Вкратце: большая часть навигационных карт не отражает многоуровневую
информационную структуру сайтов. В юзабилити-тестах пользователи зачастую не
замечают карт, или не могут их найти. Запутанность карты также является
проблемой - карта должна быть картой, а не головоломкой.
Мы провели исследования по картам на десяти сайтах, и наш главный вывод
состоит в том, что пользователи неохотно пользуются навигационной картой, а
иногда просто не могут ее разыскать. Учитывая то, что карта задумывалась как
чрезвычайно полезный навигационный инструмент для пользователя, который
потерялся на сайте, грустно сознавать, что часто саму ее не так-то легко
найти.
В нашем исследовании мы просили людей разобраться в информационной структуре
сайта. Хотя на всех сайтах, участвовавших в исследовании, была карта, только
27% пользователей обратились к ней в процессе изучения структуры ресурса.
На следующей стадии тестирования мы попросили участников перейти
непосредственно на карту сайта. Некоторые пользователи попросту не смогли
найти ее, в 27% случаев мы были вынуждены указать на нужную ссылку.
Не менее поразительным оказался тот факт, что пользователи и не подозревали о
наличии карт на тех сайтах, которые они посещают каждый день. Мы попросили
показать нам эти сайты. Выяснилось, что на тех из них, что содержат карту, лишь
в 15% случаев пользователи догадывались о ее наличии.
Основная причина того, что пользователи не ожидают найти карту на сайте,
состоит в том, что действительно ее содержат менее половины всех сайтов в сети.
Например, карты есть на:
- 48% всех сайтов, рассмотренных в нашей последней книге Homepage Usability и
- 45% всех сайтов, которые участники наших исследований выбрали для посещения
Пользователи не хотят искать карту сайта. Принуждая их разыскивать
навигационный инструмент, если они уже потерялись, вы удваиваете их обиду и
разочарование. Поэтому мы настоятельно рекомендуем разместить хорошо различимую
ссылку на карту на каждой странице. Назовите ее "карта сайта".
Это название хорошо показало себя в наших исследованиях, и оно используется на
63% изученных нами сайтов.
В целом, в наших исследованиях карты весьма успешно доставляли пользователей
на страницы, которые были непосредственно отражены на карте. В среднем,
пользователи допускали 0.3 ошибки при попытках перейти на страницу, на которую
была прямо указана ссылка на карте сайта.
Несмотря на то, что 0.3 - это хороший результат, он говорит о том, что все же
многие карты слишком запутаны.
Количество ошибочных переходов по ссылкам возросло до 1.1, когда мы попросили
пользователей перейти с карты сайта на страницу, которая находилась от нее на
расстоянии двух щелчков мыши. Тот факт, что показатель возрастает почти в четыре
раза, если нужная страница не упомянута напрямую на карте, говорит о том, что
карта сайта (в том виде, в каком она существует сейчас) недостаточно хороша для
отображения информационной структуры сайта.
Пользователи используют карту, когда они потерялись, расстроены,
разочарованы, или просто пытаются найти нечто конкретное на сайте,
перенасыщенном информацией. CDNOW содержит самую удачную карту из всех
рассмотренных в нашем исследовании. Отчасти из-за того, что карта куда проще и
удобней, чем переполненная главная страница сайта.  CDNOW: Главная страница и карта
сайта
Многие пользователи используют главную страницу сайта, чтобы получить
представление об информации, которую им предлагают. Также пользователи часто
полагаются на возможности поиска и навигационные панели, которые, как правило,
расположены на внутренних страницах сайта. Карта сайта должна расширять эти
стандартные навигационные методы. Основное преимущество карты в том, что она
дает возможность составить представление о структуре сайта с первого
взгляда, путем визуализации его информационной архитектуры. Если карта
спроектирована правильно, то она дает представление о нескольких уровнях
иерархии, и при этом не настолько велика, что бы пользователь не смог
воспринимать ее как единое целое. Некоторые из рассмотренных нами карт занимали
более шести страниц в разрешении 800x600. Это слишком много. Мы рекомендуем
делать карту сайта небольшой, она должна занимать не более двух с
половиной страниц на экране у пользователя.
С самой плохой стороны в наших исследованиях показали себя карты,
которые пытались увлечь пользователя динамически изменяющимся видом -
вместо демонстрации простого, статического отображение информационной
архитектуры. Основное назначение карты - дать пользователю представление об
информационном пространстве. Если пользователю надо прилагать усилия, чтобы
раскрыть отдельные части карты, то ее основной смысл будет утерян.
Динамические карты сайтов основаны на альтернативном методе навигации в
информационном пространстве и используют ряд нестандартных интерактивных техник.
Например, один из исследованных сайтов предлагал пользователю вместо карты
развесистое дерево ссылок, и пользователь был вынужден перетаскивать группы
ссылок через весь экран, чтобы расширить одну из областей карты. Мало кто
способен справиться с таким испытанием.
Карта сайта не должна быть головоломкой. Она должна быть картой.
Снова и снова мы убеждаемся в том, что пользователи терпеть не могут
нестандартные интерфейсы, которые вынуждают их изучать непривычные приемы
взаимодействия. Карта сайта должна представлять собой простую и компактную схему
ссылок, для изучения которой достаточно одного взгляда.
Каждый, кто хоть раз был в большом супермаркете, знает, насколько велико
значение точки на карте с пояснением "вы здесь". Картам следует
учитывать и отображать не только текущее положение пользователя на сайте, но и
те разделы, в которых он уже побывал. Сейчас такую возможность, в упрощенном
виде, предоставляют карты, которые используют текстовые ссылки с изменением
цвета у посещенных ссылок. К сожалению, пользователь не видит, посещал ли он
страницы, находящиеся уровнем ниже того, или иного раздела. Такая возможность
может быть предоставлена лишь при определенной интеграции навигации сайта и
веб-броузера.
Мы неоднократно говорили о том, что лишь Internet Explorer восьмой версии
будет хорошим броузером. Одной из давно ожидаемых функций восьмой версии может
стать визуализация карты сайта в броузере в качестве стандартного навигационного
элемента. К сожалению, ожидание перемен к лучшему от Microsoft - занятие не для
слабонервных. Конечно, если ждать достаточно долго - то или эмир умрет, или
ишак, но мы не можем возлагать на Microsoft все наши надежды на улучшение
навигации веб-сайтов. Даже без интеграции в броузер, карта сайта может помочь
пользователю куда эффективней, чем это происходит сейчас. Пожалуйста, уделите
особое внимание проектированию карты сайта и ее юзабилити. Карта должна быть
проста и должна давать представление об информационном пространстве в сжатой и
лаконичной форме.
Литература по Internet
|