Проблема федерализма являлась, наверное, тем, что произвело
наибольшие разногласия и во время борьбы за ратификацию, и во время раннего
развития нации. Конфедерация, которая предшествовала Конституции, была основана
на авторитете штатов. Национальное правительство, исходя из Статей
Конфедерации, было созданием штатов, и те сохраняли все суверенные полномочия,
кроме специально данных нации (каковых было чрезвычайно мало). Образование,
называемое Соединенными Штатами, рассматривали как нечто похожее на лигу
штатов.
Однако Джеймс Мэдисон, как и многие другие члены Конвента,
признавали, что национальное правительство нуждалось в расширенных полномочиях
и должно быть основано на поддержке нации как единого целого, если США хочет
стать нацией с реальной силой и единством. Критики Конституции утверждали, что
правительство не может работать эффективно на уровне такого большого
государства - нации. Они опасались консолидации власти в национальном
правительстве и думали, что концом экспансии национальной власти может стать только деспотизм и тирания.
Антифедералисты были уверены, что республиканское правительство, основанное на
представительстве, может эффективно функционировать лишь на локальном или
штатском уровне. Однако федералисты сумели убедить политических противников, и
таким образом США стали первым в истории
федеративным государством, политическое устройство которого определено и
закреплено в Конституции (статьи IV и VI;
позже и X поправка).
Согласно Конституции, федерализм являет собой двойную форму
государственного правительства, в которой присутствует функциональное и
территориальное разделение власти. Федерализм представляет собой как бы
компромисс между двумя другими формами политического устройства: унитарной и
конфедеративной. В унитарном государстве вся полнота власти находится в руках
центрального правительства. В альтернативной форме – конфедерации – общий
центральный орган – Совет Конфедерации обсуждает лишь вопросы общей политики и
играет больше рекомендательную роль по отношению к своим суверенным членам, а
вся полнота власти находится у них. В федерализме между центральным и местными
правительствами существует установленное Конституцией и законами разделение
властных полномочий и функций.
В Конституции США (Билль о правах, ст. Х (1791 г.) действует
единственная норма, устанавливающая принципы взаимоотношений федерального
Центра и субъектов Федерации. Она сформулирована следующим образом:
“Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам
настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам,
сохраняются соответственно за штатами либо за народом”.
В то же время в тексте самой Конституции достаточно
конкретно указаны пределы полномочий Центра, закрепленные за Конгрессом США
(Раздел 8). Конгресс имеет право:
u
устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати
и акцизные сборы для того, чтобы уплачивать долги и обеспечивать совместную
оборону и общее благосостояние Соединенных Штатов; причем все пошлины, подати и
акцизные сборы должны быть единообразны на всей территории Соединенных Штатов;
u
заключать займы от имени Соединенных Штатов;
u
регулировать торговлю с иностранными государствами,
между отдельными штатами и с индейскими племенами;
u
устанавливать единообразные правила о
натурализации и единообразные законы о неплатежеспособности на всей территории
Соединенных Штатов;
u
чеканить монету, регулировать ее ценность и
ценность иностранной монеты, устанавливать единицы мер и весов;
u
устанавливать наказания за подделку
государственных ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединенных
Штатов;
u
учреждать почтовые службы и почтовые пути;
u
поощрять развитие наук и полезных искусств, обеспечивая
на определенный срок авторам и изобретателям исключительное право на их
произведения и открытия;
u
учреждать подчиненные Верховному суду судебные
органы;
u
определять и карать морской разбой, тяжкие
преступления, совершенные в открытом море, и другие нарушения международного
права;
u
объявлять войну, выдавать каперские
свидетельства и разрешения на репрессалии и устанавливать правила относительно
захватов на суше и на море;
u
набирать и содержать армии; однако никакие
денежные ассигнования в этих целях не должны производиться более чем на
двухлетний срок;
u
создавать и содержать флот;
u
издавать правила по управлению и организации
сухопутных и морских сил;
u
созывать народное ополчение для проведения в
жизнь законов Союза, подавления восстаний и отражения нападений;
u
принимать меры по организации, вооружению и
дисциплинированию народного ополчения и по управлению той его частью, которая
используется на службе Соединенных Штатов, сохраняя за штатами назначение
офицеров и обучение народного ополчения в соответствии с уставными правилами,
утвержденными Конгрессом;
u
пользовать во всех случаях исключительно
законодательной властью в предоставленном каком-либо из штатов округе (не
превышающем десяти квадратных миль), который с одобрения Конгресса станет
местопребыванием Правительства Соединенных Штатов, а также осуществлять
подобную же власть на всех территориях, приобретенных с согласия
Законодательного собрания штата, которые станут местопребыванием Правительства,
для постройки фортов, казенных складов, арсеналов, доков и других необходимых
сооружений;
u
издавать все законы, которые будут необходимы
для осуществления вышеуказанных прав, так и для всех других прав, которыми
настоящая Конституция наделяет Правительство Соединенных Штатов, его
департаменты или должностных лиц.
В ведение штатов вносятся такие статьи как гражданское и
уголовное законодательство, организация народного образования, здравоохранения,
обеспечение общественного порядка, строительство и поддержание дорог и
коммуникаций, контроль за использованием земли и природных ресурсов, и т.д.
Некоторые функции, например налогообложение или экологическая безопасность,
принадлежат и центру, и штатам. Вообще, система разделения государственных
доходов и расходов между центром и штатами довольно четко и последовательно
распределена: определенные уровни власти имеют определенные источники
поступления в бюджет, тем самым, избегая конфликтного дележа.
Важно, что даже при наличии у штатов всех атрибутов
суверенитета (герб, флаг и т.п.), статья IV Конституции недвусмысленно
устанавливает полный и истинный суверенитет только на федеральном уровне, все
федеральные законы и договоры союза должны исполняться на всей территории США в
любом штате. Первоначально это вызывало жесткие разногласия и даже привело к
Гражданской войне 1861-1865гг, самой кровопролитной из когда-либо ведущихся на
территории Америки, и посеявшей наибольший за всю историю раздор между
гражданами страны. Однако, как кажется, с тех пор этот пункт неминуемо
выполнялся штатами. Данное положение рассматривается как краеугольный камень
существования и функционирования американской федерации.
|