On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru




Загрузка...




 

Продолжая тему: переход на Linux-платформу

Linux дома

Для чего используется домашний компьютер? Чаще всего - в целях развлекательных. Компьютерные игры, обработка графики и звука в полулюбительских программах типа Ulead Studio, времяпровождение в сети Интернет, проигрывание видео и музыкальных дисков. Иногда на домашнем компьютере выполняются задачи офисного характера, как то набор и распечатка текста, построение таблиц и диаграмм, создание и поддержка простейших баз данных.

А что на сегодняшний день предлагает ОС Linux? Самый объемный дистрибутив, ASPLinux 7.2 Deluxe Edition, включает в себя несколько полноценных офисных пакетов. Кроме того, в ассортименте представлены средства работы в сети Интернет: браузеры (среди которых есть Netscape и Mozilla), программы обработки электронной почты и интернет-пейджеры, средства автоматической загрузки файлов из Сети и пара-тройка html-редакторов. Из развлекательного ПО - два медиаплеера (один из которых, наиболее функциональный, перед использованием придется откомпилировать), и отдельный диск, на котором записано шесть популярных игр: Civilization, Heretic II, Heroes III, Heavy Gear II, Sim City 3000 и Soldier of Fortune. Казалось бы, все потребности удовлетворены: есть и компьютерные игры, и офисное, и Интернет ПО.

Оказывается, вместо полнофункциональных игр нам предлагают ознакомиться с их демо-версиями. А если кому надоест проходить в сотый раз один и тот же уровень, то игру придется: покупать! Цены почти те же, что и для Windows-версий, а вот ассортимент - намного уже. Если для ОС Windows доступны тысячи наименований, стоимостью от 2-3 долларов за jewel-версии до 70 долларов и выше за 'боксовые' варианты самых популярных игр, то владельцу ОС Linux придется довольствоваться всего лишь двумя десятками игр далеко не первой свежести. Не стоит также забывать и о том, что ОС Linux не поддерживает большого количества игровых манипуляторов и современных видеоускорителей, поэтому любители компьютерных игр должны будут отказаться и от таких маленьких радостей, как реалистичное управление и высококачественная графика. В общем, купил Linux - собирай рули, джойстики, геймпады, стерео-очки и демо-диски от игровых журналов (в самом деле, кто-нибудь видел игровой демо-диск под ОС Linux?), складывай все это добро в большой ящик, да и закидывай куда-нибудь на антресоли:

Не лучшим образом сложилась ситуация и в области образовательного ПО и ПО для создания и обработки мультимедиа-информации. Энциклопедии и различные учебные курсы для ОС Linux в наших краях пока еще не встречались, а за любой хороший (удобный в использовании и функциональный) аудио/видео редактор придется выложить приличную сумму. Рассказы о полностью бесплатной системе и бесплатных программах для нее - не более, чем красивый миф! Всякий программный продукт, созданный с привлечением квалифицированных специалистов - дизайнеров, художников, писателей, программистов и проч., - стоит денег. Можно, конечно, из принципа использовать только бесплатное ПО, в основном из того, что написано энтузиастами. Но бесплатных программ высокого качества - считанные единицы, причем, в большинстве своем это языки программирования и средства для генерации серверов. Все остальное, иначе как полуфабрикатами и не назовешь.

Пришла пора сказать несколько слов и о трудностях изучения системы. Даже такие простые операции, как просмотр сменных дисков или установка/удаление новых программ требуют специальных знаний - тут вам и особенности файловой системы, и разделяемые библиотеки, и управление rpm-пакетами. Вещи посложнее, как, например, обновление драйвера или подключение нового устройства зачастую требуют перекомпиляции ядра, и домашнему пользователю покажутся, скорее всего, каким-то фантастическим действом. Красочный графический интерфейс не заменяет собой консольно-командного управления системой и редактирования конфигурационных файлов, а лишь скрывает сложность внутреннего устройства ОС, да и то, на первых порах. Человек, пересевший с ОС Windows на Linux рискует превратить свою 'компьютерную жизнь' в вечный поиск: поиск информации, поиск linux-гуру, поиск нужных программ, постоянный поиск новых знаний. Безусловно, новые знания это хорошо, но не надо забывать, что компьютер - все таки инструмент, а не самоцель.

Итак, во сколько же обойдется домашнему пользователю смена платформы? Потратив $35 на приобретение дистрибутива ASPLinux, он экономит $115 (в том случае, если бы он покупал box-версию ОС Windows; но если пользователь приобрел компьютер с установленной OEM-версией Windows, то он уже не экономит, а тратит). Получив в свое распоряжение небольшой набор офисного ПО и шесть демо-версий популярных игр, он теряет возможность играть в современные игры (заодно может оставить пылиться на полке все свои игровые манипуляторы и аксессуары), теряет возможность использовать freeware, shareware и коммерческие версии программ под ОС Windows. Одним словом - остается без программ (и практически, без права приобретения этих самых программ, будь то законным или незаконным путем). Кроме того, он теряет от 3 до 6 месяцев собственного времени, которое придется потратить на изучение новой системы. Достаточно сложно перевести все это в денежный эквивалент, но похоже, что сэкономленной сотни долларов вряд ли хватит, чтобы окупить потери, вызванные переходом на ОС Linux. (Кстати, ситуация одинакова для всех существующих дистрибутивов. Правда, в случае с другими, не ASPLinux, пользователя ждут дополнительные мытарства. Большинство дистрибутивов не локализовано, не имеет технической поддержки, и предлагает довольно скудный набор программ.)

Linux на работе

Все программное обеспечение, используемое на предприятии, можно условно разделить на две группы. Это ПО для электронного документооборота и ПО для обеспечения профильной деятельности. Рассмотрим каждую группу более подробно.

Электронный документооборот включает в себя офисную деятельность (подготовка различных указов и отчетов, составление планов и др.), и ведение бухгалтерии (финансовые документы, баланс предприятия, кадровые вопросы и проч.). По поводу офисного ПО к ОС Linux придраться невозможно: пакет SunOffice или его преемник OpenOffice способны удовлетворить любые запросы. Компьютерных же систем для ведения бухгалтерии под ОС Linux пока еще не существует. '1C' и 'Парус', два самых известных производителя систем электронного документооборота пока не портировали ни одной своей программы на платформу Linux. Более того, на их сайтах нет и упоминания о такой системе. Как известно, если у предприятия отсутствует бухгалтерии - значит отсутствует и само предприятие. Что делать? Может написать свою программу, с нуля?.. Стоимость разработки и внедрения комплексной бухгалтерской системы составит не одну тысячу долларов - дешевле и намного быстрее будет купить лицензионные копии ОС Windows и сетевую версию '1С:Предприятия' или 'Паруса'. Останется еще денег, чтобы нанять специалиста, который все поставит, настроит, и научит работать.

С программными продуктами для профильной деятельности немного сложнее - все зависит от того, тем занимается та или иная организация. Если это, скажем, редакция компьютерного издания, работающая на PC-компьютерах (мало ли, не у всех Маки), то ей понадобятся текстовые процессоры, растровые и векторные редакторы, системы машинной верстки. Если это фирма, занимающаяся разработкой программ, то нужны тот же текстовый процессор, графические редакторы, СУБД и инструментальная среда. И в том, и в другом случае, переход на Linux экономически не оправдан. Редакция, изрядно повозившись, сможет выпустить журнал при помощи графического редактора Gimp и верстальных программ TeX/LaTeX. Вопрос только в том, сколько времени на это понадобиться - четыре месяца, шесть, или больше? Может, лучше сразу закрыть издание, да и дело с концом?.. Разработчики программ тоже окажутся не в лучшем положении - в настоящее время ОС Windows установлена более чем на 90% всех настольных систем; у ОС Linux этот показатель не дотягивает даже до 3%. Вывод напрашивается сам собой - писать новые программы стоит под ОС Windows, потому как это выгодно. Если останутся желание (и возможность) - тогда можно портировать и под Linux.

Это частные примеры, но они довольно характерны. В абсолютном большинстве случаев (иногда, все же, бывают исключения) использование ОС Windows предпочтительней ОС Linux: программы, необходимые для выполнения каких-то определенных задач уже написаны и отлажены. Причем, далеко не в одном наименовании, а это значит, что можно выбрать - дешевизну или качество. Кроме того, ОС Windows проста в изучении и использовании. Даже если на предприятии будет целая армия сертифицированных системных администраторов, они не смогут облегчить жизнь пользователям - за компьютером, как правило, работает не администратор, а рядовой пользователь. И требовать от него освоить за неделю-вторую новую ОС и программы под нее - дело, надо сказать прямо, безнадежное.

Вот и получается, что переход предприятия на платформу Linux принесет не доходы, а сплошные убытки. Без программ остановиться весь производственный процесс; а сотрудникам горе-предприятия не останется ничего, как только прибегнуть к 'дедовским' методам - калькулятор, бесконечный рулон бумаги и долгие, бессонные ночи (это еще при условии, что работу, выполняемую при помощи компьютера можно перенести на бумагу). Решения на базе коммерческой ОС Windows оказываются дешевле (т.е. выгоднее) решений на базе бесплатной Linux.

Конечно, не стоит умалять достоинств ОС Linux; это по настоящему хорошая и полезная система. Она прекрасно зарекомендовала себя в качестве надежной и недорогой серверной платформы, находит свое применение в качестве ОС для систем реального времени и для компактных электронных устройств. Но говорить об ОС Linux как о системе для настольных ПК пока еще очень рано. Чтобы Linux смогла составить конкуренцию ОС Windows, надо выполнить огромный объем работы: написать мощные и удобные в обращении программы, обеспечить поддержку максимального количества аппаратных средств, сделать работу в системе простой и удобной для пользователя. Надо выполнить огромный объем работы, за которую, возможно, никто и никогда не заплатит. Кто бы взялся?..



Литература по Linux