Юрий Александрович Ганчаронок зам. нач. департамента компьютерных систем, ЗАО "НПП Белсофт"
В прошлом номере "СР" был опубликован материал "О
проектировании корпоративных сетей", в котором достаточно подробно
раскрывались такие извечно волнующие нашего читателя темы, как методология
проектирования сетей масштаба предприятия, то есть последовательность и
содержание работ, которые необходимо выполнить при создании или модернизации
корпоративной сети, а также вопросы взаимодействия заказчика с
интегратором. Материал не остался незамеченным, и сегодня в рубрике
"Мнение", в продолжение означенной темы, своими соображениями
относительно роли информационных технологий в "корпоративной жизни"
делится сотрудник одного из старейших и уважаемых системных интеграторов
Беларуси. Шеф-редактор
Сегодня трудно себе представить нашу жизнь без компьютерных технологий, или,
говоря более обобщенно, без Информационных Технологий (ИТ). Особенно бурное их
развитие наблюдается в последние 15 лет, когда мы стали свидетелями
триумфального шествия персональных компьютеров (ПК).
Некоторые итоги
развития ИТ за последние 15 лет Давайте непредвзято подведем некоторые
итоги этих 15 лет: В ряде отраслей компьютерные системы стали движущей
силой повышения производительности труда (например, в производстве фильмов).
Также, можно говорить и об изменении качества жизни, в первую очередь, в странах
с развитой сетью доступа к Internet (например, дистанционное обучение,
медицинская диагностика, заказ товаров и услуг в Швеции, США, Эстонии).
Создана глобальная сеть Internet, многократно расширившая возможности
оперативного доступа к информационным ресурсам, и, как следствие, обострение
конкурентной борьбы между производителями товаров и услуг за потребителя.
По отдельным компонентам компьютерных систем наблюдается рост количественных
параметров на 3-4 порядка (например, объем жестких дисков вырос с 5 MB до 73 000
MB). Возник и усиливается разрыв между темпами роста количественных
параметров и темпами роста полезности компьютерных систем, их качественных
показателей (сохранился давно известный парадокс - работа занимает все
отведенное для нее время). Во многих случаях экономическая целесообразность
применения ИТ незначительна, а в ряде случаев - отсутствует вообще (здесь на
одном полюсе находятся гигантские расходы на поддержание
"унаследованных" систем, на другом - непомерные расходы на постоянную
модернизацию оборудования).
Типовые задачи организаций в плане
ИТ Для выяснения причин недостаточной эффективности применения ИТ
определим основные задачи, стоящие перед организациями в этом плане: 1.
Обеспечение сотрудников адекватным инструментарием для работы (технические
средства, пользовательские операционные системы, прикладные приложения). 2.
Создание среды для коллективной работы сотрудников (серверы, сетевое
оборудование). 3. Разграничение прав доступа к информации и приложениям
(сетевые операционные системы и их настройка). 4. Коммуникации с внешним
миром, прием и передача информации, являющейся в ряде случаев единственным
объектом и продуктом труда (каналы связи, коммуникационное оборудование,
специализированные серверы и программное обеспечение). 5. Обеспечение
сохранности критически важных данных (специализированные устройства хранения,
соответствующие организационные мероприятия). 6. Защита внутренней сети и
особенно данных от деструктивных посягательств извне (специализированные
программные, программно-технические и технические средства, регламенты
работы). 7. Эффективное функционирование организации в плане информационного
взаимодействия - создание Информационной Системы (технологии групповой работы,
маршруты прохождения данных, единые стандарты представления информации и
обучение персонала). 8. Непрерывное и адекватное управление технологическими
процессами, непрерывное и адекватное функционирование бизнес процессов, систем
поддержки принятия управленческих решений. В крайнем случае, детерминированное
время восстановления работоспособности систем (отказоустойчивые системы,
промышленные компьютеры, технологии и регламенты работ). 9. Интеграция ИС
организации с соответствующими системами партнеров-поставщиков и потребителей
(технологии и программные средства межсетевого взаимодействия). 10.
Эффективное функционирование организации в целом - оптимизация структуры бизнес
процессов, среды их выполнения, возможно реинжениринг предприятия
(организационный анализ, моделирование и консалтинг).
Применяемые
организациями способы решения задач в плане ИТ Не менее важным для
выяснения причин низкой эффективности ИТ является определение типовых способов
решения организациями ИТ задач: "Латание" дыр. Организации,
решающие свои задачи подобным образом, даже не задумываются о роли ИТ в своем
бизнесе. Соответственно, не выделяется подготовленные сотрудники, не говоря уже
о службах ИТ, которые отвечали бы за эффективное функционирование технических и
программных средств (не систем!). Решения принимаются спонтанно и в значительной
мере не профессионально. Поддерживающий. ИТ представляются обслуживающими и
второстепенными. В этом случае, выделяется служба ИТ, зачастую состоящая из
одного человека. Стратегических решений от такой службы никто не ожидает,
системный подход в применении ИТ отсутствует. Проблемно-ориентированный.
Такой способ характерен для банков и крупных организаций. В их работе ИТ
являются составляющим компонентом производительности, но существуют как бы сами
по себе, за деревьями не видно леса. Т.е. адекватное решение конкретные задачи
ИТ происходит в отрыве от решения задач организации в целом. Системный. При
таком способе перед ИТ службой ставится глобальная цель - эффективная работа
предприятия в целом. Руководитель службы (подразделения, департамента или т.п.),
как правило, входит в состав высшего руководства организации и напрямую влияет
на принятие стратегических решений.
Причины низкой эффективности
ИТ Причины низкой эффективности применения ИТ на Беларуси, как мне
видится, заключаются в следующем: 1. Практически повсеместное исчезновение
этапа проектирования систем, отсутствие методологического подхода к построению
Информационных Систем (и даже на более низком уровне, к построению компьютерных
систем). 2. Не критическое употребление маркетинговой информации, которому
способствуют недостаток специальных знаний, кажущаяся простота применения ПО и
технических средств. (Неоправданное распространение лозунга "включи и
работай" с отдельных компонент на систему в целом). 3. Ориентация, как
правило, на наращивание мощностей отдельных компонентов системы (обычно ПК
пользователей), вместо оптимизации ресурсов Информационной Сети предприятия. Под
ресурсами понимаются как непосредственно вычислительные мощности серверов и
пропускная способность сетевой инфраструктуры, так и технологии работы. 4.
Пиратская "бесплатность", и как следствие, неоправданно быстрая смена
версий системного и прикладного ПО. Вместо отладки технологий работы происходят
модернизации технических средств под требования нового ПО. (Иногда, единственным
мотивом для модернизации является стремление играть в современные игры.) 5.
Хроническое неуважение интеллектуальной собственности. Выход новой редакции УК
не изменил ситуацию с защитой авторских прав и использованием пиратского
ПО. Сложность оплаты проектных и иных интеллектуальных видов работ приводит
к их "размазыванию" по стоимости видимых технических средств. Что в
свою очередь стимулирует продажу более дорогих аппаратных решений. 6. Боязнь
применения бесплатно распространяемого ПО с открытым кодом, зашоренность на
продукции Microsoft.
Пути повышения эффективности ИТ Пути
повышения эффективности ИТ всем Вам хорошо известны. Я рискую вызвать
негодование повторением прописных истин, основными среди которых являются:
Разделение труда. Сконцентрируйте внимание на первичных бизнес-процессах своей
организации, их упорядочивании и оптимизации. Профессионализм. Поручите
решение технических задач в области компьютерных и особенно информационных
систем квалифицированным специалистам. Коллективная работа. Делайте ставку
на сотрудничество и совместную работу с устойчивыми профессиональными
коллективами. Обучение персонала. Проводите регулярное обучение
сотрудников эффективным приемам и методам работы с современными техническими и
программными средствами. Вся сложность заключается в том, как реализовать
предлагаемые шаги в условиях хронической нехватки финансовых и людских ресурсов.
Здесь мы предлагаем воспользоваться технологией аутсорсинга (outsourcing,
дословный перевод с английского - внешний источник). Основная идея -
передача части выполняемых функций (работ) внешней организации на долговременной
основе. Основная задача - повышение качества и снижение издержек обслуживания
бизнес-процессов. Основные преимущества: Концентрация на первичном,
основном бизнесе. Стабильное и качественное выполнение несвойственных
работ, бизнес-процессов профессиональным коллективом. Наличие стратегии
развития.
Литература по сетям: разное
|