(1820 —1892)
А.А.Фет - один из тончайших
русских лириков. Его поэтическая судьба
сложилась непросто. Современники упрекали
Фета за непонятность поэзии,
неопределенность содержания, за невнимание
к запросам жизни ( в понимании таких
критиков, как Добролюбов и Чернышевский), за
тяготение к темам "чистого искусства".
Сам поэт, защищаясь от подобных упреков, с
эпатажем высказывался так: "Мне было бы
оскорбительно, если бы большинство
понимало и любило мои стихотворения: это
было бы только доказательством, что они
низменны и плохи". Одна из причин непонятности
фетовской поэзии-ее новизна, отличие от
лирики предшественников. Фет, конечно же,
понимал условность термина "искусство
для искусства" и в своей поэзии шел от
человека, от природы, от чувства. Но главное
в его поэзии - живое чувство красоты,
красоты как единственной цели искусства
вообще и поэзии в частности. У Фета сильно
ощущение недостаточности словесного
выражения: "где слово немеет, где
царствуют звуки, где слышишь не песню, а
душу певца". Поэтому особенное место в
лирике Фета занимает мелодическая
организация стиха: его благозвучие, использование
ассонанса, аллитерации, разнообразные
ритмические ходы и т.д. Взгляды Фета на роль
поэзии, его поэтическое мастерство
повлияли на поколение русских символистов.
"Шепот, робкое дыханье..."
(1850). Это одно из самых известных
стихотворений Фета, с которого началась его
слава. Оно стало для многих читателей
символом всей фетовской поэзии, его
своеобразным автопортретом. Одновременно
новаторство поэтического языка, развитие
любовной темы в стихотворении вызывало
двойственное отношение современников,
неоднократно служило предметом пародий.
Поэзия А.Фета, по словам Л.Толстого,
отмечена "лирической дерзостью".
Прежде всего бросается в глаза
безглагольность стихотворения: оно
построено только из одних назывных
предложений. Но, несмотря на это. его трудно
назвать вещественным, предметным. В
стихотворении передается самый
распространенный сюжет любовной поэзии -
свидание в саду. Но это свидание окутано у
Фета таинственным полумраком: время
действия - ночь, эпитеты - "ночные" (робкое
дыханье, сонный ручей, ночной свет). Фету
важно было передать "музыку любви",
поэтому он искал "музыкальные способы"
в выражении своего поэтического чувства.
Фет - один из первых в русской поэзии импрессионистов:
он изображает не столько предметы, явления.
сколько отдельные обрывки явлений, тонкие
оттенки, отраже - ния, тени, неопределенные
эмоции. Но, взятые вместе, они образуют
цельную и достоверную картину.
Стихотворение хорошо
иллюстрируеттакую особенность фетовского
творчества: любовная и пейзажная лирика
составляют у него одно целое. Поэтому
близость к природе тесно связана с
любовными переживаниями. Чувства влюбленных
(шепот, робкое дыханье) - это то же самое, что
и "трели соловья", колыханье ручья.
Упоминаются ключевые образы
лирики Фета - "роза" и "соловей"
Они символически воплощают в его лирике
связь любви, природы и вдохновения. Именно в
этих символических деталях внешнего мира
все-таки проступает неясное переживание.
"Роза" - это символ природной красоты,
огня страсти, земной радости.
В стихотворении значим финал: он
завершает лирический сюжет. "Пурпур розы"
переходит в финале стихотворения в
торжествующую "зарю". Последние слова
стихотворения - и заря, заря1 - звучат нс в
ряду других, а выделение. Заря
символизирует свет любви, восход новой
жизни - это высшее выражение душевного
подъема.
"Ярким солнцем в саду
пламенеет костер" (1859). Это яркий
образец пейзажной лирики Фета, пронизанной
импрессионистскими чертами. В отличие от
Тютчева, для которого природа представала
загадкой, вопросом для души, Фет находит в
природе разрешение всех вопросов. Тютчев,
обращаясь к Фету, писал:
Великой Матерью любимый, Стократ
завидней твой удел - Не раз под оболочкой
зримой Ты самое ее узрел. ("Иным
достался от природы")
Фет показываетокружающий
миртаким, каким он предстал его восприятию,
каким кажется,в данный момент. Его
интересует не столько предмет, сколько
впечатление, вызванное предметом. Костер в
лесу предстает таким, каким видится поэту.
Конкретные наблюдения сочетаются со
смелыми развернутыми сравнениями:
Точно пьяных гигантов
столпившийся кор, Раскрасневшись, шатается
ельник.
Костер же уподоблен солнцу.
Первая строфа даже может дать ложное
понимание, что ели качаются от ветра. Вторая
строфа передает ощущение гармонии, которое
дает человеку природа. Поэтому картина
природы созвучна движению души:
Что смущало, колеблясь умчалося
прочь. Будто искры в дыму улетело.
Третья и четвертая строфа
представляют лесную картину в отражениях,
отблесках. Фету близко все летучее, нежное,
трепещущее.
Пусть на зорьке, все ниже
спускаясь, дымок Над золою замрет сиротливо;
Долго - долго, до поздней поры огонек Будет
теплиться скупо, лениво.
Последняя строфа повторяет (с
вариациями) первую. Таким образом, ельник
кажется шатающимся в отблесках костра. Фет
находит особые условия света и отражения, в
которых картина предстает необычной. Это и
роднит Фета - поэта с художниками-импрессионистами.
Кольцевая композиция, основанная на
повторе целых стихов, играет большую роль в
создании мелодии у Фета. Необычно и то, что
стихотворение состоит из длинных строк:
чередуются строки различной длины, что
придает стихотворению особый ритмический
эффект.
В основе стихотворения - два
главных символа: костер и ночь. В
мировосприятии Фета ночь не является
синонимом "смерти", поэт пытается
передлицом ночи постичь ценность,
единственность жизни. Поэтому в
стихотворении значимы такие параллели:
лениво мерцает день - скупо теплится на
поляне огонек, а пришла ночь - и разгорается
ей навстречу, пламенеет костер.
"Сияла ночь. Луной был полон
сад..." (1877). Стихотворение навеяно
воспоми-наниями о музыкальном-вечере в
кругу Людей, близких Льву Толстому. Фет
написал его под впечатлением от пения
Татьяны Андреевны Кузминской. сестры Софьи
Андреевны Толстой. Т.Ф. Кузминская
вспоминала об этом майском вечере, на
котором присутствовал и Фет: "В комнате
царила тишина. Уже смеркалось, и лунный свет
ложился полосами на полутемную гостиную.
Огня еще не зажигали, и Долли
аккомпанировала мне наизусть. Я
чувствовала, как понемногу голос мой
крепнет, делается звучнее, как я овладела им.
Я чувствовала, что у меня нет ни страха, ни
сомнения, я не боялась уже критики и никого
не замечала. Я чувствовала подъем духа,
прилив молодого огня и общее поэтическое
настроение, охватившее всех". Второй
музыкальный "источник" стихотворения
связан с Марией Лазич, с которой Фет
познакомился осенью 1848 г., когда состоял на
военной службе и квартировал со своим
полком в Херсонской губернии. Мария Лазич
имела незаурядные музыкальные способности:
знаменитый венгерский композитор и пианист
Ференц Лист во время пребывания в России
слышал ее игру и в знак одобрения написал в
альбом Марии Лазич прощальную музыкальную
фразу необыкновенной красоты. Полюбив
Марию Лазич, Фет, однако, расстался со своей
возлюбленной. Победил рассудок, он не
решился связать судьбу с бедной девушкой-бесприданницей.
Здесь проявилась такая особенность Фета: в
обыденной жизни его практический рассудок
преобладал над чувством, а в стихах же
чувство, непосредственность, невольность
преобладали над разумом. Вскоре Лазич
трагически погибла при загадочных
обстоятельствах. С тех пор ее образ войдет в
его поэзию, придав любовным стихам
исповедальность, трагизм. Отныне Фет всю
жизнь будет вспоминать эту любовь: он
создаст цикл исповедальных стихотворений,
посвященных Лазич. Русский философ, поэт,
друг Фета в последние годы жизни Вл.
Соловьев так комментировал стихотворение
"Сияла ночь": "Это настоящая любовь,
над которою бессильны время и смерть, не
остается только в сердечной думе поэта, она
воплощается в ощутительные образы и звуки и
своею посмертною силой захватывает все его
существо". Но содержание стихотворения
нельзя свести к конкретным жизненным
ситуациям. Это высокий образец лирической
поэзии, который говорит о всеобщем, таит в
себе бездонную глубину. В стихотворении
соединены две основные темы - любовь и
искусство (музыка). Для Фета любовь и
искусство представляют самое прекрасное в
человеческой жизни. Фет создает образ
певицы, беззаветно отдающейся музыке
Начало стихотворения представляет
выразительную и зримую картину -
затемненной гостиной, сада за ее окнами,
звуков музыки. Фет использует ритмические
возможности шести - стопного ямба для
создания гибкого, свободного повествования.
Паузы возникают не в одном постоянном место,
а в разных местах, как в живой эмоциональной
речи. Очень важна эну - копись этого
стихотворения. Звуковые повторы усиливают
воздействие фетовского образа. Так,
нетрудно заметить, что стихотворение
строится на повторении сонорных согласных -Н-
и -Л-. Они помогают создать звуковой образ.
который, в свою очередь, подчеркивает образ
живописный:
Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней..
Стихотворение можно сравнить с
пушкинским "Я помню чудное мгновенье".
Так же, как и у Пушкина, в фетовском
произведении две основные части: говорится
о первой встрече с героиней и о второй.
Правда, у Фета вторая встреча могла и нс
быть реальной, а только сильным и живым
воспоминанием. Годы, прошедшие после первой
встречи, были днями одиночества и тоски: И
много лет прошло, томительных и скучных
; у Пушкина:
В глущи, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои Без божества, без
вдохновенья. Без слез, без жизни, без любви...
Последние четыре стиха - это
смысловое, музыкальное завершение
стихотворения. Как всегда, финал очень
значим у Фета. Поэт находит вдохновенные
слова для выражения силы истинной любви и
истинного искусства, которые поднимают его
над временем и смертью:
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя
любить, обнять и плакать над тобой)
"Одним толчком согнать ладью
живую" (1887). Стихотворение принадлежит к
разряду стихов о поэзии. В этом смысле оно
может рассматриваться в ряду произведений,
посвященных поэтическому творчеству, -таких,
как "Осень", "Поэту", "Муза" Д.С.
Пушкина, "Творчество" А. Ахматовой, "Определение
поэзии" Б. Пастернака и других. Оно вошло
в последние сборники Фета "Вечерние огни",
стихи которых поразили русских читателей
глубиной и мудростью. Для Фета искусство-этооднаизформ
выражения прекрасного. Искусство, поэзия
тем прекрасны, что способны "подняться в
жизнь иную". Поэтому дано "упиться...
неведомым, родным". Поэт, по Фету,
способен выразитьто, "пред чем язык
немеет".
Как и другие стихотворения Фета,
оно отличается стройностью тона,
лирическое повествование идет с нараста -
нием. Фет "перечисляет" признаки,
возможности истинного поэта, но это
перечисление все более заражает читателя.
Заключительные строки звучат последним
аккордом в развитии темы:
Вот чем певец лишь избранный
владеет, Вот в чем его и признак и венец!
Сами фетовские стихи о поэзии
оказываются способными "усилить бой
бестрепетных сердец".
|