Виктор Вязьминов (MrDeSign)
Серьезное название, не правда ли? Что из психологии или археологии... На
самом деле я хочу опять же затронуть немного психологию восприятия относительно
наших дизайнерских потуг, или точнее, взаимосвязь наших потуг с этой темой.
Существет в нашей
жизни понятие "тип". В кинематографии - это типаж. То есть на роль
выбирают такого актера, которвый по внешности соответствет типу персонажа.
Скажем, Шварценнегер - мощный герой боевиков, способный разнести все в пух и в
прах. И во многих фильмах он так точно соответствует своему образному персонажу,
что понятно - именно он, и никто другой. А в детективном фильме "Без
компромиссов" он в роли обычного полицейского (правда, тоже все громит), но
уже попадание не то, на его месте мог быть и другой актер. То есть типаж просит
чего-то иного. Ну и соответственно наше восприятие уже не очень верит, потому
как привыкли к другим его образам.
У нас в подсознании четко откладывается связь между внешностью человека и его
характером, поступками, способами самовыражения. Именно эту связь стараются
использовать в полной мере имажемекеры политиков, стараясь сделать на выборах из
политика не то, что он есть на самом деле, а то, каким его положительно хотят
увидеть зрители-избиратели. Ну не тянет тип Зюганова на роль президента... и
пусть он хоть треснет, но аншлага не получит.
А вообще-то этот
разговор я завел с целью затронуть тему именно веб-дизайна. Понятно, что
существуют общие типы дизайна сайтов на уровне концептуальных задач.
Корпоративный сайт, информационный, развлекательный, личная страничка... Общий
внешний вид, структура сайта должна с первого вгляда определять принадлежность к
тому или другому типу. Тоска, если зайца переодеть под волка... Еще не волк, но
уже и не заяц. Первое впечатление - самое крепкое, пусть даже и подсознательное.
А именно принадлежность к определенному типу и является тем самым первым
впечатлением.
Главным прародителем типа корпоративных сайтов в России, яное дело, был
Артемий Лебедев. Он сумел четко вычленить характерные признаки такого типа и
воплотить его в образную графическую форму. И не его вина, что тысячи
подражателей клонят этот тип на личных хомпейджах. Тип корпоративного сайта
должен включать в себя четкую понятную структуру, фирменный визуальный стиль
(его адаптацию на веб), четкое программное ядро и качественные средства
обновления и поддержки (имеется ввиду не способ слива информации на сервер, а
именно создание качественного обновления на уровне информационного наполнения
сайта). По последнему пункту достаточно много примеров, когда фирма, заказав
стиль, разработку сайта, берется самостоятельно его обновлять, разрушая при этом
шаблоны, стиль и программный механизм сайта, а иногда вообще не занимаясь
им.
Есть еще такое
понятие - иерархия сайта. Что это? Небольшая фирмочка может выложиться до
последнего и создать крутой и навороченный сайт по типу Microsoft или Adobe,
создавая обманчивую иллюзию своей многозначимости. Потенциальный клиент строит
на этом основании свои умозаключения, и разочаровывается при непосредственном
контакте с фирмой. Соблюдение иерархии и есть дополнительный способ лишний раз
не вешать лапшу, пусть даже порой непредумышленно. Разумеется, достигается это
не через уровень дизайна и визуального стиля, а за счет многих мелочей, не
всегда понятных и заметных уму, но четко фиксируемых и интерпретируемых
подсознанием.
Архетипы.
Что же такое архетип? Это и есть тот первоначальный уровень деления сайтов на
типы (корпоративный там, информационный...) Понятие это общее и достаточно
условное, ибо в чистом виде таких сайтов нет, вернее, существует еще множество
делений на типы внутри конкретного архетипа. Корпоративные (в основном это
интернет-представительства фирм и корпораций - ну потому так и называется) могут
быть компьютерного направления, софтового, промышленного, банковского и даже
культурного направления, ибо есть комм. фирмы, строящие свою деятельность в
сфере культуры. В общем, бизнес-класс.
Второй архетип - чисто информационный. Обычные СМИ, виртуальные СМИ, сайты
телеканалов - то есть суть их в подаче новостей, аналитики и рекламной
информации. Третий архетип - развлекательные сайты. Опять же это анекдоты,
полезные советы, ну и сайты с разного рода картинками. Четвертый архетип, по
сути таковым не являющий из-за своего предельного многообразия - личные сайты и
личные странички. На уровне типов практически почти все сайты имеют достаточно
смешанную структуру, то есть один архетип с элементами другого или
нескольких.
Каким образом это
деление сказывается на психологии восприятия сайта?
Если сайт бизнес-класса оформить как развлекательный - это будет значительно
снижать рекламный, престижный эффект от информации о фирме. Так же смешно
выглядит домашняя страничка в стиле "бизнес-класс" (но это очень уж
редко). Я уже не говорю про те заготовки (temes) при фронтпейдже или других
визуальных редакторах. Терпимая на домашней странице чьей-нибудь бабушки, на
сайте солидной фирмы такая заготовка не приживется.
Прототип
Прототип - это тот
более менее конкретный образец, ставший основой для концепции сайта.
Использовать прототип - это не значит клонировать чей-то сайт. Ибо прототипы
бывают структурные, концептуальные, дизайнерские (это когда используются
определенные приемы, уже кем-то ранее разработанные, типсы, например)... Обычно
прототипом бывает либо предыдущая версия, либо развитая версия чьей либо
независимой разработки . Но грань между использованием прототипа и плагиатом
чьего-либо решения может оказаться настолько тонкой, что можно даже неумышленно
свалиться в клон. Пример прототипа художественного решения - цветастенькие буквы
на черном фоне, используемый на десятках тысяч сайтов. Кто кого тут плагиатит -
никому не ведомо (и неинтересно). Бывает так, что талантливая разработка
конкретного дизайнера со временем становится прототипом для многих сайтов с
утерей информации на первоначальный прототип (становится массово применяемым
приемом). Рождается определенное направление в стиле...
Дизайн в разных типах.
Дизайн бывает конструктивный, стилевой, художественный, текстовый и иногда не
очень хороший:o)
Конструктивный
дизайн. Это сдержанный по цвету, в основном с элементами одного цвета разных
оттенков с акцентами другого, более активного цвета. Элементы в своей основе
имеют геометрическую (хотя и не всегда строгую) форму. Основа - структура
страницы, фотографии чаще всего стилизованы под двутон или грейскал.
Стилевой
дизайн. Сохраняется или адаптируется под веб визуальный стиль фирмы-хозяина
сайта, часто разрабатывается специальный стиль именно к сайту. Логотипы, шрифты,
фото обработаны и размещены в соответствии с визуальным фирменным стилем.
Художественный
дизайн. Коллажи, активное использование цвета с целью создать определенный
эмоциональный фон, нестандартные художественные шрифты, ну и достаточно
свободные структурные схемы.
Текстовый
дизайн. Дизайн, созданный с помощью элементов верстки. Основное внимание
заголовкам, подзаголовкам, размеру шрифтов, линейкам. Ярчайший представитель это
направления - Иван Бойко. Один из самых сложных видов дизайна, потому как имеет
скрытую красоту, которую не все и не всегда понимают.
Опять же -
смешанные типы, потому как в чистом виде каждый вид используется редко
(за исключением типа "плохой дизайн")
Плохой дизайн - это не отсутствие дизайна, а дизайн, несоответствующий уровню
сайта, с ошибками на уровне цвета, композиции и вообще концепции. В общем, когда
уровень претензии на хороший дизайн значительно превосходит по качеству уровень
самого дизайна.
Литература по Internet
|