On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Рекламные технологии в Сети - 2

Честно говоря, я не ожидал, что материал про рекламу вызовет такой, как писали в свое время в советских газетах, резонанс. Ну, письма читателей еще более или менее мною прогнозировались - читатели у нас правильные, письма пишут часто и охотно, но вот столь оживленной реакции людей, которые профессионально занимаются сетевой рекламой и, можно сказать, с этого живут, я, честно говоря, не предвидел.

А она оказалась для меня особенно полезной. Дело в том, что помимо различного рода эмоциональных отзывов о материале добрые рекламные люди снабдили меня значительным количеством информации, которая показалась мне занимательной и сподвигла на написание второй части статьи.

Оказывается, не один я такой весь из себя развесистый и хитрый (ну надо же! - прим. ред.). На данный момент уже приличное количество народа отдает себе отчет в том, что рынок традиционной сетевой рекламы... ну, скажем так, не шибко перспективен. Нельзя сказать, что официально признано: пользователь задолбался от обычных баннеров - но на неофициальном уровне такое мнение существует, и оно даже довольно популярно.

Другой вопрос, что до того момента, когда данное утверждение будет признано официально теми структурами, которые занимаются сетевой рекламой, на мой взгляд, еще семь миль лесом. Дело в том, что многие игроки этого рынка еще банально не готовы предложить своим клиентам нечто более интересное, чем абстрактные показы скольки-то там тысяч баннеров в самых неожиданных местах Сети.

Кстати: давеча я зашел на довольно известный отечественный сайт, который фактически является магазином киберсквоттеров - то есть публики, которая успела на себя зарегить кучу интересных доменных имен в зоне .ru. Я не собираюсь давать оценку этической стороне деятельности этих товарищей (хотя... В конце концов, если они оказались самыми быстрыми, то почему бы им с этого денег не поиметь? Мне кажется это довольно справедливым), не о том речь.

При попытке покинуть этот сайт он на автомате запускает несколько всплывающих окон. Раньше в этих окнах информация была более или менее тематической, а в этот раз мне прямо в физиономию выпрыгнуло рекламное окно какого-то немецкого сайта, предназначенного для людей с крайне нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Само по себе это не хорошо и не плохо - сайты всякие нужны, сайты всякие важны - но вот то, что в верхней части окна висел отечественный баннер с рекламой какого-то чуть ли не кефира, меня удивило. А ведь люди, которые проплатили показ этого баннера, наверняка думали, что показывать его будут в несколько иных местах:

В общем, насколько я представляю себе ситуацию на данный момент, сетевым рекламщикам надо суметь добиться двух вещей: во-первых, за счет технологических инноваций разделить содержание рекламы и содержание сайта, на котором она может быть размещена, а во-вторых - освоить те технологии, которые необходимы для соблюдения первого пункта.

На телевидении этот вопрос решается просто и настолько традиционно, насколько это в принципе возможно - рекламная пауза, собственно, для того и предназначена. Когда реклама не является бледным дополнением общего содержания изображения, а представляет собой все изображение, то и реакция на нее у потребителей соответствующая.

Причем практически все равно, какую именно рекламу ставить в прайм-тайм на телевидении - памперсов или КамАЗов. Потребитель благополучно схавает все что угодно, потому как прайм-тайм, и у телевизоров столько народа, сколько это в принципе возможно.

Вот и в Сети есть такие места, которые можно считать аналогом телевизионного прайм-тайма, только они носят не временной характер: а, скажем так, адресный. Это такие сайты, как, например, http://www.rbc.ru/, который вполне заслуженно пребывает в тройке самых посещаемых ресурсов Рунета (по данным практически всех рейтинговых систем).

На этот сайт ходит самая разная публика, у которой есть только две общих черты: весь этот народ осмысленный и платежеспособный, то есть на РБК имеет смысл рекламировать практически все, что угодно. Другой вопрос, что и здесь использование только обычных баннеров портит картину.

Разумеется, не РБК единым жив потребитель - в Рунете найдется еще немало ресурсов с достаточно большой посещаемостью, чтобы записать их в категорию "прайм", и на которых, соответственно, рекламировать можно практически все. Дело за малым - за достаточно эффективными технологиями, которые бы позволили привлечь внимание искушенного пользователя.

Надо ли говорить, что их есть у нас. К примеру, компания VideoBanner.com разработала весьма интересную технологию, которая называется VideoBanner.

Смысл ее заключается в том, что при заходе на страницу пользователю прямо на площади стандартного баннера начинает демонстрироваться самый обыкновенный видеоролик, со звуком и всеми приличествующими сему явлению подробностями. Если пользователь решает покинуть страницу до того, как ролик успеет загрузиться, то процесс приостанавливается, дабы не мешать потенциальному потребителю и не создавать лишнего траффика.

Разумеется, нельзя сказать, что данная технология чрезмерно эффективна хотя бы потому, что при размещении таких роликов придется либо тщательно соотносить время загрузки страницы и начала трансляции ролика, либо смириться с тем, что некоторая часть пользователей покинет потенциальную "рекламную площадку" до того, как там начнется воспроизведение ролика.

Правда, сами создатели пока позиционируют данную технологию как метод раскрутки фильмов в Сети и предполагают размещать подобные баннеры на сайтах, забитых клипами и прочей мультимедией, а, как известно, такие сайты, как правило, посещают люди, у которых есть как минимум кабельный модем, потому как качать клипы по 100 мегабайт с помощью обычного модема - занятие кислое.

Впрочем, в качестве альтернативы для сайтов попроще есть разновидность данной технологии, которая не самостоятельно запускает загрузку и показ видеоролика, а терпеливо ждет, пока пользователь углядит на баннере кнопку "Play video" и на нее нажмет.

Этот метод мне вообще кажется совершенно неперспективным, там как в его основе заложена та схема действий, от которой надо отказываться в первую очередь при создании новых рекламных технологий: пользователь должен достаточно сильно заинтересоваться изображением, расположенном на обычном баннере, чтобы кликнуть на нем. Шансов на это, как уже говорилось выше, немного.

В общем, идею вы поняли: несмотря на все перспективность и оригинальность данной задумки, до стадии, когда она пойдет в массы, еще довольно далеко.

Более приближенной к реальным условиям мне кажется технология, которую придумала израильская компания ScreenGlide. Она называется довольно очевидно - ScreenGlide. Смысл ее заключается в том, что одновременно с загрузкой страницы загружается скрытый баннер, который вываливается в тех случаях, когда пользователь проводит курсором мыши на баннере обычным.

Сама по себе эта мысль кажется довольно интересной, но есть одно "но": дело в том, что эта здоровая картинка - тоже файл, и ее не феи на волшебной дискетке приносят, а она сама вместе с остальным траффиком протискивается. И в том случае, когда канал не очень широкий, а картинка вся из себя такая нарядная, есть шанс, что пользователь вместо, например, стада зебр, которыми почему-то любит себя рекламировать компания Cisco, увидит только часть ушей и немного глаз этих милых животных.

После чего придется сидеть и терпеливо ждать, пока подгрузятся нижняя и средняя части копытных. Но в целом - очень даже ничего, по крайней мере внимание действительно привлекает. Кстати если эта технология пойдет в массы, ее эффективность, скорее всего, начнет падать довольно быстро - сразу после того, как все вдоволь наудивляются раскрывающимся баннерам.

Еще один вид рекламы активно продвигает на нашем рынке справочно-информационный портал Pages.ru. Смысл затеи заключается в том, что пользователь, после того как кликнет на какой-либо ссылке в каталоге, сначала попадает не туда, куда его душа влечет, а на здоровенную - 640 х 480 пикселей - картинку, которая сама по себе и является рекламой. Попасть туда, куда он стремился, можно нажав на ссылку на этой картинке.

Ну, эта идея, честно говоря, кажется мне совсем неперспективной, потому что с уверенностью можно предположить, что большинство пользователей не будут испытывать ощущения безграничного счастья от необходимости созерцать рекламу, которую они, кстати, не заказывали. Поэтому:

Вообще говоря, мне совершенно непонятно, почему абсолютно все рекламные деятели так уперлись именно в баннеры. Что - неужели нельзя чего-нибудь придумать более интересного? Пока складывается впечатление, что все настолько привыкли к самой идее баннерообменных сетей, что и помыслить не могут, что бывают ситуации, когда можно легко обойтись без них.

А совершенно напрасно, между прочим. "Прайм-сайтам" вообще нет никакого резона участвовать в массовых баннерообменных сетях, у них и так все хорошо. Ну а чем заканчиваются сейчас попытки срубить хоть каких-нибудь денег на кликах, мы знаем и так.
Тем не менее придумать что-либо новое можно. Сейчас уже практически невозможно найти компьютер, в котором не было бы звуковой карты, очень многие параллельно с серфингом по Сети слушают музыку. Так почему бы не попробовать звуковую рекламу?

Технически это крайне просто делается, весит звуковой ролик немного, грузится незаметно для пользователя: А за то, что его прослушает как минимум один раз каждый посетитель сайта, можно ручаться.

Кстати, в достаточно неотдаленном будущем, когда средняя скорость, с которой работает в Сети типичный пользователь, вырастет хотя бы раза в полтора, можно будет всерьез задуматься о создании звуковой баннерной сети. Технически это опять-таки не шибко сложно, а сама по себе идея - очень даже ничего.
А пока все уперлись исключительно в модификацию старой доброй баннерной концепции и больше ничего и слышать не хотят, хотя иногда технологическая реализация той или иной задумки не оставляет желать лучшего.

К примеру, по адресу www.ilor.com/searchilor.lor расположен пример довольно интересной контекстно-ориентированной примочки. Вот полез человек поискать информацию в Сети - неважно, о чем, - а ему вместе с результатами в таком ненавязчивом, постоянно норовящем подлезть под курсор мыши окошке, вывешивают предложения это самое "неважно что" купить. Что удивительно - совершенно не раздражает, скорее наоборот - вызывает пусть иллюзорное, но тем не менее присутствующее чувство заботы о пользователе.

Вот такие вот дела. И не надо забывать, что далеко не все зависит от рекламщиков. Стоит компании Microsoft (теоретически, конечно) щелкнуть пальцами - и я не завидую той баннерообменной сети, по адресу которой этот щелчок произойдет. Кстати, я очень серьезно подозреваю, что все эти новомодные разработки если что и слышали об альтернативных браузерах, то только краем уха, соответственно, все владельцы и пользователи, к примеру, Opera могут смело отдыхать. На то, что их будут в ближайшем будущем соблазнять нетрадиционной рекламой, шансов немного.

А вообще сетевая реклама - дело очень интересное. Если когда-нибудь проблема тесноты каналов все-таки будет решена, то те заморочки, которыми в данный момент занимаются телевизионные рекламные деятели, покажутся просто невинной детской игрой в крысу. Потому что быстрый интернет - это конгломерат всех средств массовой коммуникации, когда-либо изобретенных человечеством. И с этим в любом случае придется считаться.

ЗЫ. Выражаю искреннюю признательность Дмитрию Ващенко из компании Avesta Design Studio за помощь в подготовке данного материала.




Литература по Internet