Александр Балацкий
До появления Сети функция библиотек - собирать и распространять знания
независимо от формы их представления - не подвергалась сомнениям. Первая из
широко известных библиотек - в древнем Вавилоне - представляла собой несколько
комнат со сложенными в них глиняными табличками; потом библиотеки стали собирать
папирусы, берестяные грамоты, рукописи... Появление печатных книг стало первым
серьезным вызовом библиотекам как хранилищам знаний - изобретение Гутенберга
ускорило принятие законов, обеспечивающих баланс информационных интересов
общества. Уже в XVIII веке в Европе появились законы об обязательном экземпляре,
предписывающие издателям бесплатно рассылать определенное количество книг в
крупные библиотеки. В России такой закон появился аж в 1810 году - в начальный
период становления книгоиздательской деятельности в стране.
В вечном 'конфликте интересов' между издателями (стремящимися к финансовым
выгодам от своей деятельности) и библиотеками (обеспечивающими право читателей
на информацию) государство всегда становилось на сторону последних, создавая и
поддерживая библиотеки, законодательно обеспечивая некоторым из них право
бесплатного получения части издательской продукции.
Библиотека и Сеть
Сегодня библиотекам бросает вызов Сеть, и, похоже, библиотеки в массе своей
еще не осознали серьезности этого вызова. В Интернете гроздьями висят собрания
текстов различной тематики - от богословия до блатных песен. Вряд ли их можно
назвать библиотеками, но они наглядно иллюстрируют процесс перемещения
информационных потоков в электронное пространство.
Однако далеко не каждый житель нашей страны может позволить себе подключиться
к Сети и уж тем более пользоваться платными ресурсами. Сетевая среда существенно
расширяет, но не меняет традиционную функцию библиотеки как гаранта равенства
доступа к информационным ресурсам - просто сегодня речь идет о других носителях
информации.
Традиционные российские библиотеки в последнее десятилетие все шире
используют электронные технологии и, в частности, Интернет. Этот процесс пока
еще носит стихийный и скорее пассивный характер: библиотеки обеспечивают своим
пользователям возможность доступа к электронным ресурсам в своих
интернет-классах и справочно-информационных службах, оказывая необходимую
консультационную помощь в поиске. Ясно, что если они ограничатся этой ролью, их
легко заменит любая свежеобразованная контора с соответствующим помещением и
некоторым числом компьютеров, подключенных к Интернету. Библиотеки используют
Интернет и как 'витрину', создавая свой сайт с небольшим набором сведений о
своей деятельности и (реже) с реальной возможностью поискового доступа к своим
ресурсам. Эти ресурсы - как правило, электронные каталоги данной библиотеки,
содержащие только библиографические записи. За самими текстами публикаций все
равно придется идти (ехать, лететь) в библиотеку, поскольку службы электронной
доставки документов в российских библиотеках еще не развиты и действуют лишь в
таких крупнейших научных библиотеках, как, например, ГПНТБ СО РАН1 (www.spsl.nsc.ru) или
библиотека ИНИОН РАН2 (www.inion.ru).
Но конкуренция заставляет библиотеки делать следующий шаг в освоении
пространства Сети. В частности, по многим причинам неизбежен и абсолютно
необходим переход к широкому использованию и предоставлению пользователям
электронных версий полных текстов документов, в первую очередь - периодики.
Причин тому много.
Во-первых, колоссальный рост числа публикаций в прессе, которые библиотеки
должны описать и проиндексировать, чтобы сделать доступными пользователям. Не
касаясь крупнейших библиотек, отметим, что любая областная библиотека получает
по несколько сотен названий журналов и газет. Применение традиционных
'интеллектуальных' (весьма трудоемких) методов их структуризации приводит к
тому, что библиотеки просто не успевают обрабатывать информацию. Выход
заключается в том, чтобы представлять периодику в электронном виде полными
текстами со стандартными поисковиками. Если этого не сделать, библиотека
превратится в простой склад изданий без возможности содержательного и иного
'интеллектуального' доступа к ним.
Во-вторых, ограниченное пространство для хранения фондов. Именно периодика
накапливается особенно быстро и активнее всего 'съедает' площади хранения, и
именно ее хранить долго в печатной форме обидно, поскольку эта информация
сравнительно быстро устаревает. В этой связи уместно вспомнить предложение
библиотеки Британского музея - в прошлом году она заявила о готовности передать
России архив российских дореволюционных газет. В Лондоне не нашлось места для
хранения нашего достояния - судя по тому, что предложение было сделано публично,
предварительные попытки найти им место в России успехом не увенчались. Создание
и использование электронных версий периодики является одним из реальных путей
решения этой проблемы.
В-третьих, необходимость обеспечения сохранности фондов библиотек. Для этого
библиотекам нужно создавать самим или собирать наряду с печатными изданиями их
аналоги на других носителях, в том числе - электронных.
И, наконец, качество. Библиотеки должны обеспечивать современный уровень
сервиса, прежде всего, в плане оперативности обслуживания пользователей,
создавая им возможность быстрого поиска требуемых сведений. В этом смысле
предоставление только библиографической информации предполагает многоэтапность
обслуживания: сначала найти информацию, затем место хранения источника и,
наконец, получить текст, который, если он будет востребован, нужно еще как-то
скопировать с печатной версии (списать? отксерокопировать? отсканировать?). Эта
проблема возводится в квадрат, если речь идет об удаленных пользователях.
Раньше у библиотек не было конкурентов. Теперь у пользователей появился
выбор: воспользоваться современными поисковыми средствами и, не выходя из дома
или офиса, просмотреть в Сети полный текст документа или пройти все круги
традиционного библиотечного обслуживания. Становится очевидным, что от
готовности традиционных библиотек сделать этот шаг в Интернет прямо зависит сама
возможность выживания их как информационных учреждений.
Требуется: сетевая и публичная
Сеть спровоцировала рождение библиотеки нового типа - гибридного варианта,
сочетающего достижения традиционных библиотек с сетевым доступом. Естественно,
что такая сетевая библиотека должна быть публичной, то есть обеспечивать доступ
к своим фондам как можно более широкого круга пользователей на бесплатной
основе.
Однако на пути к 'светлому будущему' стоят две существенные преграды.
Во-первых, приходится решать технические и технологические проблемы хранения и
оперативного поиска документов при больших (в несколько сотен гигабайт) массивах
данных. В сетевой библиотеке остро стоит и вопрос соответствия электронной копии
печатному оригиналу, включая проблему отображения графиков и рисунков.
Кроме того, похоже, Интернет пережил эру романтизма и входит в период
реализма. Дикий восторг от соприкосновения с неизведанными сайтами ушел в
прошлое. Продвинутый пользователь определил для себя сферы применения сетевых
ресурсов и теперь идет вглубь - требует качества. В отношении сетевой библиотеки
это означает соблюдение сразу нескольких условий: читателя больше не радует
обилие публикаций, выпавших на его запрос, - он требует минимума 'шума' и
максимума релевантности; его не устраивают примитивные поисковики - он требует
изощренных механизмов поиска, но при этом они должны быть устойчивы к его
ошибкам; его не устраивают просто тексты - он требует библиографических
описаний, но при этом за каждым таким описанием должен стоять текст, извлекаемый
в случае необходимости...
Естественно, что выполнение требований опытных пользователей увеличивает
стоимость обслуживания пользователя и неизбежно ведет к повышению стоимости
платных услуг библиотеки. Между тем, статус публичной библиотеки предполагает
бесплатный доступ, что противоречит упомянутому тезису. Несмотря на видимую
замкнутость круга, выход из него просматривается - например, в создании
двухуровневой системы доступа. Один уровень доступа - бесплатный - открыт для
всех желающих, но при этом пользователям предоставляются ограниченные
возможности поиска: им придется приложить больше усилий и, соответственно,
потратить больше времени на поиск требуемого документа. Другой уровень доступа -
платные услуги библиотеки - предназначен, прежде всего, для специалистов,
профессионально решающих задачи поиска информации. Им предоставляются
современные - достаточно дорогие и тонкие - инструменты поиска. Из известных
библиотек такая схема действует в 'Публичной библиотеке' (www.public.ru) - бесплатность
для широкого круга пользователей достигается за счет узкой группы
профессионалов, готовых платить за точность, оперативность и скорость.
Такая модель баланса информационных интересов в рамках отдельно взятой
библиотеки могла бы применяться и в других местах информационного поля -
сетевого и несетевого. Однако этому препятствует другая сила: стремление авторов
и издателей к монопольному владению информацией.
Не читайте книг на улицах
'В целях наведения общественного информационного порядка запрещается читать в
присутственных местах, а также передавать кому-либо книги, газеты, журналы и
иную печатную продукцию без предварительного разрешения ГУНАЧа1...' Примерно так
мог бы выглядеть подзаконный акт, если бы в России возобладала одна из точек
зрения на проблему авторского права. Между тем, в Сети все развивается
стремительнее, и то, что на бытовом уровне выглядит полнейшим абсурдом, там
преломляется в свете общественно значимых проблем.
Для российского Интернета все большее значение приобретает вопрос
регулирования правовых отношений библиотек с владельцами авторских прав.
Проблема эта общемировая, и в ее основе лежит извечное противоречие между
библиотеками, существующими для обеспечения максимально широкого общественного
доступа к изданиям, с одной стороны, и авторами и издателями, заинтересованными
в финансовой отдаче от своей продукции - с другой.
Позиция библиотек по этому вопросу достаточно четко сформулирована в
официальном заявлении IFLA2, принятом в 1996 году на Пекинской конференции этой
организации.
В России образовался очевидный правовой провал в сфере регулирования
библиотечной деятельности в Интернете. Действующее законодательство не
регламентирует сетевую деятельность библиотек. Когда речь идет о печатных
документах, вроде бы все понятно - мало кому из издателей придет в голову мысль
судиться, к примеру, с Российской национальной или сельской библиотекой по
поводу просматриваемых читателями подшивок газет. Однако основная функция
библиотек - выдавать документы во временное пользование. Что значит временное
пользование в 'сетевом' понятии? Понятно, что конфликтуют два федеральных
закона: 'Об авторском и смежных правах' и 'О библиотечном деле'. Пока в эти
законы не будут внесены поправки, определяющие статус электронных документов и
сетевого доступа, вопрос о роли библиотек как гаранта целостности национального
информационного пространства будет висеть в воздухе.
По сетевым понятиям
При всем многообразии вариантов преодоления этого противоречия только один из
них - кратчайший. Можно, конечно, искать выход в области судебных решений по
каждому конкретному поводу. В этой связи для дальнейшего развития сетевой
деятельности библиотек и, в конечном счете, как было показано ранее, для самой
возможности выживания библиотек как информационных центров большое значение
могут иметь судебные прецеденты, например, с библиотекой Public.ru, активно
работающей в Интернете и потому оказавшейся на переднем крае сетевых
библиотечных проблем.
Однако вряд ли судебный путь является оптимальным. Во-первых, в нашем
государстве право - непрецедентное. Представьте себе сотни библиотек, которые
одновременно судятся с тысячами издателей, причем постатейно, то есть по каждой
конкретной публикации!
В основе конфликта лежат более глубокие причины, нежели тяжба относительно
прав на публикации, - речь идет о роли библиотек в деле противодействия
монополии на информацию, что особенно актуально в свете быстрого развития
электронных коммуникаций.
Как ни парадоксально это выглядит, именно издатели должны быть в первую
очередь заинтересованы в развитии сетевых библиотек. Ведь библиотека
(традиционная или действующая в Сети) не только противостоит монополизации
доступа к информации, но и способствует продвижению информации (и эффективной
рекламе) самих изданий. Этот вопрос особенно остро стоит в отношении
региональных российских изданий, имеющих ограниченные возможности для
продвижения себя на рынке.
Исследования, проведенные на Западе, в частности, в отношении научной
периодики, четко выявили опережающий рост тиражей журналов, включенных в сетевые
базы данных, по сравнению с журналами, не представленными в Сети.
В Сети действуют библиотеки, которые строят свои отношения с издателями на
принципах добровольности - в фонды включаются только те произведения, авторы
которых не возражают против этого. Такой принцип применяется, например, в
сетевой библиотеке Мошкова (www.lib.ru). Очевидным недостатком такой схемы является
ограниченная возможность контролировать качество фондов.
Национальная электронная библиотека (www.nns.ru) и некоторые традиционные библиотеки пошли по пути
заключения договоров с издателями. В этом случае к упомянутому недостатку
добавляется еще одно обстоятельство - когда речь идет о публикациях в
периодических изданиях, неизбежно встает вопрос о правах издателей - в ряде
случаев им не принадлежат исключительные права на статьи в газетах и журналах.
В этой связи, возможно, могли бы стать полезными и внесудебные решения, в
частности, создание специализированного авторского фонда (именно для
периодических изданий) за счет отчислений в пользу владельцев исключительных
авторских прав со стороны всех организаций, использующих их произведения.
Разумеется, реализация такого подхода потребует решения многих технических
проблем, и путь этот не будет усеян розами. Он мог бы рассматриваться как
типовой путь 'снизу', который не исключает необходимости решения вопроса
'сверху' - внесения в закон 'О библиотечном деле' поправок, определяющих сетевые
формы деятельности библиотек.
Что же нас ждет в итоге: авторский фонд, поправки к закону или ГУНАЧ? Очень
хочется верить, что ГУНАЧа не будет...
Литература по Internet
|