Реализация прикладной программной системы, спроектированной с
помощью объектно-ориентированной методологии (например, методологии OMT), на
языке C++ начинается с определения классов, разработанных на этапе
проектирования, на этом языке. При этом желательно сохранение имен и, по
возможности, других обозначений, введенных на этапе проектирования. Рассмотрим в
качестве примера, как реализовать на языке C++ класс Window, показанный на
рисунке 5.1. Отметим, что реализация класса на языке C++ содержательно мало
отличается от его представления в объектной модели OMT. class Window
{
public:
// конструктор
Window (Length x0, Length y0, Length width, Length height);
// деструктор
~Window ();
// методы
void add_box (Length x, Length y, Length width, Length height);
void add_circle (Length x, Length y, Length radius);
void clear_selections ();
void cut_selections ();
Group* group_selections ();
void move_selections (Length deltax, Length deltay);
void redraw_all ();
void select_item (Length x, Length y);
void ungroup_selections ();
private:
Length xmin;
Length ymin;
Length xmax;
Length ymax;
void add_to_selections (Shape* shape);
};
В определении класса на языке C++ и атрибуты, и методы
называются членами этого класса; их определения могут следовать в тексте
определения класса в произвольном порядке. Члены класса могут быть
общедоступными (public), или приватными (private); вне класса определен доступ
только к его общедоступным членам, а приватные члены доступны только методам
своего класса. В рассматриваемом примере все атрибуты являются приватными, а все
методы (кроме метода add_to_selections) - общедоступными, так что прочитать или
изменить значение каждого атрибута можно только с помощью соответствующего
метода; это рекомендуемая, хотя и не обязательная дисциплина программирования на
языке C++ (определение всех атрибутов класса как приватных называется
инкапсуляцией данных).
Тип Length должен быть определен пользователем (обычно такие
определения делаются в одном из файлов-заголовков, вставляемых в программу по
#include). Для определения типа используется оператор typedef. Например: typedef float Length; или typedef int Length;
|