оба видят просто человека с кривыми ногами в футбольной форме. (Вот прицепился к объекту...:o).

Вообще, это очень важный этап в процессе нашего восприятия. Он работает как сито, отсеивая ненужную или невыразительную информацию в самом начале процесса восприятия. В огромном манеже с тысячами картин именно на этом этапе отсеются основные проценты пусть даже достойных, но не броских или слабых по абстрактной схеме картин. Именно на этом этапе реклама мучает нас громким звуком, красно-желтыми упаковками, взрывными эффектами и прочим своим арсеналом. И после него мозг занимается не просто разглядыванием, а изучением того, что он сам же и выбрал, благодаря своей системе классификации на абстрактном и объектном уровнях (предыдущий опыт восприятия аналогичных объектов с вложенными оценочными характеристиками).

9. Отождествление и индивидуализация объекта. Понятно, что это все будет происходить только после успешного прохождения восьмого этапа. Начинается более тщательное изучение объекта, его индивидуальных признаков (отличающих его от аналогичных объектов в этой группе).

10. Включение объекта в базу данных нашего визуального опыта. Классифицированный объект запоминается и со всеми исследованными признаками запоминается нашим мозгом. Впоследствии его признаки будут использоваться при визуализации других объектов.

11. Наделение этого объекта определенными субъективными характеристиками. Определяется наше отношение к этому объекту, и в системе нашего восприятия он превращается в субъект.

12. Фаза принятия окончательного решения по визуализации этого объекта в данном цикле. Либо объект будет оставлен (будучи занесенным в нашу память), либо будет начат новый цикл более полного, творческого изучения объекта на уровне его предназначения, функций и других характеристик. Вторая критическая точка в процессе восприятия объекта.

Почему важно знание сути этого первого цикла восприятия для художников и дизайнеров? Потому, что именно на этом этапе вырабатывается эмоциональное отношение к объекту, на уровне подсознания вырабатывается оценка объекта на уровне ПРИНЯТИЯ ИЛИ НЕПРИЯТИЯ. Объекты, не получившие "удовлетворительную оценку" либо забываются, либо вносятся в графу "отторжение". И начинать построение своей композиции следует именно с этого уровня.

Если вы видели форэскизы художников, то обращали внимание на обобщенность форм, отсутствие второстепенных деталей. Обычно в таких набросочных эскизах и определяются схемы, массы, соотношения и композиционные принципы для воплощения замысла.

Вариант эскизного решения темы с общими массами, отсутствием деталей, но с реализацией основной мысли.

Окончательный вариант с более тщательной проработкой деталей. Как видите - основное впечатление осталось прежним, просто добавляются новые уровни исследования объекта и получения дополнительной, более точной информации и впечатления.



Графика и дизайн: общие темы