On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Телевидение и Internet - еще один вариант объединения

Максим Степин

Совмещение нескольких совершенно разных технологий в одном проекте всегда вызывает усиленный интерес. Идеи об объединении Internet-технологий и традиционных СМИ витают в воздухе очень давно. Мысль о создании единого медиа-пространства, в котором доставка информации потребителю осуществляется любым возможным способом, уже реализуется различными способами. Сегодня практически все печатные СМИ имеют собственный Web-сайт, более того, различные новостные услуги доступны посредством push-технологий, когда написанные новости прямо-таки "запихиваются" на компьютер пользователя Сети. Множество радиостанций вещают в формате real audio, при этом побочные услуги типа обратной связи со слушателями через Web-сайт или электронную почту уже даже не считаются чем-то необычным, хотя еще лет пять назад такая технология могла бы шокировать иных специалистов. Попытки создания гибрида из телевидения и Internet тоже неоднократно предпринимались с переменным успехом.


Подходы были абсолютно различными. Во-первых, по аналогии с радиовещанием можно организовать телевещание посредством Internet. Хотя количество имеющих возможность насладиться таким сервисом невелико из-за необходимости каналов большой пропускной мощности. Особенно это актуально для территории, где нам посчастливилось жить. Байки о бедных фермерах, живущих в глуши и вынужденных смотреть телевидение, слушать радио, говорить по телефону через один оптоволоконный кабель, протянутый от фермы до ближайшего провайдера, еще долго будут не более, чем байками. Вторая идея - это использование бытовых спутниковых тарелок в качестве приемников входящего Internet-трафика. Исходящий предполагается отсылать обычным путем через Internet-провайдера. Такие проекты реализуются во многих местах, есть и отечественый проект. Об экономической эффективности судить пока рановато. Третья мысль - это объединение кабельного телевидения и Internet-терминала в одном устройстве - так называемом WebTV. На этом рынке играют многие крупные производители бытовой электроники, и за счет их мощных маркетинговых усилий такая технология в принципе сможет выжить и развиться, хотя в наших условиях все опять упирается в пропускную способность канала связи. Существует еще масса вариантов, основанных на совмещении Сети и TV, но большинство из них либо неприменимы в российских условиях по техническим соображениям, либо чересчур дороги и опять-таки неприменимы массово.

Но, похоже, возник некий компромиссный вариант настолько дешевый и широко применимый, насколько это только возможно. Телекомпания ТНТ запустила проект, называемый WebChoiceTV. Что же это такое? Суть в следующем. Во время телепередачи периодически передается короткий звуковой сигнал (длительностью 0,7 с), звучащий как довольно мелодичное тремоло. Компьютер получает этот сигнал по кабелю, соединяющему линейный выход телеприемника и линейный же вход звуковой карты. В принципе можно обойтись даже без кабеля, а просто выставить около телевизора микрофон, соединенный с компьютером. Далее специальная программа, запущенная на компьютере, анализирует звуковой сигнал и, опознав его, дешифрует. Сигнал этот хранит в себе некий идентификатор, по которому производится выборка URL из предустановленной и регулярно пополняемой базы данных, на который тут же и отправляется брoузер. Вот и вся основная идея. Теперь обсудим ее поподробнее.

Вначале коснемся технической стороны вопроса. Программа, осуществляющая все это, называется WebChoiceTV и выпускается американской фирмой WebChoiceTV Inc. Распространяется сей продукт совершенно бесплатно с сайта производителя http://www.webchoicetv.com/ или с сайта телекомпании ТНТ. После выкачивания и установки программа потребует ввести некую минимальную информацию о себе, доложит это своим авторам, и автоматически будет выслан регистрационный ключ. Дальнейшие настройки довольно тривиальны, отметим только возможность как мгновенного запроса Web-страниц, так и возможность накопления переданных URL и последующий, вручную инициируемый, запрос.


WebChoiceTV - основное окно.

Алгоритм распознавания звукового сигнала довольно чувствителен к качеству передачи. Представители ТНТ сообщили, что даже небольшие помехи в сигнале помешают корректному его распознаванию. Поэтому запись на видеокассету и последующее воспроизведение в домашних условиях вероятнее всего лишит зрителя новых возможностей, хотя это и не страшно, поскольку главная идея проекта в интерактивности. С другой стороны, высокое требование к качеству звука позволит отсекать возможные ложные срабатывания.


Панель настроек WebChoiceTV.

От описания технологических моментов (краткого ввиду абсолютной новизны и необкатанности технологии как в России, так и в остальном мире) перейдем к описанию довольно интересных открывающихся возможностей и возможных проблем.

Первый пробный запуск проекта был осуществлен в августе 1999 г. и показал, что интерес среди телезрителей существует. С августа по ноябрь зарегистрировались порядка 5-6 тыс. пользователей. Поскольку Москва до осени 1999г. была довольно слабо охвачена ТНТ, то большинство пользователей WebChoiceTV были из Санкт-Петербурга. Кроме Питера много пользователей дали города Новосибирск, Якутск, Саратов, Самара и Ульяновск. В общем все крупные города, находящиеся в пределах вещания ТНТ. В конце декабря 1999 г. планируется запуск второго этапа проекта. Подготовка его заняла несколько месяцев как в технологическом, так и в творческом плане. Что же такого интересного найдет пользователь в этой новой технологии?

ТНТ планирует выпускать новостной блок на основе WebChoiceTV. Утром с 7.30 до 10.00 периодически будет секунд на 15 появляться заставка WebChoiceTV и передаваться список адресов, по которым находится актуальная новостная информация. ТНТ входит в состав холдинга "Медиа-Мост" и потому подборка новостей будет действительно полной и точной. Пользователь, которому некогда смотреть продолжительные новости по телевизору, сможет скачать тот же объем информации за 15 с и затем в удобное время ознакомиться с текущей информацией. Среди идей, которыми ТНТ хочет привлечь телезрителей, можно упомянуть "Виртуальную аллею звезд". Победители различных конкурсов смогут увековечить свое имя на сайте ТНТ и затем с гордостью показывать друзьям и коллегам. Понятно, что с размещением информации о себе в Internet никаких проблем нет. Масса бесплатных и в различной степени платных ресурсов доступны для размещения страничек и целых сайтов. Но при достаточной раскрутке проекта WebChoiceTV появление своего имени в "списке героев" может стать действительно предметом гордости.

Из более вещественных стимулов пользования технологией надо сказать о совместных с рекламодателями акциях. Так, 28 декабря 1999 г. в 21.55 проводился конкурс совместно с Kodak. Одновременно передавался адрес секретной страницы, на которой посетитель увидел в течение 10 с изображение фотоаппарата, которое затем распадалось на кусочки и перемешалось случайным образом. После этого воссоздавалось изображение в первоначальном виде, первый, кто это сделал - получил изображенный фотоаппарат. Есть основания полагать, что такие конкурсы будут проводиться на постоянной основе, поскольку являются выгодными как ТНТ для продвижения WebChoiceTV, так и рекламодателям, которые получают за довольно небольшую сумму отличную рекламу. А уж телезрители-то и подавно не в накладе - ведь есть шанс выиграть абсолютно реальную вещь.


Сайт WebChoiceTV.

Будет продолжаться использование конкурсов на знание фильма. Например, можно во время просмотра фильма открыть пользователю скрытую страницу с викториной. Победители получат моральное и материальное вознаграждение. Это самый простой и, пожалуй, самый надежный способ продвижения новой технологии. Ведь выигрывать любят все.

На скрытых страницах кроме викторин будут размещаться формы для вопросов "звездам" - задавший самый интересный вопрос вознаграждается.

Более того, в планах ТНТ есть создание специальной программы, целиком основанной на WebChoiceTV. Подробности покуда не раскрываются, хотя, наверное, к моменту выхода статьи телезрители будут в курсе. Сейчас можно предположить, что это какое-то интерактивное действо, когда в прямом эфире станут реагировать на действия телезрителей, имеющих Internet.

Интересно поговорить о возможностях WebChoiceTV и с точки зрения рекламодателя. Что может дать эта новая технология рекламодателю? Самый очевидный момент - это полная бесцензурность. Сейчас на телевидении запрещена реклама ряда товаров (алкоголь, табак), размещение же рекламного ресурса в Сети и перенаправление зрителя туда посредством короткого шифрованного сигнала, очевидно, позволяет обойти такой запрет. А уж возможности фальшивой рекламы, дискредитирующей конкурента, просто фантастические. Другой интересный аспект - это возможность адресной рекламы. Сейчас при регистрации программы необходимо указать свой пол и дату рождения. Даже такие скудные данные позволяют после традиционного рекламного блока отправить мужскую часть аудитории на сайт, например, производителя бритв, а женскую часть на сайт, рассказывающий о преимуществах определенных гигиенических предметов перед аналогичными конкурирующими, а при необходимости, в зависимости от возраста, направив и тех и других на сайт производителя шоколадок. В планах телекомпании увеличить количество пунктов анкеты, чтобы усилить эффект адресности. Правда, здесь хорошее начинание может столкнуться с суровым российским менталитетом, когда на вопрос о сумме дохода, весьма небедный бизнесмен ответит что-то типа 1000 рублей в месяц и вместо адресной рекламы VIP-туризма и элитных автомобилей попадет в группу зрителей, которым станет усиленно впариваться жвачка.


Здесь даже выставлен небольшой текст для WebChoice TV, нужно просто кликнуть по картинке слева внизу.

Наличие эксклюзивных конкурсов будет инициировать пользователей проглатывать рекламу на Web-странице, чего обычно пытаются избежать. Более того, если разместить звуковой сигнал в конце рекламной паузы, то зритель, ожидая сигнала, поневоле проглотит традиционную телерекламу. А уж возможности интерактивной рекламы, а даже и интерактивного телевидения вообще, дают просто громадный простор для фантазии.

Важно наличие стопроцентно достоверной информации о количестве пользователей WebChoiceTV, известное посредством банальных счетчиков посещений. Это один их немногих случаев, когда эффективность рекламной компании можно оценивать не по косвенным признакам изменения количества продаж, а детально отслеживая каждый шаг потребителя. Это безусловный плюс для рекламодателя и минус для тех телекомпаний, которые подсчитывают свою аудиторию просто суммируя количество жителей мест, где идет вещание. Говоря о размерах аудитории этой новой службы, руководители проекта высказывали мысль, что если к концу 1999 г. будет 10 тыс. пользователей, то оные руководители останутся очень довольны. Здесь возникает извечная проблема Internet - как подсчитывать число пользователей? Максимальная величина - это количество, зарегистрировавших программу, хотя при наличии одного компьютера дома пользоваться копией программы могут несколько людей. С другой стороны, не все зарегистрировавшиеся будут использовать программу постоянно или даже эпизодически. Даже пользующиеся более менее регулярно будут сидеть в Internet не круглые сутки. Поэтому можно подсчитывать только среднестатистические величины и проводить дополнительные опросы. Ведь необходимо учесть количество людей, имеющих свободный доступ к Internet (скорее всего дома), постоянно включенный телевизор и желание все это совместить. Можно сказать лишь одно: за пределами Москвы, Питера и еще нескольких крупных городов таких людей немного.

Какие идеи еще могут возникнуть по данному поводу? Очень много. Например, организация интерактивного общения между зрителями. Участие в опросе общественного мнения для тех, кто живет далеко от Москвы и не принял бы участия в телефонном опросе. Или снабжение звуковыми сигналами не только телепередач, но и аудио- видеоносителей, что может служить основой для изощренных методов борьбы с пиратством. И много, много других мыслей...

Перспективы проекта зависят на самом деле не от качества технологии и изящества идеи, а от агрессивности маркетинга, то есть успех будет таков, насколько ТНТ готово его "пробить". Понятно, что покудова серьезные рекламные агентства не заинтересовались таковым методом воздействия на потребителей, проект будет убыточным. Для того чтобы рекламщики клюнули и выделили некие бюджеты на WebChoiceTV, нужно, чтобы эффективность рекламы была, по крайней мере, сравнима с другими традиционными методами. Для этого необходим массовый охват аудитории, а если охват не массовый, то нужно очень четко и аргументированно описать социально-экономический состав аудитории, чтобы представить ее в качестве адресной и опять-таки попробовать продать рекламный ресурс. А для охвата аудитории и оценки ее состава нужны серьезные инвестиции, прямые рекламные акции, PR-акции. Ладно бы если все ограничивалось только этим, тогда вопрос развития проекта зависел только от размера инвестиций. Так, немаловажной частью успеха является наличие у телезрителей компьютеров и свободного доступа в Internet. Всевозможные кризисы уменьшают эту прослойку путем вымывания верхней ее части в иные края и путем падения жизненного уровня нижней части за пределы черты, необходимой для пользования технологией. В общем поживем - увидим...


Сайт телекомпании ТНТ, страница о проекте WebChoiceTV.

Коротко резюмируя, можно пожелать ТНТ удачи, как пионерам в этом нелегком деле - объединении телевидения и Сети, а всем "интернетчикам" дружно порадоваться, что гиганты традиционных СМИ с уважением относятся к сетевым возможностям.



Литература по Internet