Честно говоря, я не ожидал, что
материал про рекламу вызовет такой, как писали в свое время в советских газетах,
резонанс. Ну, письма читателей еще более или менее мною прогнозировались -
читатели у нас правильные, письма пишут часто и охотно, но вот столь оживленной
реакции людей, которые профессионально занимаются сетевой рекламой и, можно
сказать, с этого живут, я, честно говоря, не предвидел.
А она оказалась для меня особенно
полезной. Дело в том, что помимо различного рода эмоциональных отзывов о
материале добрые рекламные люди снабдили меня значительным количеством
информации, которая показалась мне занимательной и сподвигла на написание второй
части статьи.
Оказывается, не один я такой весь из
себя развесистый и хитрый (ну надо же! - прим. ред.). На данный момент уже
приличное количество народа отдает себе отчет в том, что рынок традиционной
сетевой рекламы... ну, скажем так, не шибко перспективен. Нельзя сказать, что
официально признано: пользователь задолбался от обычных баннеров - но на
неофициальном уровне такое мнение существует, и оно даже довольно
популярно.
Другой вопрос, что до того момента,
когда данное утверждение будет признано официально теми структурами, которые
занимаются сетевой рекламой, на мой взгляд, еще семь миль лесом. Дело в том, что
многие игроки этого рынка еще банально не готовы предложить своим клиентам нечто
более интересное, чем абстрактные показы скольки-то там тысяч баннеров в самых
неожиданных местах Сети.
Кстати: давеча я зашел на довольно
известный отечественный сайт, который фактически является магазином
киберсквоттеров - то есть публики, которая успела на себя зарегить кучу
интересных доменных имен в зоне .ru. Я не собираюсь давать оценку этической
стороне деятельности этих товарищей (хотя... В конце концов, если они оказались
самыми быстрыми, то почему бы им с этого денег не поиметь? Мне кажется это
довольно справедливым), не о том речь.
При попытке покинуть этот сайт он на
автомате запускает несколько всплывающих окон. Раньше в этих окнах информация
была более или менее тематической, а в этот раз мне прямо в физиономию
выпрыгнуло рекламное окно какого-то немецкого сайта, предназначенного для людей
с крайне нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Само по себе это не хорошо и не плохо
- сайты всякие нужны, сайты всякие важны - но вот то, что в верхней части окна
висел отечественный баннер с рекламой какого-то чуть ли не кефира, меня удивило.
А ведь люди, которые проплатили показ этого баннера, наверняка думали, что
показывать его будут в несколько иных местах:
В общем, насколько я представляю себе
ситуацию на данный момент, сетевым рекламщикам надо суметь добиться двух вещей:
во-первых, за счет технологических инноваций разделить содержание рекламы и
содержание сайта, на котором она может быть размещена, а во-вторых - освоить те
технологии, которые необходимы для соблюдения первого пункта.
На телевидении этот вопрос решается
просто и настолько традиционно, насколько это в принципе возможно - рекламная
пауза, собственно, для того и предназначена. Когда реклама не является бледным
дополнением общего содержания изображения, а представляет собой все изображение,
то и реакция на нее у потребителей соответствующая.
Причем практически все равно, какую
именно рекламу ставить в прайм-тайм на телевидении - памперсов или КамАЗов.
Потребитель благополучно схавает все что угодно, потому как прайм-тайм, и у
телевизоров столько народа, сколько это в принципе возможно.
Вот и в Сети есть такие места,
которые можно считать аналогом телевизионного прайм-тайма, только они носят не
временной характер: а, скажем так, адресный. Это такие сайты, как, например, http://www.rbc.ru/, который вполне
заслуженно пребывает в тройке самых посещаемых ресурсов Рунета (по данным
практически всех рейтинговых систем).
На этот сайт ходит самая разная
публика, у которой есть только две общих черты: весь этот народ осмысленный и
платежеспособный, то есть на РБК имеет смысл рекламировать практически все, что
угодно. Другой вопрос, что и здесь использование только обычных баннеров портит
картину.
Разумеется, не РБК единым жив
потребитель - в Рунете найдется еще немало ресурсов с достаточно большой
посещаемостью, чтобы записать их в категорию "прайм", и на которых,
соответственно, рекламировать можно практически все. Дело за малым - за
достаточно эффективными технологиями, которые бы позволили привлечь внимание
искушенного пользователя.
Надо ли говорить, что их есть у нас.
К примеру, компания VideoBanner.com разработала весьма интересную технологию,
которая называется VideoBanner.
Смысл ее заключается в том, что при
заходе на страницу пользователю прямо на площади стандартного баннера начинает
демонстрироваться самый обыкновенный видеоролик, со звуком и всеми
приличествующими сему явлению подробностями. Если пользователь решает покинуть
страницу до того, как ролик успеет загрузиться, то процесс приостанавливается,
дабы не мешать потенциальному потребителю и не создавать лишнего
траффика.
Разумеется, нельзя сказать, что
данная технология чрезмерно эффективна хотя бы потому, что при размещении таких
роликов придется либо тщательно соотносить время загрузки страницы и начала
трансляции ролика, либо смириться с тем, что некоторая часть пользователей
покинет потенциальную "рекламную площадку" до того, как там начнется
воспроизведение ролика.
Правда, сами создатели пока
позиционируют данную технологию как метод раскрутки фильмов в Сети и
предполагают размещать подобные баннеры на сайтах, забитых клипами и прочей
мультимедией, а, как известно, такие сайты, как правило, посещают люди, у
которых есть как минимум кабельный модем, потому как качать клипы по 100
мегабайт с помощью обычного модема - занятие кислое.
Впрочем, в качестве альтернативы для
сайтов попроще есть разновидность данной технологии, которая не самостоятельно
запускает загрузку и показ видеоролика, а терпеливо ждет, пока пользователь
углядит на баннере кнопку "Play video" и на нее нажмет.
Этот метод мне вообще кажется
совершенно неперспективным, там как в его основе заложена та схема действий, от
которой надо отказываться в первую очередь при создании новых рекламных
технологий: пользователь должен достаточно сильно заинтересоваться изображением,
расположенном на обычном баннере, чтобы кликнуть на нем. Шансов на это, как уже
говорилось выше, немного.
В общем, идею вы поняли: несмотря на
все перспективность и оригинальность данной задумки, до стадии, когда она пойдет
в массы, еще довольно далеко.
Более приближенной к реальным
условиям мне кажется технология, которую придумала израильская компания
ScreenGlide. Она называется довольно очевидно - ScreenGlide. Смысл ее
заключается в том, что одновременно с загрузкой страницы загружается скрытый
баннер, который вываливается в тех случаях, когда пользователь проводит курсором
мыши на баннере обычным.
Сама по себе эта мысль кажется
довольно интересной, но есть одно "но": дело в том, что эта здоровая
картинка - тоже файл, и ее не феи на волшебной дискетке приносят, а она сама
вместе с остальным траффиком протискивается. И в том случае, когда канал не
очень широкий, а картинка вся из себя такая нарядная, есть шанс, что
пользователь вместо, например, стада зебр, которыми почему-то любит себя
рекламировать компания Cisco, увидит только часть ушей и немного глаз этих милых
животных.
После чего придется сидеть и
терпеливо ждать, пока подгрузятся нижняя и средняя части копытных. Но в целом -
очень даже ничего, по крайней мере внимание действительно привлекает. Кстати
если эта технология пойдет в массы, ее эффективность, скорее всего, начнет
падать довольно быстро - сразу после того, как все вдоволь наудивляются
раскрывающимся баннерам.
Еще один вид рекламы активно
продвигает на нашем рынке справочно-информационный портал Pages.ru. Смысл затеи
заключается в том, что пользователь, после того как кликнет на какой-либо ссылке
в каталоге, сначала попадает не туда, куда его душа влечет, а на здоровенную -
640 х 480 пикселей - картинку, которая сама по себе и является рекламой. Попасть
туда, куда он стремился, можно нажав на ссылку на этой картинке.
Ну, эта идея, честно говоря, кажется
мне совсем неперспективной, потому что с уверенностью можно предположить, что
большинство пользователей не будут испытывать ощущения безграничного счастья от
необходимости созерцать рекламу, которую они, кстати, не заказывали.
Поэтому:
Вообще говоря, мне совершенно
непонятно, почему абсолютно все рекламные деятели так уперлись именно в баннеры.
Что - неужели нельзя чего-нибудь придумать более интересного? Пока складывается
впечатление, что все настолько привыкли к самой идее баннерообменных сетей, что
и помыслить не могут, что бывают ситуации, когда можно легко обойтись без
них.
А совершенно напрасно, между прочим.
"Прайм-сайтам" вообще нет никакого резона участвовать в массовых
баннерообменных сетях, у них и так все хорошо. Ну а чем заканчиваются сейчас
попытки срубить хоть каких-нибудь денег на кликах, мы знаем и так. Тем не
менее придумать что-либо новое можно. Сейчас уже практически невозможно найти
компьютер, в котором не было бы звуковой карты, очень многие параллельно с
серфингом по Сети слушают музыку. Так почему бы не попробовать звуковую
рекламу?
Технически это крайне просто
делается, весит звуковой ролик немного, грузится незаметно для пользователя: А
за то, что его прослушает как минимум один раз каждый посетитель сайта, можно
ручаться.
Кстати, в достаточно неотдаленном
будущем, когда средняя скорость, с которой работает в Сети типичный
пользователь, вырастет хотя бы раза в полтора, можно будет всерьез задуматься о
создании звуковой баннерной сети. Технически это опять-таки не шибко сложно, а
сама по себе идея - очень даже ничего. А пока все уперлись исключительно в
модификацию старой доброй баннерной концепции и больше ничего и слышать не
хотят, хотя иногда технологическая реализация той или иной задумки не оставляет
желать лучшего.
К примеру, по адресу www.ilor.com/searchilor.lor расположен пример довольно
интересной контекстно-ориентированной примочки. Вот полез человек поискать
информацию в Сети - неважно, о чем, - а ему вместе с результатами в таком
ненавязчивом, постоянно норовящем подлезть под курсор мыши окошке, вывешивают
предложения это самое "неважно что" купить. Что удивительно -
совершенно не раздражает, скорее наоборот - вызывает пусть иллюзорное, но тем не
менее присутствующее чувство заботы о пользователе.
Вот такие вот дела. И не надо
забывать, что далеко не все зависит от рекламщиков. Стоит компании Microsoft
(теоретически, конечно) щелкнуть пальцами - и я не завидую той баннерообменной
сети, по адресу которой этот щелчок произойдет. Кстати, я очень серьезно
подозреваю, что все эти новомодные разработки если что и слышали об
альтернативных браузерах, то только краем уха, соответственно, все владельцы и
пользователи, к примеру, Opera могут смело отдыхать. На то, что их будут в
ближайшем будущем соблазнять нетрадиционной рекламой, шансов немного.
А вообще сетевая реклама - дело очень
интересное. Если когда-нибудь проблема тесноты каналов все-таки будет решена, то
те заморочки, которыми в данный момент занимаются телевизионные рекламные
деятели, покажутся просто невинной детской игрой в крысу. Потому что быстрый
интернет - это конгломерат всех средств массовой коммуникации, когда-либо
изобретенных человечеством. И с этим в любом случае придется
считаться.
ЗЫ. Выражаю искреннюю признательность
Дмитрию Ващенко из компании Avesta Design Studio за помощь в подготовке данного
материала.
Литература по Internet
|