Якоб Нильсен
Вкратце: Электронная почта - эффективное средство работы с
клиентами, но излишнее усердие может только повредить. С самого начала давайте
понять посетителям, что вы намерены уважительно относиться к их почтовым ящикам.
В противном случае, они не дадут вам свой адрес, а вы потеряете уникальный канал
для маркетинга и обслуживания.
С недавнего времени пользователи стали более тщательно заботиться о своих
почтовых ящиках. Следовательно, посылайте им как можно меньше сообщений.
Существуют два типа сообщений, которые могут улучшить качество обслуживания
посетителей и побудить их сделать покупку:
- Сообщение-уведомление. Делается после того, как посетитель сделал
покупку. Этот тип сообщений позволяет избавить посетителей от беспокойства о
том, действительно ли система приняла их заказ. Вы можете отправить второе
сообщение после того, как заказ будет отправлен. Это пример того, как
электронный мир может оказаться лучше реального: в реальном мире нет смысла
посылать письмо с сообщением, что какой-то пакет будет скоро доставлен службой
FedEx. В электронном же мире такое сообщение придет к покупателю намного раньше,
чем сам пакет с заказом, и следовательно, оно выполняет полезную работу.
- Сообщения о событиях, о которых посетитель желает получать
уведомления. Например, посетитель может попросить авиакомпанию
отправлять ему сообщение-уведомление всякий раз, когда цена на билет до Парижа
будет падать ниже 500 долларов. Это еще один пример того, как в электронном мире
что-то работает иначе, чем в реальном: в реальном мире агентам экономически
невыгодно заниматься подобным отслеживанием цен, так как лишь немногие их
клиенты воспользуются выгодным предложением.
Ключевым аспектом обоих примеров является то, что электронное сообщение в
данном случае не является "спамом". Напротив, оно содержит что-то, что
интересно данному конкретному пользователю, а именно то, о чем он сам
попросил, либо то, чего он сам ожидал. Кроме того, оба примера показывают, как
выгодно электронное сообщение по самой своей природе: оно отсылается в
определённый момент времени, и именно в тот момент, когда пользователь может
получить выгоду от содержания сообщения.
Но даже если компания планирует уважать время пользователей и отсылать только
полезные сообщения и только по делу, люди все равно боятся давать свой
почтовый адрес. Тем не менее, их можно переубедить с помощью следующих
приемов:
- На странице рядом с полем, куда вводится почтовый адрес, дайте ссылку на
ваш документ, описывающий вашу политику в отношении приватности.
- Или даже еще лучше: если документ ну очень короткий, опубликуйте его прямо
рядом с полем, вместо ссылки.
- Если документ составлял ваш юридический отдел, позаботьтесь о том, чтобы его
отредактировал кто-нибудь, кто знает, как писать для людей, не сильно сведущих в
юридической терминологии.
- Объясните, как ваша компания собирается использовать почтовый адрес
(например, только для того, чтобы сообщать пользователю о статусе заказа).
- Не забудьте создать четкое поле-метку (checkbox), отметка в котором
означает согласие пользователя получать какую-либо еще дополнительную
информацию.
- Это поле-метка всегда по умолчанию должна быть пустой, так что бы
пользователи сами ставили в нем метку. Даже если вы нарушаете правило и по
умолчанию делаете это поле отмеченным, сам факт того, что вы даете пользователю
выбор, повышает его доверие
к вашему сайту и укрепляет веру в то, что вы будете уважать сделанный выбор.
- Объясните, что будет в этих дополнительных сообщениях, и как часто вы их
будете посылать.
- Если вы предлагаете подписку на рассылку новостей, поместите рядом
ссылку на пример такой рассылки, чтобы пользователи могли оценить качество
новостей и свой интерес к ним.
И наконец, всякий раз, когда вы посылаете пользователям сообщения, которые не
являются прямым ответом на их вопрос, всегда помещайте в сообщении четкие
инструкции о том, как они могут отписаться от рассылки.
Литература по Internet
|