Николай Малых
Популярность Internet в России растет невероятными темпами, и если два-три
года назад мы были озабочены вопросом получения доступа в Сеть, то сейчас многих
интересует другая проблема -- организация своего присутствия в Сети уже не в
качестве клиента, а как поставщика информации о компании и предлагаемой
продукции. С каждым днем российских узлов становится все больше, есть и
персональные странички, но все-таки создание собственного сервера Internet по
карману не всякой компании. А многим небольшим фирмам есть что сказать о себе.
Обычно для представительства в Internet компании используют стандартное
решение (многие ошибочно считают его единственным) -- создают собственный узел
Сети. Увы, далеко не каждая российская компания может позволить себе такие
расходы. Давайте посчитаем, во что обойдется один из самых дешевых вариантов --
организация сервера с доступом в Сеть по стандартному каналу ISDN. Для примера
возьмем санкт-петербургские цены. (Да простят меня читатели из тех городов, где
нет ISDN. Боюсь, что имеющиеся там другие каналы не дешевле питерского ISDN.)
Вот разовые затраты:
- организация ISDN-соединения -- $750;
- маршрутизатор ISDN -- $650;
- по крайней мере один компьютер -- $1000.
Итого $2400, не считая оплату подключения к Internet (цена зависит от
провайдера и колеблется в пределах $100--$200).
Далее -- ежемесячные затраты:
- аренда линии ISDN -- $80;
- оплата услуг провайдера -- $150;
- оплата трафика ISDN -- $1300 (из расчета 3 цента в минуту при круглосуточном
использовании линии без выходных дней).
Следовательно, суммарная месячная оплата составит приблизительно $1500.
Добавьте сюда зарплату по крайней мере одного человека, который все это
хозяйство будет настраивать и обслуживать, и не забудьте учесть НДС. От итоговой
цифры многим станет грустно. Я тоже прошел через этот печальный этап пару лет
назад, когда начал подумывать о своем узле, но расчеты показали, что это не по
карману. Пришлось искать другие варианты.
Как говорится, свято место пусто не бывает и предложения не заставили себя
ждать. Многие российские провайдеры Internet начали предлагать услуги по
размещению информации на своем Web-узле еще до того, как этот узел нормально
заработал (в 1995 г. мы получили несколько предложений разместить информацию на
узле, который будет запущен в следующем месяце, квартале и т. п.). Но при
ближайшем рассмотрении эти варианты также оказывались совершенно неприемлемыми.
Во-первых, $10 в месяц за мегабайт дискового пространства без какого-либо
сервиса не кажется разумной ценой. За полтора месяца своего существования наш
узел вырос до 30 мегабайт (а это три сотни в месяц). Да и лежать информация
будет где-нибудь на задворках сервера, куда еще нужно добраться. Нет нужды
говорить о том, что URL типа http://www.something/guests/yourcompany.htm
выглядит не слишком солидно, и не всякая поисковая машина проиндексирует ваши
документы, а это значит, что о вас в Internet не узнают. Кроме того, в
большинстве случаев вы не получите ничего, кроме дискового пространства -- ни
возможности использования форм для обратной связи, ни CGI-приложений. А о такой
вещи, как организация контекстного поиска в документах, и мечтать не приходится.
Если при этом учесть весьма ограниченные пропускные способности каналов
российских ISP (в Петербурге это в лучшем случае 256 Кбит/с), то всякое желание
создавать такой сайт пропадает напрочь. Зачем платить немалые деньги за
размещение информации в таком месте, где ее никто не увидит, -- ведь вы не
станете размещать рекламу на обратной стороне обоев. Увы, мечтам опять не
суждено было стать реальностью.
Между тем в последнее время на многих страницах в Internet начали мелькать
рекламные плакаты типа "Virtual Hosting -- $2995 per month". На Диком
Западе проблема организации узлов небольших компаний возникла уже давно и решили
ее весьма изящно -- предложив и реализовав идею виртуального узла.
Что же это такое -- виртуальный узел Internet? Да просто компания ставит
несколько мощных компьютеров с большим объемом дискового пространства и получает
много IP-адресов для раздачи их клиентам. Остается арендовать достаточно
скоростной канал (в США это гораздо проще и существенно дешевле, нежели у нас) и
установить соответствующие программы для обслуживания виртуальных узлов. Не буду
пытаться оценить коммерческую сторону этого дела, но судя по размаху -- деньги
оно приносит. (Кстати, такие предложения начали исходить и от российских фирм,
но пока их услуги дороже, а возможностей меньше.)
Что же получает клиент, заплатив свои деньги? Дисковое пространство
(ограниченное или неограниченное в зависимости от формы контракта),
зарегистрированный в США домен (за него придется отдельно заплатить $100 в
InterNIC), широкую полосу пропускания (обычно несколько сотен Кбит/с),
электронную почту, серверы FTP и WWW, достаточно приличный набор приложений для
работы с формами, ведения поиска и т. п. Но, увы, многие из нас не обращают
внимания на подобные предложения, воспринимая их как навязчивую рекламу. И --
как я выяснил -- совершенно напрасно.
В один прекрасный вечер я наконец-то обратил внимание на рекламный плакат,
где предлагали широчайшие возможности всего за $35 в месяц. Не поверив, я
отправился по указанному адресу, пытаясь понять, где же тут спрятан обман. И,
представьте себе, нашел. Это стоило не $35, а $2995. Мои сомнения несколько
поколебались, но, по-прежнему ожидая подвоха, я написал письмо в одну из
предлагающих такие услуги компаний: "А правда ли что?... А будет ли ваш
сервер работать с документами на русском языке?". Через полчаса получаю
ответ (в США в это время то ли поздняя ночь, то ли очень раннее утро): "А
вы присылайте свои файлы, мы их выложим на сервер, и сами посмотрите, как будут
выглядеть русские тексты". Готовлю HTML-файлы, и отослав их, отправляюсь
домой. Наутро нахожу ответ с указанным URL для доступа к своим данным и,
просмотрев страницы, вижу, что все нормально. Однако до конца сомнения еще не
рассеялись -- крепка привычка ждать каких-нибудь каверз от любого сервиса, а тут
еще и заграничного. После пары дней раздумий решаю, что суммой в $140 ($50 за
регистрацию и оплата за 3 месяца вперед) можно рискнуть, и отправляю по
электронной почте официальный запрос на организацию виртуального узла. Через
непродолжительное время приходит ответ: "Ваш адрес 207.58.117.95, login и
пароль для доступа через Telnet такие-то. Заявка на регистрацию домена передана
в InterNIC и будет рассмотрена в течение 2 недель. Пока же вы можете обращаться
к узлу, используя в URL свой IP-адрес". Продолжая в глубине души
сомневаться, набираю в строке Netscape указанный адрес и вижу: "This site
is under construction and will be available soon". Быстренько архивирую
HTML-документы (к тому времени у нас уже была гостевая страничка на сервере http://www.atlant.ru/ -- спасибо им за
предоставление такой возможности) и переношу их на свой новый узел. Все проходит
на удивление легко и через несколько минут уже мог любоваться своим сервером в
Сети. А к концу рабочего дня DNS увидел домен bilim.com (вот вам и двухнедельная
регистрация в InterNIC). Результаты вы можете увидеть сами.
Не стану убеждать читателей, что мы не столкнулись ни с какими проблемами, но
служба технической поддержки компании Saturn Service (действительно
круглосуточная) всякий раз решала их в кратчайшие сроки.
Рекламу подобных услуг вы можете найти на многих страницах в Сети (в том
числе и на нашем сервере).
Литература по Internet
|