Сергей Степанов
Вы нажимаете на ссылку и попадаете на неизвестный вам сайт... Что вы сразу
ищите, ознакомившись со страницей? Способы навигации по этому сайту - кнопки,
меню, ссылки и т.п. И всегда сильно раздражают непонятные "названия"
ссылок, приходится ждать загрузки страницы, чтобы узнать - есть ли на этой
странице необходимая информация. Или когда на странице всего 3-4 ссылки, но
после захода по ним, оказываемся на странице, содержащей ещё 3-4 ссылки по
разделу. Обычное "лишнее колено" и (часто) убрать его можно, соединив
все ссылки на одной странице. Работая с клиентами, я заметил странное стремление
клиентов создать как можно больше ссылок. Не организовать информацию на сайте, а
решить все проблемы ссылками. Если у вас возникает проблема с организацией
структуры, то не решайте её одними ссылками. Основа подачи информации на сайте -
это его структура.
Ещё одна неприятность - это ссылки (не с самого адреса, а с текста или
картинки) на известные сайты. Интригующая надпись, обещающая море информации,
приводит туда, где и так пол-мира побывало и регулярно бывает. Нечаяно
"кликнув" по такому подарку, сказав который раз "спасибо" за
любезность, потом начинаешь постоянно поглядывать в уголок, на строку состояния.
Это как в деревне, всегда под ноги смотришь...
Отдельная ситуация с выпадающими меню. Это, конечно, очень удобная штука -
можно запихать много ссылок в маленькую полоску, но нет возможности вставить
комментарии к ним (например, при наезде мышкой). И возникает ситуация, когда
трудно угадать, что означает этот набор слов и куда он приведёт.
Нет, эта статья не для дизайнеров, они уже начитались статей по правильной
организации структуры сайта (хотя... Нет, ругаться и тыкать пальцем не буду!). Я
хочу обратить внимание руководителей и менеджеров, заказывающих сайты, на
описанную здесь проблему.
Вот ситуация: ознакомившись с требованиями, разрабатываем структуру,
навигацию по сайту и дизайн. В дизайн нужно внести элементы (играющие роль меню)
с названиями. После обсуждений, предлагаем общеупотребительные слова
("контакты", "каталог", "цены" и т.п.). Но
встречаем "яростный" отказ. Это же - как у всех! А им нужно, что-то
особенное (...вы бы слышали, что предлагалось в замен)!
Упс... А нужно ли это пользователям?
Все понимают, что сайт должен быть удобным, но для кого? Для вас или для
клиентов? Многие слова, употребляемые в ссылках и меню, стали стандартом,
который интуитивно понятен пользователю. И никого не тревожит, что раздел
"цены" есть на сайте другой фирмы - это логично! А как скомпоновать в
дизайне меню, если слово "каталог" требуют заменить на "список
выпускаемой продукции"? Да, русский язык велик и могуч, но в этой ситуации,
как никогда, подходит поговорка: краткость - сестра таланта! Есть целые
институты, которые занимаются вопросами "читаемости" интерфейсов,
приборных панелей, пультов, знаков и указателей. И целые коллективы изучают,
какое слово или символ понятно большему количеству людей. Очень интересные
результаты получаются, особенно статистические данные. Эта информация
подготавливается в зависимости от условий и места её применения. А тут один
человек решает за всех, руководствуясь совершенно другими мотивами. Если это
нормально - тогда небо зелёное.
Главное, чтобы сокращения не зашли слишком далеко и богатство русского языка
не играло злую шутку. Допустим, вы решили назвать раздел каким-то одним словом -
очень хорошо! Но у других людей, смысл этого слова может быть связан и с другими
ассоциациями или терминами. Именно по этому, становятся так популярны некоторые
наборы слов для навигации. А отличаться лучше оформлением и неповторимой
ценностью содержащейся информации.
Если у вас возникло желание продолжить тему или вы не согласны с моим
мнением, то напишите мне, и я опубликую ваши отзывы, как продолжение этой
статьи.
Литература по Internet
|