Какие только мрачные перспективы ни рисовали электронной коммерции в
последнее время. Да и новости о ней напоминали сводки о потерях с театра военных
действий. Но не все так безнадежно, ведь не зря Интернет называют самой
динамичной сферой деятельности человека. Компании, занимающиеся бизнесом в
Интернете и через Интернет, ищут новые формы работы, оптимизируют структуру и
методы. И вообще, похоже, электронная торговля понемногу становится с головы на
ноги, то есть собственно торговля определяет развитие. И это приносит
положительные результаты.
Мутация B2B
(business-to-business) Несмотря на то, что на сегодняшний день основным
предназначением B2B-электронных рынков по-прежнему остается прямая,
непосредственная купля-продажа товаров и услуг, консалтинговая компания Jupiter
Media Metrix пророчит скорую переориентацию многих из них в площадки для
реализации дистрибьюторами представленных наименований сообща, в тесном
сотрудничестве друг с другом. Как сообщили аналитики известного агентства,
сейчас в секторе электронной коммерции наметилась отчетливая тенденция
постепенного превращения даже крупных B2B-торговых систем в частные торговые
сети (PTN). В последующие 12 месяцев данный процесс обещает протекать наиболее
активно, поскольку все больше производителей и дистрибьюторов товаров будут
стремиться к повышению качества и эффективности продаж, нежели к скорейшему
сбыту продукции. "Частные торговые сети обещают стать новым полезным
инструментом для удовлетворения интересов покупателей средствами онлайновых
продавцов", - считает Тим Кларк (Tim Clark), главный аналитик агентства
Jupiter. "И хотя они также позволят реализовать товары и услуги с
наименьшими затратами на продажу, их основным преимуществом окажется эффективное
сотрудничество продавцов между собой и с покупателями, которое станет
взаимовыгодным", - пояснил он. Важным дополнением аналитических
умозаключений сотрудников Jupiter послужили результаты проведенного ими среди
400 менеджеров американских компаний с доходом свыше $500 млн опроса
относительно перспективности использования частных торговых площадок, или же
PTN. Полученные данные показали, что более 25% руководителей намерены в течение
предстоящего года интегрировать возможности частных торговых сетей в свои уже
организованные коммерческие сети, поскольку уверены в полезности таких систем
для совместной организации и ведения электронного бизнеса. 61% опрошенных
выразил одобрение функции тесной партнерской работы внутри такой сети, тогда как
почти половина участников опроса согласилась с тем мнением, что сотрудничество с
коллегами в области реализации товаров и услуг является основополагающим
фактором успешных продаж. Неодобрение модели частных торговых площадок высказали
лишь 20% руководителей B2B-фирм. По их мнению, установление каких-либо связей с
партнерами в случае онлайновых продаж, напротив, может пагубно отразиться на их
уровне.
Оффлайновые компании разворачиваются в
онлайне Предложением поскорее организовать онлайновую торговлю
параллельно с оффлайновой можно было бы вкратце описать суть проведенного
аналитическим агентством IDC исследования на предмет перспектив изменения
предстоящих объемов онлайновых продаж. В нем эксперты утверждают, что в 2001
году уровень продаж оффлайновых компаний через Интернет по всем признакам
увеличится как минимум вдвое по сравнению с аналогичным показателем 2000 года,
тогда как в последующие годы может и вовсе расти в геометрической прогрессии.
"Объемы продаж будут увеличиваться пропорционально развитию самой сети
Интернет", - пояснили суть развивающейся тенденции аналитики. По их оценке,
в 2001 году показатели уровня онлайновых продаж составят 9,5% от общих размеров
полученных оффлайновыми предприятиями доходов. Для сравнения, в прошлом году
значение этого показателя не поднималось выше 4,7%. Что касается молодых
компаний, планирующих открыть виртуальные двери своих торговых сайтов в течение
ближайших месяцев, их доход от онлайновых продаж составит 9,8% от общего
полученного дохода, тогда как прошлогодняя цифра составляла 4,4%. Перечисленные
выше данные были получены в результате опроса руководителей порядка 15 тыс.
оффлайновых компаний из 27 стран мира, имеющих онлайновые торговые
точки. Говоря о странах, в которых оффлайновые торговые компании, по оценкам
IDC, получат свыше 10% собственных доходов от коммерческой деятельности в
Интернет, нельзя не упомянуть США, Корею, Японию и Мексику. Мексиканская
онлайновая экономика, к слову, вообще поражает своими перспективами развития,
поскольку в этой стране уровень онлайновых продаж обещает составить чуть ли не
20% от общего объема 2001 года. Ближе к концу года, как полагают аналитики, к
лидерам онлайновых продаж присоединятся и такие страны, как Аргентина,
Австралия, Голландия, Норвегия и Южная Африка. Здесь доходы от
Интернет-деятельности оффлайновых компаний составят порядка 8% по отношению к
общим. По данным IDC, 26,2% компаний во всех перечисленных странах собираются в
следующем году продавать товары и услуги в режиме онлайн, причем, для некоторых
из них этот показатель превышает 50%. Помимо основной тенденции, сотрудники
IDC выявили и ряд более второстепенных, но не менее важных. В частности, они
вычислили, что основная торговля в Сети в последующие годы будет разворачиваться
на электронных торговых площадках (PTN), а не частным образом. Примерно четверть
компаний воспользуются данной моделью уже в этом году, хотя в той же Мексике,
например, 58,4% фирм уже и так продают товары и услуги посредством онлайновых
рынков. Максимальные показатели роста популярности электронной коммерции, по
оценке агентства, ожидаются в странах, где больше всего домашних компьютеров
подключено к Сети. Одним из таких государств оказалась Корея с 82% компьютеров,
оснащенных доступом в Интернет. У американских интернет-магазинов все
хорошо Американская электронная коммерция в розничном секторе оправляется
после кризиса в 2000 году и становится прибыльной. Об этом сообщается в
опубликованных 4 июня результатах исследования ассоциации электронных магазинов
Shop.org, проведенного совместно с компанией Boston Consulting Group. По
данным отчета, интернет-магазины успешно справились с оперативными вопросами и
теперь сосредотачиваются на завоевании потребителей и повышении числа
посетителей магазина, которые становятся покупателями. Председатель Shop.org
Элен Рубин заявляет: "Игроки, которые не сумели познать все грани этого
сложного бизнеса, просто ушли со сцены до конца 2000 года". Несмотря на
обвал рынка, электронные магазины смогли сократить убытки в процентном отношении
к доходам. В 2000 году убытки компаний составили 5,6 миллиарда долларов. Это 13%
от доходов интернет-магазинов за тот же период. В 1999 году потери
интернет-магазинов достигали 19%. В настоящее время положительную операционную
прибыль имеют 72% электронных магазинов, основанных распространителями продукции
по каталогам, 43% электронных магазинов, основанных традиционными компаниями, и
27% чистых интернет-магазинов. Для каждого из этих типов магазинов существует
свой путь к рентабельности. Электронные магазины традиционных компаний должны
будут уделить особое внимание поддержанию хрупкого равновесия между электронными
и традиционными торговыми каналами. Многим чистым интернет-магазинам нужно
занять собственную нишу на рынке или же заключать партнерские соглашения, чтобы
компенсировать свои большие по сравнению с другими категориями
интернет-магазинов затраты и слабые бренды. Интернет-магазины, созданные
распространителями продукции по каталогу, занимают на рынке лучшие позиции,
преуспев в привлечении через Интернет совершенно новых
покупателей. Увеличение рентабельности в значительной степени достигается за
счет того, что интернет-магазины стали более жестко контролировать свой бюджет.
Расходы на привлечение новых покупателей для всех категорий интернет-магазинов
сократились в среднем с 38 долларов в 1999 году до 29 долларов в 2000
году. Объем электронных продаж в потребительском секторе (В2С) вырос в 2000
году на 66% и сейчас равен приблизительно 45 миллиардам долларов. Наибольшие
деньги оборачиваются в области сервисов, связанных с предоставлением
туристических услуг. Их совокупный оборот составил в прошлом году 13,8 миллиарда
долларов. До конца 2001 года прогнозируют увеличение этой цифры на 50
процентов. Лидерами продаж пока остаются книги, а также компьютеры и
программное обеспечение. В 2001 году продажи по этим направлениям возрастут на
25% и 15% соответственно. Дальнейшее расширение рынка будет обусловлено ростом
спроса в Интернете на потребительские товары: игрушки, одежду, предметы для дома
и офиса.
Литература по Internet
|