Федерализм - это
такая форма правления, при которой суверенная власть конституционно поделена
между центральным правительством и географически определенными, полуавтономными
уровнями правления.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА "ФЕДЕРАЛИЗМ"
Это слово пришло из латыни, через французский.
"Foederatus" означает "связан договором" и происходит от
слов foedus - "договор" и fidere - "доверять". Первое
документально подтвержденное использование этого термина в английском языке
относится к 17 веку, когда пуритане стали говорить о "федеральной
теологии", в смысле существования соглашения между Господом Богом и
американскими переселенцами. К концу 17 - началу 18 веков слово приобрело
дополнительный смысл и стало использоваться для обозначаения договоренностей
между штатами. К 1721 году, например, термин "федерация"
использовался в значении "объединенная лига, союз".
ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА
u
Власть
закона, исполнение которого гарантировано существованием общих институтов.
Закон федерации стоит выше закона субъекта федерации, что закреплено
конституцией.
u
Исполнительная
власть обеспечивает выполнение законов.
u
Всеобщий охват законами: федеральный закон
обязателен как для субъектов федерации, так и для всех отдельно взятых граждан,
проживающим на её территории.
u
Независимость
федеральных законодательных институтов: федеральный законодательный процесс
четко отделен от процесса законодательства в каждом субъекте федеарции.
Федеральные законы не нуждаются в ратификации парламентами субъектов.
u
Демократия:
Как федеральные законодаткльные институты, так и институты субъектов федерации,
являются демократическими.
u
Чёткое
распределение юрисдикций между федерацией и субъектами, закреплённое
конституцией
ДОСТОИНСТВА ФЕДЕРАЛИЗМА
u
защита от
внешних врагов. Федерализм облегчает организацию общей обороны.
u
экономическая
выгода за счет беспрепятственной внутренней торговли, единой валюты,
свободы передвижения и единого юридического поля
u
ограничение
тирании, т. к федерализм не дает сконцентрировать государственную власть в
одних руках и обеспечивает равновесие центров власти.
u
демократия
"снизу" - вовлечение рядовых граждан в вопросы управления страной
посредством местного самоуправления.
u
гибкость
власти - возможность находить новые, нестандартные решения государственных
проблем, поскольку на местном уровне больше возможностей экспериментировать и
опробовать нововведения
u
разрешение
конфликтов. Федерализм упрощает управления на фоне языковых, этнических,
религиозных и культурных различий,
u
эффективность
управления за счёт применения единого подхода в вопросах государственного
значения, и права субъектов приспосабливать законодательство, налогообложение и
бюджет к региональным и местным нуждам.
НЕДОСТАТКИ ФЕДЕРАЛИЗМА
u
бюрократизация
экономики, поскольку предприниматели вынуждены иметь дело с запутанной
структурой правил и постановлений
u
соперничество
субъектов федерации за ресурсы
u
уход от
ответственности - субъекты стремятся возложить расходы, к примеру, на
охрану окружающей среды, на федеральное правительство
u
повышение
затрат на управление из-за чрезмерного количества чиновников
u
нарушения
прав, т. к. местные власти более склонны к нарушению личных прав и прав
меньшинств, чем федеральное правительство,
u
нестабильность,
т. к. федерация либо может развалиться, либо требует вооруженного
вмешательства для сохранения союза.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФЕДЕРАЛИЗМА
Главная проблема любой федеральной системы - найти и
сохранить необходимое равновесие
между полномочиями и обязанностями центральной власти и правительствами
субъектов федерации. Мало кто доволен существующим балансом власти, и
политические силы постоянно ведут борьбу за большую централизацию или
децентрализацию власти. Успех федеративного государства - в разумном компромиссе между участниками
этой борьбы.
|