Александр Авдуевский
Концепция интерактивных сетей КТВ на практике.
Когда-то важнейшим из искусств официально считалось кино. Сегодня
наипервейшим из искусств, с точки зрения народных масс, можно назвать
телевидение. Как утверждал почтальон Печкин, телевизор - главное украшение
стола. Поэтому неудивительно, что средства доставки телевизионного сигнала до
зрителя развиваются очень интенсивно. Точно так же совершенно неудивительно, что
уже имеющаяся развитая инфраструктура передачи телевизионных сигналов активно
адаптируется для передачи трафика данных, в частности для организации доступа в
Internet. Решения по организации такого доступа через сети кабельного
телевидения, казавшиеся когда-то в нашей стране экзотикой, теперь внедряются в
различных населенных пунктах. 'Кабельный' Internet стал если не заурядным
явлением, то, по крайней мере, не сенсационным. Видимо, количество стало
наконец-то переходить в качество, поскольку, освоив провайдерский бизнес,
операторы сетей КТВ обратили внимание на возможность передачи трафика IP. Об
одном таком примере и пойдет речь в сегодняшнем выпуске рубрики.
ПУТЬ ВПЕРЕД
История 'Комтат' начинается в августе 1992 г., когда была зарегистрирована
компания с названием 'Коминтат'. После ряда преобразований в 1998 г. появилась
компания ОАО 'Комтат'. За период своего существования 'Комтат' прошла довольно
большой путь. Начав свою работу на рынке в роли регионального представителя
известного провайдера 'Релком', компания выросла в поставщика широкого спектра
телекоммуникационных услуг по передаче данных. Сегодня 'Комтат' кроме головного
отделения в Казани имеет филиалы в других крупных городах Татарстана - в
Набережных Челнах, Альметьевске, Елабуге, Заинске, Зеленодольске, Нижнекамске и
Чистополе.
Развитие компании происходило в тесном сотрудничестве с Министерством связи
Республики Татарстан и Государственным унитарным предприятием 'Управление
электросвязи Таттелеком' в рамках республиканской программы по модернизации
региональной электросвязи. 'Комтат' ориентируется в первую очередь на
комплексное предоставление услуг, включая видеоконференции, прямые московские и
казанские телефонные номера, факсимильную связь, пейджинговые услуги, передачу
данных по протоколам АТМ, frame relay и т. д.
Деятельность компании на рынке комплексных услуг привела к вполне очевидному
желанию предоставлять как можно большее их число в рамках единой инфраструктуры.
Для этого была выбрана широкополосная интерактивная сеть на базе систем
кабельного телевидения (СКТВ). Выбор в пользу интерактивной СКТВ обусловлен тем,
что, во-первых, возможности СКТВ по передаче широкополосного сигнала очень
велики и потенциальная производительность таких сетей не уступает
волоконно-оптическим; а во-вторых, поскольку телевидение является одним из самых
востребованных средств массовой информации, охватить сетью СКТВ можно сразу
большое количество абонентов и, таким образом, обеспечить масштабность внедрения
услуг.
ОТ СЛОВ К ДЕЛУ
Концепция интерактивной СКТВ была реализована в сотрудничестве с компанией
'Вимком-Оптик'. Гибридная волоконно-коаксиальная сеть (Hibrid Fi-ber-Optic, HFC)
была построена на базе оборудования Motorola. Волоконная оптика используется в
качестве магистрали между основными узлами телевизионной сети, коаксиальный
кабель - в качестве решения последней мили.
Для реализации возможностей передачи в сети конвергентного трафика была
использована система доступа HFC на базе технологий IP и PacketCable, стык
которой с АТС осуществляется через интерфейс Е1,V5.2. Система состоит из
центрального шлюза IP, головного кабельного модема CMTS, системы управления
NetSentry и абонентских устройств (см. Рисунок 1).
Головной кабельный модем CMTS поддерживает связь с абонентскими кабельными
модемами по стандартам DOCSIS1.1 и EuroDOCSIS через RF-интерфейс коаксиального
кабеля.
Центральный шлюз IP обеспечивает связь между головным кабельным модемом и АТС
и позволяет реализовать все функции и услуги, предоставляемые такими городскими
телефонными коммутаторами, как Lucent 5ESS, Nortel DMS100/500 или Siemens EWSD.
Шлюз IP содержит сервер Cisco CallManager и сервер доступа Cisco AS5300. Сервер
доступа осуществляет связь между CallManager и АТС. CallManager является
коммутатором IP-телефонии и выполняет всю логику взаимодействия с городской
телефонной сетью.
В качестве абонентских кабельных модемов предполагается использовать либо
обычный кабельный модем, либо модем Cisco UBR 924 - в зависимости от
потребностей клиента. Cisco UBR 924 имеет встроенный IP-телефон и наиболее
привлекателен для тех абонентов сети, у которых нет дома своего телефона (и
которые, возможно, не собираются пользоваться Internet по причине отсутствия
компьютера).
Оператор получил возможность предоставлять посредством сети весьма широкий
спектр услуг. Прежде всего - традиционные услуги КТВ, причем в масштабах города.
Построенная сеть имеет высокую емкость каналов и позволяет полностью обеспечить
потребности абонентов в любого рода телепрограммах.
Вторым видом предоставляемых сетью услуг, не столь традиционным, но
получившим, как мы уже отмечали, достаточное распространение, стал доступ в
Internet. Имея успешный опыт работы на этом рынке (путем предоставления доступа
более традиционными способами) и достаточную внешнюю канальную емкость, 'Комтат'
может сразу массово внедрять эту услугу среди абонентов.
Способность сети передавать трафик IP с высокой пропускной способностью и
наличие средств интеграции с ТфОП будут использоваться оператором для
предоставления услуг IP-телефонии. Что интересно, IP-телефонию предполагается
применять не для экономии средств на междугородных телефонных звонках (обычное
для России применение подобного рода решений), а для совершения внутригородских
звонков. Это должно решить проблему ограниченной номерной емкости подстанций и
очередей на телефон. При желании, абонент может получить прямой городской номер
или номер, выход на который осуществляется через коммутатор оператора, что
экономичнее. Естественно, обе категории абонентов получат одинаковое качество
связи и возможность звонить 'вовне'. Внимание заслуживает тот факт, что
IP-телефония в данном случае не столько средство 'обойти' традиционного
телефонного оператора, сколько, фактически, способ расширения его возможностей.
Развивать в этом направлении сотрудничество с местными телефонными компаниями -
хорошая перспектива для операторов 'интернетизированных' СКТВ, многие из которых
хотели бы внедрять IP-телефонию, но испытывают некоторую нерешительность, не
желая перебегать дорогу телефонистам и вступать с ними в конфликт.
Еще один путь развития сети - предоставление видео по требованию. Перед
'Комтат' открываются возможности создания 'виртуальной видеотеки', а также
организации 'эксклюзивных' индивидуальных премьер по требованию.
Нельзя также сбрасывать со счетов предоставление широкой аудитории услуг
телемедицины или дистанционного обучения. Благодаря тому что в сети реализованы
все средства управления качеством обслуживания в IP, эти услуги вполне смогут
ужиться с IP-телефонией. Ресурс пропускной способности, обеспечиваемый
стандартом DOCSIS (напомним также тот факт, что разделение пропускной
способности в СКТВ осуществляется ближе к физическому уровню, чем в сетях IP в
целом), позволяет в ближайшее время не беспокоиться о качестве связи. Правда,
стоит отметить, что, несмотря на имеющийся резерв полосы пропускания, им не
собираются злоупотреблять, и голос будет передаваться в сжатом виде.
То, что 'Комтат' намеревается предоставлять комплексные услуги широкому кругу
абонентов, безусловно, повышает рентабельность сети и позволяет снизить
финансовое бремя окупаемости проекта.
Основными потребителями КТВ являются, как правило, частные лица, но
возможности сети предполагается использовать и для обслуживания корпоративных
клиентов. В данном случае СКТВ выступает в роли вполне конкурентоспособной
альтернативы решениям последней мили на основе DSL.
Опыт, накопленный в построении и последующей эксплуатации сети в Казани,
'Комтат' намеревается использовать в дальнейшем в других городах, где компания
ведет бизнес, и, естественно, расширять практическое внедрение интерактивных
СКТВ. Следование выбранной стратегии может в будущем привести к реализации в
рамках сети давно обсуждаемой идеи единого домашнего ТВ/Internet-терминала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренный в материале проект интересен, прежде всего, тем, что
демонстрирует, как реализуются на практике перспективные направления развития
'кабельного' Internet, о которых говорится, пожалуй, с момента появления первых
реализованных проектов систем доступа в Internet на основе СКТВ. Разумеется, с
технической точки зрения практическая реализация IP-телефонии в сетях КТВ была
возможна и ранее, и такие эксперименты производились, однако масштабное
коммерческое внедрение подобных решений пока в новинку. Учитывая тот факт, что
ряд операторов из крупных (и не только крупных) городов достаточно давно
прорабатывают вопрос реализации концепции интерактивных СКТВ, можно ожидать, что
пример 'Комтат' будет способствовать их дальнейшему продвижению в этом
направлении.
Интересен проект и тем, что он отражает тенденцию 'встречного движения'. В то
время как в отрасли связи есть определенное стремление 'упаковать' все
потребляемые городскими жителями телекоммуникационные сервисы в каналы
волоконно-оптических сетей (ATM, Ethernet), сети КТВ преобразуются в не менее
самодостаточную телекоммуникационную среду. Оба эти направления одновременно
являются и конкурирующими, и существующими в достаточно независимых рыночных
нишах.
Литература по сетям: разное
|