Kolm A.Kryvenia
Миллиардеров в мире много, что-то около 580. Но есть двое
особенных: Дэвид Фило (David Filo) и Джерри Янг (Jerry Yang). А особенность их в
том, что они первые миллиардеры среди владельцев интернет-компаний, более того,
они хозяева и создатели знаменитого Yahoo! А началось все это, как и многое в
области IT-бизнеса, в трейлере. В данном случае, в трейлере Стэнфордского
университетского городка в феврале 1994 года, и изменило очень многое, связанное
с поиском информации, покупкой товаров через WWW, общением людей и т.д. и т.п. -
достаточно просто набрать http://www.yahoo.com/ и посмотреть, что Yahoo!
предлагает сегодня.
Так вот, в 1994 году этого всего не было, а были
два кандидата в доктора электротехники, Дэвид Фило и Джерри Янг. У каждого из
них было по компьютеру: у Джерри компьютер назывался Akebono, а у Дэвида -
Konishiki. Эти странные японские словечки - имена легендарных борцов сумо.
Первый боец, Akebono, хранил и растил в себе непосредственно зародыш Y!, а
Konishiki - всякое необходимое ПО. А зародыш взялся вот откуда: ребята писали
докторскую, и на все, что находили в Сети необходимое для своего труда, делали
ссылки. Списки со ссылками росли, потом Янг и Фило забросили диссертацию вовсе и
принялись исключительно коллекционировать ссылки. И не только в области
электротехники. Списки со ссылками росли, к середине 1994 года их стало много,
они их отсортировали по категориям и стали серфить дальше. Потом в категориях
ссылок стало тоже много, появились подкатегории. Остальное стало делом техники:
подкатегории разбивались на "подподкатегории" и так далее - настолько,
насколько позволяла информационная содержательность данной категории. Так
родилась концепция будущего портала. Тогда же (или примерно тогда) появилось
название проекта, до этого называемого "Гид Джерри во Всемирной
Паутине", взятое из словаря - yahoo. Yahoo - это акроним для "Yet
Another Hierarchical Officious Oracle" (что-то типа "еще один
иерархический официальный оракул"), но Фило и Янг утверждают, что они
выбрали название исходя из общих принципов формирования yahoo: бесхитростность,
неотесанность. Одним словом, вот такой зверь поселился на компьютере Янга. Потом
ребята сообразили, что кто-нибудь еще может заинтересоваться их списками ссылок,
и "повесили" соответствующий сайт в Интернет. Первые пользователи
неокрепшего оракула Y! были друзья-товарищи по Стэнфордскому университету, потом
аудитория росла в геометрической прогрессии, слово о Y! летело электромагнитными
импульсами по проводам, и к концу осени 1994 года Янг и Фило попили пива в честь
миллионного посещения их детища стотысячной ордой уникальных
пользователей. Дальше идет история от Джерри Янга под названием "Как я
сделал свой первый миллиард", ведь это уже была не игрушка в пузе борца
сумо, это уже был потенциальный бизнес.
В марте 1995 года Джерри с
Дэвидом поехали в IT-Мекку - Силиконовую Долину, к акулам компьютерного бизнеса.
Там они и нашли своего первого инвестора - Sequoia Capital, фирму, вложившую в
свое время деньги в Apple Computer, Atari, Oracle в Cisco Systems. Так в апреле
1995 Y! получила инвестиционный пакет весом в $2 миллиона. На таких дрожжах
свежевыпеченная фирма должна была быстро подняться, поэтому началось
формирование группы управления Y! Появились следующие люди: Тим Кугл (Tim
Koogle), 47-летний ветеран Motorola и воспитанник Стэнфордского технического
отдела, занял должность управляющего высшего ранга и Джеффри Маллетт (Jeffrey
Mallett), создатель Novell'овского WordPerfect, стал главным операционным
директором. Одно наличие таких воротил IT-рынка гарантировало повторное
финансирование компании на излете 1995 года инвесторами Reuters Ltd. и
Softbank. В апреле 1996 года акции Y! появились на рынке, да еще как
появились: по цене $13 утром и к вечеру их уже скупали по $46. Вот ведь
подзаработали продавцы-покупатели, а еще больше заработал Джерри, ведь Yahoo!
Inc. стала стоить $848 000. В компанию к управляющим набрали служащих более
скромного звена, и общее количество яховцев составило 49 человек. Тим Кугл
решил развить Y! из простого перечня упорядоченных линков до настоящего портала,
а из финансовых новостей сделать аукционы, добавляя к ядру Y! элементы
он-лайнового доступа.
Дальше - больше. Sequoia Capital увеличивает свои
вложения в Y! до $560 миллионов. Y! взрослеет и начинает действовать на рынке
как самостоятельная акулка капиталистического мира. Конкуренты, в лице America
Online и Microsoft, дружно сбивались в различные корпоративные альянсы, дабы
укреплять свои позиции в бурно развивающемся бизнесе. Подсмотрев у
"врагов" методы, Y! в 1999 году покупают geocities и поставщика
бесплатной электронной почты rocketmail.com. В то время на просторах Интернета
появляются разные сайты, претендующие на звание Портал. Конкуренция становится
серьезной: McKinley, Webring.com, Netcom и другие. Конкурента в лице Webring.com
устранили по-простому: Webring.com и его родительские компании купили. С кем-то
тоже боролись "биржевым" способом, с кем-то подолгу беседовали.
Следующая покупка - broadcast.com. Чутье подсказывало яховцам, что будущее за
он-лайновым широковещательным радио и телевидением большое, и они сделали этот
шаг в будущее. Дальше была simplenet.com - маленький поставщик услуг
web-хостинга. Вопрос: зачем Y! simplenet.com? Ответ, от которого становится
немножко смешно, - Y! "хостились" у Exodus Communications и не имели
собственного хост-подразделения, квартиранты, одним словом. В 2000 году Y!
запустили проект под названием Corporate Yahoo! и купили тайваньский бизнес-сайт
Kimo, чем заявили о желании двигаться на обширный китайский
интернет-рынок.
Сегодня Y! - ведущая поисковая система всего Интернета,
торгующая, продающая с аукционов, предоставляющая бесплатный email-хостинг
приличного качества и все прочее, что можно только придумать, и все это
потребляет 200 миллионов человек в месяц, являющиеся гарантом высокой стоимости
Yahoo! Inc., руководимой с апреля 2001 года 58-летним уроженцем Бруклина Тэрри
Сэмелом (Terry Semel). Y! имеет офисы в Европе, Азии, в Тихоокеанском регионе,
Латинской Америке, Канаде и Соединенных штатах. Нынешнее развитие Y! можно
определить как движение в он-лайн. Все понимают, что будущее за
интерактивностью, то бишь за он-лайном. Y! быстро осваивает эту область
интернет-услуг, благо денег хватает, но возникает одна проблема: ядро Y! не было
на это рассчитано, не было в 1994 году заложено в него "он-лайновая"
составляющая, ее "приклеил" Тим Кугл несколькими годами позже.
Естественно возникает угроза ясно какого характера от людей, которым интересно
разрушение чужого созидания. Вот чем живет Y! сегодня, когда стоимость одной
акции уже подкралась к $200, и оба когда-то не дотянувшие 4 месяца до
диссертации бездельника вошли в Клуб Миллиардеров, возглавляемый недосягаемым
Биллом Гейтсом (Bill Gates). Вот такая история Y!, начатая Янгом и Фило,
дописываемая сейчас энергичным Сэмелом. В качестве P.S. можно только добавить
вехи из биографии умницы Джерри Янга, вырастившего за 7 лет вышеописанного
монстра. В Сан-Хосе он приехал из Тайваня с матерью в возрасте 10 лет. Мать,
будучи профессором английского языка и литературы, дала ему безупречный
английский спич. Джерри окончил в 1990 году Стэнфордский университет. Женился в
1997 году на костариканке японского происхождения. Ездит по миру, популяризируя
свое детище, читает лекции, носит очки и любимые льняные рубашки, слушает
Битлов, смотрит по кабельному ТВ гольф и сумо в собственном доме под Сан-Хосе
стоимостью в $1,9 миллионов. Короче, живет жизнью обычного
миллиардера.
Литература по Internet
|