Eric Vitiello Jr, перевод Александр Качанов
На протяжении последних 10 лет компания Macromedia является доминирующей
силой, продвигающей векторную графику и анимацию в Web. Времена меняются и на
горизонте появляются новые методы. В векторной графике появился новичок -
Scalable Vector Graphics (SVG) (масштабируемая векторная графика), язык,
основанный на XML, разрабатываемый консорциумом W3C.
Большинство из вас, читатели, помнят, что в начале 90-х годов Macromedia разработала
продукт под названием Shockwave. Shockwave позволял разработчикам мультимедийных
программ создавать анимации и даже программировать их, что открывало невиданные
до селе возможности в интерактивной анимации.
Броузеры тех времен стали поддерживать Shockwave с помощью plug-in-ов, и
вскоре Macromedia осознала, что необходимо создать облегченную версию Shockwave,
которая будет предназначена исключительно для броузеров. В 1996 году Macromedia
приобрела компанию FutureWave software, чей продукт - FutureSplash - стал тем,
что мы знаем как Flash 1.0.
Примерно в середине 90-ых на небосклоне стала восходить звезда языка XML,
благодаря его простому методу организации данных. На языке XML было создано
множество схем данных (data schemas). Схемы данных описывали, например, как
хранить и выводить математическую информацию (MathML), как описывать ресурсы
общего характера (RDF), и даже как хранить и выводить химическую информацию
(CML). Этот метод организации данных был положен в основу SVG.
Наступил 1999 год. Этот год - год рождения новой XML схемы данных - SVG. SVG
схема определяет, как в XML записывается структура данных, описывающих векторную
или растровую картинку. В спецификации языка SVG также описано, как создавать
SVG-анимации, SVG-программы и документы. Все это делает SVG сильным конкурентом
Flash-у.
Подробнее об SVG
С первого взгляда ясно, что спецификация языка SVG предлагает альтернативу
многим функциям, имеющимся в наличии у Flash, а также добавляет много других.
Ядром SVG является метод создания векторных графических элементов точно так же,
как Flash строит всю анимацию на основных геометрических фигурах. Также как и
Flash, SVG позволяет создавать анимацию для каждого элемента, позволяет
управлять элементами с помощью скриптов через DOM, JavaScript,
ECMAScript или с помощью любого другого скриптового языка, который
поддерживается SVG-программой. В SVG разработчику доступны многие основные
элементы, включая окружности, прямоугольники, эллипсы, многоугольники, кривые и
текст. Так же как и в HTML, отображением элементов можно управлять с помощью
стилей (CSS2), либо
напрямую с помощью атрибутов.
В настоящее время существует множество SVG-броузеров и редакторов,
позволяющих создавать и просматривать SVG-документы. Компания Adobe
создала plug-in, который позволяет просматривать SVG-файлы в броузере, а
также включил поддержку работы с SVG-Файлами в Illustrator 10. Другие компании,
такие как JASC, Corel, Sun и
IBM также включили в свои продукты определенную поддержку SVG. Так как схема SVG
достаточно проста, вы можете без труда создать SVG-файл даже в простом текстовом
редакторе.
Простой SVG-файл, рисующий черный круг, будет выглядеть следующим
образом:
1: <?xml version="1.0" encoding="UTF-8"
standalone="no"?> 2: <!DOCTYPE svg PUBLIC "-//W3C//DTD
SVG 1.0//EN" 3:
"http://www.w3.org/TR/SVG/DTD/svg10.dtd"> 4: <svg
xmlns="http://www.w3.org/2000/svg"> 5: <title>A
Circle</title> 6: <circle cx="100" cy="100"
r="50" stroke="black" stroke-width="2px"
fill="none"/> 7: </svg>
Обратите внимание: первая строка - стандартный заголовок XML-документа, во
второй и третьей строке расположен заголовок SVG DOCTYPE. В 4-ой строке
располагается корневой элемент SVG-документа с указанием пространства имен (name
space) SVG. Внутри этого элемента располагается элемент <title> и элемент
для рисования круга <circle>. В элементе <circle> мы задаем
координаты центра круга (атрибуты cx и cy), радиус (атрибут r). Остальные
атрибуты определяют, какой инструмент используется для рисования края круга,
какой у края будет цвет, и каким цветом будет залит сам круг (этот атрибут имеет
значение "none" - т.е. у круга заливки не будет) .
В SVG документ можно вставлять и другие элементы. Например, можно вставить PNG, GIF или JPG
картинку с помощью элемента <image>. С помощью SVG-схемы можно определить
свои собственные шрифты, и даже написать текст вдоль кривой. С помощью скритов
можно менять все атрибуты всех этих элементов, а также создавать анимации, о чем
речь пойдет ниже.
Работаем с SVG
Создать SVG файл крайне просто, и в отличие от Flash, для этого вам не
понадобится пользоваться каким-либо графическим редактором или приобретать
какое-либо ПО - plug-in от Adobe распространяется бесплатно. Эта простота дает
SVG еще одно преимущество перед Flash: благодаря текстовой природе XML,
SVG-файлы могут индексироваться поисковыми серверами. Таким образом вам не нужно
создавать дополнительные метафайлы для поисковых серверов, как это делается в
случае с Flash. SVG-документ можно с легкостью вставить в HTML-документ.
Так как SVG-формат базируется на XML, разработчики получают возможность
строить SVG-изображения основываясь на данных, которые также могут храниться в
XML-формате. Преобразуя XML-данные в SVG с помощью простого XSL, можно легко
получить графическое представление любых данных. Более того, можно например в
SVG-графике отобразить, как располагаются столы в офисе, на основе данных,
записанных в XML формате.
XML данные:
1: <?xml version="1.0"?> 2: <cubicles> 3:
<cubicle north="10" east="15" width="10"
length="10"/> 4: <cubicle north="0"
east="0" width="10" length="10"/> 5:
</cubicles>
XSL преобразование XML в SVG:
1: <?xml version='1.0'?> 2: <xsl:stylesheet
version="1.0"
xmlns:xsl="http://www.w3.org/1999/XSL/Transform"> 3:
<xsl:template match="/"> 4: <svg
xmlns="http://www.w3.org/2000/svg"> 5: <title>Our
Cubicles</title> 6: <xsl:apply-templates
select="cubicle"/> 7: </svg> 8:
</xsl:template> 9: <xsl:template
match="cubicle"> 10: <rect x="{north}"
y="{east}" width="{width}"
height="{length}"/> 11: </xsl:template> 12:
</xsl:stylesheet>
Конечный SVG документ:
1: <?xml version="1.0"
standalone="no"?> 3: <svg
xmlns="http://www.w3.org/2000/svg"> 4: <title>A
Circle</title> 5: <rect x="10" y="15"
width="10" height="10"/> 5: <rect x="0"
y="0" width="10" height="10"/> 8:
</svg>
В результате данной трансформации создается графическое изображение.
Показывающее, как располагаются в офисе столы. По этому представлению гораздо
проще понять, как столы расположены относительно друг друга. Возможности
представления данных графически безграничны, и с помощью SVG осуществляются
очень просто.
Анимация в SVG
Анимация, как было уже сказано выше, осуществляется в SVG с помощью языка SMIL (Synchronized
Multimedia Integration Language), который также является технологией,
разработанной консорциумом W3C. В целях демонстрации возможностей SVG в сфере
анимации, мы можем взять наш предыдущий пример с кругом и анимировать его,
добавив элемент <animate>:
1: <?xml version="1.0"
standalone="no"?> 2: <!DOCTYPE svg PUBLIC "-//W3C//DTD
SVG 1.0//EN" 3:
"http://www.w3.org/TR/SVG/DTD/svg10.dtd"> 4: <svg
xmlns="http://www.w3.org/2000/svg"> 5: <title>A
Circle</title> 6: <circle cx="100" cy="100"
r="50" stroke="black" stroke-width="2px"
fill="none"> 7: <animate attributeType="XML"
attributeName="r" from="0" to="50"
dur="2s"/> 8: </circle> 9: </svg>
Анимация может запускаться по определенному событию, например по событию
"onmouseover", "onclick", либо с помощью скрипта, что
позволяет создавать интерактивную графику. У каждого элемента ко всему прочему
есть еще и свои собственные события, к которым также можно привязывать скрипты.
Короче, существует множество способов сделать SVG-документ интерактивным, и
делается это весьма просто. Создание сложных анимаций и сложных наборов
графических изображений также не вызывает никаких трудностей в SVG. Любой объект
в SVG-документе является XML-элементом, и к любому этому элементу можно получить
доступ через DOM. Благодаря этому вы можете определить, как и куда каждый из
элементов должен двигаться, как и на какие события реагировать.
С помощью скриптов можно поменять любое значение любого элемента в документе,
а также поменять взаимное расположение элементов относительно друг друга, и всю
структуру документа. Изменение структуры документа может играть важную роль, так
как от этого зависит то, как документ будет выводиться на экран. Например, если
элемент <line> (линия) расположен в документе после элемента
<circle> (круг), линия будет выведена поверх круга.
SVG в процессе
Разработка спецификации SVG по-прежнему продолжается. В настоящее время
спецификация SVG 1.1
приобрела статус Last Call Working Draft (Окончательный рабочий черновик
проекта). Также в разработке находятся спецификации SVG Basic и SVG Tiny,
предназначенные для мобильных устройств, что позволит в будущем мобильным
телефонам и наладонным компьютерам выводить на экран SVG-файлы. Разработка этих
спецификаций приведет в конечном счете к широкому признанию и использованию SVG
точно так же, как непрекращающаяся разработка HTML привела к расцвету этой
технологии.
Очень скоро SVG будет использоваться повсеместно, а так как формат SVG не
является собственностью какой-либо компании, его популярность будет расти
стремительно. Flash будет еще некоторое время доминировать в Web из-за большого
количества установленных plug-in-ов. Однако, и SVG не отстает. Благодаря
распространению SVG plug-in-ов через броузеры, количество пользователей SVG
вырастет очень быстро так же, как это было с Flash. Будущие версии различных
броузеров будут уже заранее включать в себя SVG-поддержку, а некоторые имеют ее
уже сейчас.
Возможности использования SVG - широки, а благодаря трансформациям XML в SVG,
эти возможности становятся практически безграничными. Примером такой гибкости
может служить например преобразование накопленных статистических данных по
населению в цветную карту в зависимости от выбранных районов и временного
интервала. Изменение выбранного интервала меняет цвет графика, так как меняется
количество населения выбранного района. Изменение, внесенные в XML-данные,
немедленно отображаются в SVG-графике.
SVG можно использовать так же как и Flash - для создания системы меню,
навигации по сайту и даже для создания всего сайта целиком. Компания Adobe
представила прекрасный ресурс, где продемонстрированы некоторые
возможности SVG: преобразование химических данных в 3-хмерные изображения
молекул, рисование графиков и схем, генерация на лету театральных билетов с
интерактивного системой их заказа, и также приложение, предназначенное для
создания SVG-изображений.
Установка Adobe SVG plug-in-а очень простая. Зайдите на Adobe's
SVG download и загрузите plug-in, соответствующий вашей операционной
системе. Перед просмотром первого SVG-документа на экране появится окно с
лицензионным соглашением. Оно достаточно простое.
Попробуйте поработать с SVG сами. Может оказаться, что вам понравится то, как
редактируя вручную XML-данные, вы можете преобразовывать их в графическое
изображение, которым можно полностью управлять.
Литература по Internet
|