On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Открываем рассылку

Федор Вирин

Рассылка, как я уже не раз подчеркивал - один из самых мощных инструментов продвижения сайта. В связи с этим, открытие и публикация рассылки от сайта имеет, зачастую, решающее значение для пользователей к повторному посещению сайта. Например, когда я попадаю на сайт, который мне, кажется, может быть полезным, то я смотрю, нет ли у него рассылки, и подписываюсь на нее, потом, когда я получу несколько выпусков, то уже решаю - просто отписаться (что бывает довольно часто) или посмотреть, что еще есть интересного на сайте. Присутствие рассылки для меня (это сугубо субъективное мнение) означает внимание автора к своему ресурсу и заботу о посетителях. Судите сами, - времени на детальное изучение каждого сайта все равно нет, а почтовая рассылка не требует времени на загрузку страницы и позволяет быстро составить мнение об общем уровне и направлении ресурса.

Таким образом, - открытие рассылки - это естественный шаг для большинства сайтов, начиная от персональных проектов до крупных корпоративных сайтов. Сложно представить себе ресурс, которому решительно нечего было бы опубликовать (тогда что же представляет собой сам ресурс), поэтому собственно открытие рассылки обычно не вызывает никакого труда. С другой стороны, поддержка рассылки требует значительного времени, сил, а в некоторых случая и денег. Причем, недостаток ресурсов на поддержку начатого проекта обычно обнаруживается уже после открытия рассылки, что ведет к преждевременной кончине рассылки и очередному разочарованию пользователей. То есть решение об открытии рассылки должно быть детально взвешенным и разумным, что особенно важно для коммерческих сайтов, где закрытие рассылки дурно скажется на имидже.

Так, решение об открытии рассылки приняли, теперь нужно подумать, что вы будете в ней публиковать, и с какой периодичностью вы можете это делать. Как уже отмечалось, желательно, чтобы уровень и содержание вашей рассылки отображало общее содержание сайта. Именно такая рассылка будет интересна пользователям более всего, именно на нее будут охотно подписываться и читать. Если ваш сайт посвящен детским играм, то одной надписи "сегодня появилась новая игра в рваные калоши" будет недостаточно, и желательно эту игру или часть ее прямо в рассылке изложить. Ха! - скажете вы, - тогда у пользователя не будет интереса приходить на сайт! Вы совершенно правы, однако в противном случае, у него не будет интереса ни приходить на сайт, ни подписываться на рассылку. Конечно, если у вас нет конкурентов, то вопрос решенный - все равно все заинтересованные люди будут у вас, но если есть, то они вполне могут оказаться расторопнее.

Периодичность рассылки - это особая песня. Ее мы все же рассматривать не будем, иначе вы будете до вечера читать эту статью, но можете смело рассчитывать, что статья про периодику появится в ближайшее время. Сейчас я просто скажу, что с точки зрения рекламной отдачи по продвижению ресурса, периодичная рассылка значительно лучше непериодичной, причем, чем меньше период выпуска, тем лучше (то есть, "ежедневка" начинает и выигрывает). В то же время, и это очень важно, выпускать ежедневку в одиночку очень и очень тяжело. Практически в Рунете есть лишь несколько человек, которые умудряются выпустить самостоятельно еженедельные рассылки и остаться в живых. А уже еженедельная рассылка - это вполне посильный труд, так что ее вполне можно рекомендовать. Для крупного не чрезвычайно динамичного корпоративного сайта может быть очень удачной публикации рассылки раз в две недели.

Так, за тематику и периодичность поговорили, продолжим. Важный вопрос рассылки - выбор ее названия. Очевидно, что название не должно часто меняться (в идеале, оно не должно меняться никогда или почти никогда). Представьте себе, что вы подписались на, допустим, газету "Тьмускорпионь", а через некоторое время вам стала почему-то вместо нее приходить "Тьмутаракань". Вы, конечно, разберетесь, что это просто разные названия одной и той же газеты, но времени на это уйдет немало, опять же, - привычка нужна: теперь надо говорить знакомым "Я тут прочел в "Тьмутаракани" ", вместо привычного: "Я тут прочел в "Тьмускорпиони" ". Все это не просто шуточки, а вполне реальные, проверенные жизнью проблемы, не такие уж и редкие для авторов рассылок.

Название должно быть ярким, привлекательным и отображать суть того, что вы предлагаете читателю. Словом, это должно быть хорошее коммерческое название, как и любое другое. Учтите, что всегда есть вероятность проведения этого имени в бренд, поэтому будьте внимательны к выбору названия и, если понадобиться, то и описанию рассылки. Название рассылки - это ее лицо, его уникальность и узнаваемость - гарантии того, что пользователь не выбросит письмо в момент его появления на экране, а, по крайней мере, откроет.

Да-да, это именно так, далеко не все подписавшиеся читают рассылки, вы разве этого не знали? В зависимости от качества и равномерной качественности материалов, а также сложности процедуры подписки/отписки рассылку может читать от одной пятой до половины подписчиков, а остальные по тем или иными причинам выбрасывают ее вместе с письмом. Вариантов, почему так происходит - масса, начиная с поездок на дачу и последующего разбора нескольких сотен писем в почтовом ящике и заканчивая общим утомлением и криками "видеть никого и ничего не хочу, уберите от меня этот гадостный компьютер" (был у меня такой случай - пришлось сотрудника в санаторий на месяц отправить). То есть рассчитывать всегда нужно на меньшее, но работать, как обычно, над тем, чтобы достичь большего.

Так, теперь размер и содержание рассылки. Об общем стиле контента говорили выше, однако следует учесть. Что большинство пользователей рассматривает почтовые рассылки, как источник оперативной информации (в основном - новости), поэтому необходимо им, чтобы не скучали, дать такой источник информации, то есть - новости. Второй частью рассылки долженствует стать какой-либо контент, например, уже упомянутая игра с рваными калошами, или статья, которую вы сейчас читаете. Ну и конечно, ваша рассылка должна иметь выходные данные, телефоны и адреса вашей кампании, расценки на размещение рекламы в рассылке или ссылку на них. Понятно, что список можно продолжать до посинения, но, в целом, все сводится именно к вышеназванной схеме формирования рассылок.

Что же касается размера, то по моим наблюдениям, человек не в состоянии прочесть более 7-10 kb текста за раз, при учете, что пришедшая от вас рассылка - не единственное письмо в почтовом ящике. Если рассылка еженедельная, то есть вероятность, что она будет отложена и потом прочитана более внимательно, однако, для слишком больших ежедневок путь один - помойка. Все сказанные заключения основаны на анализе отклика от рекламы, размещенного в различных рассылках - для коротких писем отклик от рекламы внизу значительно (на порядок) выше. Естественно, что речь идет о голом тексте.

Можно выпускать и рассылку в HTML формате, тем более, что практически все почтовые программы этот формат поддерживают, но тогда будет хорошим тоном подготовка двух параллельных выпуском в разных форматов. Действительно, у кого-то из читателей может быть слабый канал и "втянуть" стокилобайтное письмо им тяжело, другие смотреть не могут на ваши "HTML-художества" или, например, вообще не переваривают любые украшательства. Поэтому стоит предусмотреть возможность выбора подписчиком формата получения рассылки. Используя HTML форматирование, будьте осторожны с картинками, учтите, что очень большой процент ваших подписчиков будет читать рассылку с разорванным соединением (включил модем, почту скачал, модем выключил), и ваши картинки мало кто увидит. Еще хуже, если картинки применяются в качестве навигации (хотя чего там навигаторствовать?), тогда дело - труба. Помните, что читать таблицу с фиксированной шириной в окне почтового клиента бывает очень сложно, но ширина 100% делает чтение невозможным совершенно. Задайте ширину таблицы в пределах 80-85%, тогда ваша рассылка будет смотреться опрятно и читабельно.

Следующий вопрос, - где взять подписчиков. Только с помощью формы подписки, подписки по почте, подписки через формы на других серверах и т.д. Причем с многочисленными системами защиты от случайной подписки, легкодоступной возможностью отписки и т.д., и т.п. Вопрос о СПАМе закрыт, запечатан и выброшен на помойку раз и навсегда, если, конечно, вам нужны неприятности, то можете пойти покопаться на той помойке и вытащить себе базу на миллион адресов, но я этим заниматься не стану.

И последнее - как открыть рассылку. Ну тут все очень просто: если у вас нет специфических претензий к рассылке, то вы отправляетесь на один из серверов, который предлагает такой сервис и открываете там рассылку. На данный момент вы можете выбирать между Ситикетом, Агавой и Листом, понятно, что есть еще пара сотен других сервисов такого же рода, однако три указанных - сегодня наиболее удобны и функциональны. Все они умеют рассылать письма в шести кодировках и двух форматах, все аккуратно ведут базы подписчиков, у всех есть каталоги, которые приносят вам дополнительных читателей и все оказывают техническую поддержку авторам рассылок. Если у вас очень высок предполагаемый объем аудитории (скажем, тысяч 200), то вы можете открыть рассылку на собственном скрипте, который лучше заказать, а не брать бесплатный. Почему заказать? Потому что бесплатные скрипты, во-первых, часто не рассчитаны на очень большие объемы базы данных подписчиков, во-вторых, общаются с пользователями на английском языке, что не всегда удобно, а, кроме того, не умеют перекодировать письма и вам придется это делать вручную, фактически, ведя несколько баз параллельно. Собственная программная база для рассылки может быть нужна, если вы рассчитываете публиковать в ней большой объем рекламы, или не хотите видеть чужой, если вы не хотите отдавать кому бы то ни было базу подписчиков и т.д., однако, в большинстве случаев я рекомендую работать со специализированным сервисом.

Вот и все, до следующих встреч.



Литература по Internet