Алексей Полунин
Несмотря на активный маркетинг производителей телефонного оборудования на
базе протокола IP и их дистрибьютoров, большинство корпоративных заказчиков
по-прежнему предпочитают 'старые добрые' телефонные станции. К тому же
подавляющее число выпускающих такие станции компаний уже реализовало в своей
продукции многие из потенциальных преимуществ IP-телефонии.
Во многих компаниях имеется достаточно большой парк телекоммуникационного
оборудования, оно вполне работоспособно и может еще не один год обеспечивать
высококачественную связь. Вместе с тем, прогресс неуклонно движется вперед,
предлагая новые варианты решения традиционных задач.
Очень часто при создании корпоративной телефонной системы, охватывающей
несколько филиалов компании, разрозненные телефонные станции требуется
объединить в общую сеть. При этом важно не только обеспечить обычное
установление соединений между абонентами, но и предоставить им доступ к
дополнительным сервисам. При объединении в сеть однотипных телефонных станций
одного производителя проблем с реализацией дополнительных функций чаще всего не
возникает - их не должно быть, как говорится, по определению.
Несколько лет назад корпоративные сети нередко создавались на базе выделенных
линий, и вся сигнализация как при установлении соединений, так и предоставлении
дополнительного сервиса проходила по ним прозрачным образом. При использовании
соединительных линий сетей с пакетной передачей такой режим обеспечить вполне
возможно, но это нельзя назвать рациональным решением, так как его реализация
потребует аренды большой пропускной способности.
Другой вариант построения корпоративной телефонной сети был опробован в
проведенном тестировании, когда телефонная сигнализация использовалась только на
участке до маршрутизаторов сети передачи данных. В этих маршрутизаторах
сигнальные сообщения обрабатывались и передавались по сети в заданном
направлении. Таким образом, сеть передачи данных не предназначалась для
организации 'прозрачных' каналов между телефонными станциями, а выполняла
сетевые функции по маршрутизации вызовов. Ранее, при классическом подходе к
построению корпоративных телефонных сетей, такие функции были возложены на сами
станции.
Задачи рационального использования сетей передачи данных для организации
корпоративной телефонной связи еще далеко не решены, поэтому опыт, полученный в
ходе тестирования совместной работы телефонных станций Hicom 150E компании
Sie-mens и мультисервисных маршрутизаторов Vanguard компании Motorola,
несомненно заслуживает пристального внимания.
ЧТО ПРОВЕРЯЛОСЬ
Испытания проводились с целью выяснения возможностей совместной работы
сетевого оборудования и телефонных станций по стандартному протоколу
сигнализации Q.SIG для соединительных линий цифровых учрежденческих станций. С
его помощью обеспечивается не только установление простого соединения между
двумя абонентами разных станций, но и дополнительные сервисные функции.
С позиции функционирования протоколов сигнализации, при простом соединении
(Basic call) необходимо передать на другую станцию информацию о номере
вызываемого абонента. Далее исходящей стороне транслируются служебные сигналы,
например 'занято' или 'КПВ' ('контроль посылки вызова'). При снятии абонентом
трубки надо установить речевой тракт и в дальнейшем обработать процедуры
разъединения при отбое одного из абонентов.
Число дополнительных функций, поддерживаемых телефонными учрежденческими
станциями, исчисляется десятками, а то и сотнями. Но на практике применяются
немногие из них. Не углубляясь в исследование причин этого явления, мы отметим
лишь, что такое 'пренебрежение' к предоставляемым широким возможностям
характерно для работы со всеми приложениями. Например, подавляющее большинство
тех, кто пользуется популярным текстовым редактором Microsoft Word, задействуют
его возможности максимум на 10%.
В данном тестировании организаторы остановили свой выбор на трех наиболее
востребованных дополнительных функциях. 'Обратный вызов', или Call Back,
используется в том случае, если вызываемый абонент не отвечает или его аппарат
занят. При включении данной функции новая попытка установления связи между
абонентами будет предпринята автоматически. Это произойдет в том случае, когда
вызываемый абонент освободится или, вернувшись на рабочее место, воспользуется
своим телефонным аппаратом. 'Перевод вызова', или Call Transfer, позволяет
абоненту после ответа на вызов переключить его на другого абонента. К этой
функции часто обращаются секретари компаний. Очень похожа на предыдущую функция
'переадресации вызова', или Call Forwarding. С ее помощью все вызовы, адресуемые
одному абоненту, можно перенаправлять другому. В этом случае соединение с первым
абонентом не происходит. Такая функция применяется, например, когда кто-то из
сотрудников в отпуске, а на вызовы должен отвечать его коллега.
Протестированный вариант построения сети имеет ряд важных преимуществ по
сравнению с классическим. Во-первых, на телефонную станцию не требуется
устанавливать дополнительное программное обеспечение для маршрутизации вызовов.
Во-вторых, чтобы подключить ее к сети, используется всего один канал, в то время
как ранее для организации соединительной линии с каждой станцией требовался
отдельный канал связи. Разумеется, в классическом решении число таких линий
можно было ограничить, отказавшись от полносвязанной топологии сети. Но в этом
случае повышенные требования предъявляются к сетевой маршрутизации станций.
В-третьих, отдельных абонентов можно подключать непосредственно к телефонной
сети.
ИСПЫТЫВАЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
На Рисунке 1 приведена объединенная схема испытательного стенда. В качестве
учрежденческих станций использовалась УАТС Hicom 150E компании Siemens, а сеть
передачи данных строилась на базе мультисервисных маршрутизаторов Vanguard
компании Moto-rola, связь между которыми осуществлялась по каналам frame relay с
пропускной способностью 64 кбит/с. Стоит отметить, что сервис по предоставлению
таких каналов связи в нашей стране развит достаточно широко, поэтому схема
данного стенда вполне отвечает реалиям российского телекоммуникационного
рынка.
Испытания проводились при подключении к сети телефонной станции с помощью
разных интерфейсов. Кроме того, установление связи проверялось между аппаратами,
подключенными к станции Hicom и непосредственно к маршрутизатору.
Станция Hicom 150E предназначается для небольших компаний и филиалов. В
России она получила широкое распространение, так как по числу поддерживаемых
абонентов хорошо коррелирует с численностью средних российских компаний. В
зависимости от конфигурации она способна поддерживать до 384 голосовых
абонентских устройств и 50 терминалов передачи данных. Для связи с внешним миром
может быть задействовано до 120 внешних цифровых аналоговых каналов.
В состав стенда входило несколько моделей маршрутизаторов Vanguard. Мы
приведем только значимые для проведенного тестирования характеристики каждого из
них.
Безусловно, наиболее мощным по производительности и поддерживаемым функциям
можно назвать Van-guard 6560. Этот маршрутизатор предназначен для объединения
крупных удаленных офисов по линиям ISDN, frame relay, X.25 и неполным Е1. Он
имеет восемь слотов расширения и поддерживает до восьми портов ISDN/BRI. Это
оборудование обеспечивает сжатие речи до 16/8/6,4/5,3 Кбит/с, что позволяет
эффективно передавать данные одновременно с голосом по выделенным каналам и
сетям IP и frame relay.
Vanguard 6425 представляет собой многопротокольное устройство доступа к
опорной сети и обеспечивает одновременную передачу различных видов трафика:
данных, голоса и видео. Так как это устройство ориентировано на использование в
малых и средних офисах, то оно выпускается в компактном настольном корпусе. Этот
маршрутизатор поддерживает любые пла-ты расширения семейства Vanguard, включая
ISDN/BRI.
Vanguard 320 представляет собой небольшое многофункциональное устройство и
позволяет подключать различные терминалы и локальные сети к глобальным сетям. В
качестве последних можно использовать ISDN, frame relay и Х.25.
Использованные при тестировании платы расширения ISDN/BRI Option Card
обеспечивают полный спектр услуг ISDN и постоянное или коммутируемое соединение
по каналам B, а также передачу пакетов по каналу D. Имеющиеся версии
поддерживают интерфейсы U и S/T. Дополнительные платы Voice Relay Option Card
позволяют интегрировать с помощью Vanguard 320 передачу речи и данных по частным
сетям или сетям frame relay. Различные варианты этой платы могут иметь один порт
FXS или FXO, или два порта FXS, или два порта E&M, или один порт
ISDN/BRI-2S0.
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Методика испытаний была довольно проста: после установления соединений мы
проверяли, как работают дополнительные функции. Эти операции ничем не отличались
от обычного использования телефонного аппарата. В состав стенда дополнительно
входило измерительное оборудование - анализатор ISDN-протокола Aurora Duet. С
его помощью проверялась корректность передаваемых информационных посылок
протокола Q.SIG.
Проведенные испытания показали хорошую совместимость сетевого оборудования
Motorola и телефонных станций Siemens при обмене сигнальными сообщениями по
протоколу Q.SIG. При проверке установления соединения Basic Call на дисплеях
цифровых аппаратов отображались имена абонентов и их телефонные номера. Важно
отметить, что на экранах высвечивались и имена, написанные кириллицей.
Функция 'обратного вызова' корректно работает в сети с единой нумерацией -
так называемой закрытой нумерацией. Это означает, что в этой сети каждый абонент
имеет уникальный номер и не используются префиксы зон.
Перевод вызова осуществлялся как надо, при этом уже неиспользуемые речевые
каналы высвобождались, что позволяло экономить пропускную способность сети и
задействовать сетевые интерфейсы станции для других соединений. Аналогичные
результаты были получены во время проверки функции 'переадресации вызова'.
Соединения успешно устанавливались и с телефонным аппаратом, подключенным
непосредственно к порту FXS маршрутизатора Vanguard 320. Такое решение
несомненно пригодится для подключения к корпоративной сети выносных рабочих
мест. Ими могут быть кассовые терминалы торговых компаний или обменные пункты
банков.
В ДВУХ СЛОВАХ
Проведенные испытания показали реальную возможность создания корпоративных
телефонных систем, в которых используются достаточно низкоскоростные каналы
связи. При этом абоненты учрежденческих станций могли пользоваться всеми
основными и привычными для них функциями.
Литература о телефонах
|