Информация - вот, что в первую очередь привлекает посетителя
на Ваш сайт. Все остальное лишь помогает сориентироваться в ней и облегчает
доступ. И с этой точки зрения, самый первый вопрос, который можно предъявить
WEB-сайту - для чего ты, собственно, нужен? Что ты можешь сказать мне такого,
чего я не знаю? Чем ты лучше других?
На какой круг людей рассчитан WEB-сайт?
Спросите себя об этом. На тинэйджеров или на
профессоров-медиков? - от этого вопроса напрямую зависит и дизайн сайта, и та
информация, которую следует размещать на сайте. Исходя из контингента
предполагаемых посетителей попытайтесь встать на их точку зрения и расставьте
пункты меню Вашего сайта в порядке привлекательности для посетителя (а не для
web-мастера) - это может оказаться достаточно трудно, но можно уже после запуска
сайта проверить статистику посещаемости разделов и, исходя из этого,
скорректировать меню. В качестве примера можно привести, допустим, некий
предполагаемый web-сайт некой предполагаемой фирмы ;-), специализирующейся на
предоставлении финансовой информации. А теперь вопрос: какая самая интересная
информация для пользователя? История фирмы? НЕТ. Штат сотрудников? НЕТ. Услуги?
НЕ совсем. Курс доллара? ДА-ДА-ДА. И эта информация должна быть доступна на
первой странице, а не в каких-то там меню, закопанных в дебрях сайта.
Что собой представляет информация?
On-line публикацию статьи или статистические данные, полемику
по горячему вопросу или интервью со звездой?
Давайте начнем с публикации в Internet книги. Книги рассчитаны
на чтение от начала до конца (исключая справочники и словари) - мы к этому
привыкли, поэтому и в Internet мы должны поместить ее таким образом, чтобы ее
можно было читать от начала и до конца. Гипертекст позволяет организовать
оглавление в виде удобных гиперссылок и перейти сразу к нужному разделу; но если
человек читает все подряд, то в конце каждого раздела мы должны сделать ссылку
на следующий, не заставляя человека пробираться назад в поисках оглавления.
Кроме этого, в отличие от обычной книги, в которой то и дело появляются сноски,
в HTML-документе такую сноску можно и должно оформить как переход к глоссарию
или отдельной страничке, на которой эта сноска объясняется.
В случае опубликования какой-нибудь научной статьи или горячего
материала появляются, как правило, отклики и рецензии. Их нужно оформлять как
отдельные документы, но в конце рецензируемого документа нужно сделать ссылку на
рецензию - это позволит читателю ознакомиться со всеми "за и против".
Теперь рассмотрим случай, когда у нас статистические данные.
Как представляется статистика? Правильно - в виде таблиц. А теперь вопрос: Вы
любите длиннющие таблицы, в которых можно найти все что угодно через
каких-нибудь полчаса после начала исследования? Я - нет. Поэтому надо
позаботиться о пользователе и дать ему ту информацию, которая ему интересна (и
не обязательно публиковать в Internet всю базу данных). В случае, если
информация не помещается в окне броузера и требует скроллирования по горизонтали
(О ужас! Они сами смотрят на свои таблицы?), разделите одну большую таблицу на
несколько маленьких и легко понятных, а затем свяжите их перекрестными ссылками
(на то он и гипертекст :). А если у Вас все же получается длинная таблица, то
визуально отделяйте, допустим, каждую пятую строку при помощи изменения цвета
ячейки (все современные броузеры это поддерживают).
И в случае, если Ваша статья или таблица занимает больше пяти
экранов, разместите в начале краткий список подразделов и от них локальные
ссылки в пределах статьи.
Литература по Internet
|