On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Некоторые особенности современного функционирования англо-саксонской правовой системы на примере Австралии и США

Правовая система Австралии формировалась под решающим влиянием английского права. Основными юридическими источниками там признаются, как и в Англии, сформулированное в судебных решениях общее право и законодательные акты. С появлением постоянных английских колоний в Австралии (1788 г.) в них сразу же стало непосредственно применяться английское право. Впоследствии британские власти постановили, что все нормы общего права и парламентские акты, действовавшие в Англии на 25 июля 1828 г., подлежат обязательному применению в существующих к этому моменту колониях в Австралии, а в дальнейшем им формально была предоставлена возможность самостоятельного формирования своих правовых и судебных систем. Однако в сфере общего права и в сфере законодательства на протяжении последующего столетия и до сравнительно недавнего времени в Австралии в значительной мере копировались решения английских судов и акты британского парламента. Вместе с тем постановление о сохранении в Австралии действия норм английского права по состоянию на 25 июля 1828 г. привело к тому, что в Австралии ныне могут применяться некоторые парламентские акты, давно отмененные как устаревшие в самой Великобритании.

Общее право, в отличие от законодательства, является единым для всех шести штатов и двух (Северной и Австралийской столичной) территорий Австралийского Союза. В этом смысле австралийская система общего права весьма существенно отличается от права США, где в каждом штате имеется "свое" общее право. Большую роль в обеспечении единства австралийского общего права играет Верховный суд Австралии, решения которого по вопросам общего права, принятые по жалобе на постановление суда любого штата, обязательны для всех судов Австралийского Союза. Силу прецедента в австралийской системе общего права имеют только решения Верховного суда Австралии и верховных судов штатов и территорий. Им обязаны следовать все нижестоящие суды, хотя сами верховные суды в Австралии никогда не считали и не считают себя связанными своими ранее принятыми решениями.

До 1960-х гг. влияние английского права на систему австралийского общего права было столь велико, что постановлениям палаты лордов и других британских апелляционных судебных инстанций неизменно отдавалось предпочтение перед решениями австралийских судов даже самого высокого ранга. Лишь за последние десятилетия австралийское общее право стало рассматриваться не как ччсть английского общего права, а как самостоятельная система, что было закреплено в решении Судебного комитета Тайного совета (см. о нем раздел "Великобритания") и ряда австралийских судов. Однако и поныне австралийские суды в своих постановлениях нередко ссылаются на авторитет английских судей.

Законодательство Австралии включает в себя законы, изданные парламентами Союза и отдельных штатов. К ним примыкают подзаконные акты соответствующих исполнительных властей. Компетенция Союза и штатов распределена Конституцией таким образом, что существенная часть правовых институтов регулируется законодательством штатов, известное число их оказалось в сфере совпадающей компетенции Союза и штатов (в случае противоречия между ними приоритет отдается законодательству Союза) и весьма значительнаяя причем крайне важная часть, - в исключительной компетенции Союза. Так, законодательством штатов регулируется право земельной собственности и ряд других видов собственности, договорное право, ответственность за причинение вреда, условия труда и др. (В большинстве штатов периодически издаются полуофициальные собранияядействующих законов.) К исключительному ведению Союза отнесено законодательство, определяющее юрисдикцию судов и регулирующее некоторые другие вопросы правосудия, законодательство по вопросам найма и увольнения, пенсионного обеспечения, брака и развода (кроме некоторых частных вопросов), а также банковское и авторское право.

В настоящее время в Австралии ведутся работы по реформе законодательства. С этой целью во всех штатах созданы соответствующие комиссии, которые вносяя на рассмотрение парламентов штатов предложения по пересмотру действующих законов. В начале 1970-х гг. была создана общеавстралийская комиссия, которой поруччно готовить предложения о "пересмотре, упрощении и модернизации законов", отнесенных к компетенции Союза, а также о путях достижения "единообразия" в законодательстве штатов и территорий. По подготовленным комиссией отчетам и предложениям изданы законы о жалобах на действия должностныы лиц, о борьбе с распространением наркотиков, по некоторым вопросам приобретения земли, страхования и др.

Большинство отраслей права Австралии, в том числе гражданское право, не содержат существенных отличий от английского права. Исключение составляют лишь нормы, относящиеся к земельному праву и отчасти к трудовым отношениям. Специфичные природные условия Австралии, где в пустынях, например, вода ценится куда больше, чем размеры земельных уччстков, наличие месторождений золота и вспыхивающие время от времени "золотые лихорадки" вызвали к жизни отличающиеся от английских законы о государственной регистрации прав собственников земельных участков. Для трудового законодательства Австралии, развивавшегося, главным образом, в условиях повышенного спроса на рабочую силу, характерно широкое применение принудительного арбитража при разрешении трудовых конфликтов. В 1988 г. был принят федеральный Закон о трудовых отношениях, который предусматривает активное участие правительства в регулировании конфликтов между предпринимателями и работниками, прежде всего на стадии заключения трудовых договоров. Этот закон стимулирует укрепление профсоюзов, определяет их взаимоотношения со своими членами, а также предписывает создание Австралийской комиссии по трудовым отношениям.

Во второй половине XX в. австралийские законодательные органы и суды прилагают значительные усилия, чтобы с помощью как вновь изданных законов, так и традиционных институтов общего права защитить интересы покупателей от недобросовестных продавцов и рядовых потребителей от произвола крупных корпораций. Деятельность компаний на всей территории страны теперь регулируется Законом о корпорациях 1989 г.

Ныне в Австралии действуют правовые нормы, служащие защите от различных видов загрязнения окружающей среды. Среди них находят применение не только новейшие законодательные акты федерации и отдельныы штатов (например, принятый в штате Южная Австралия в 1987 г. Закон об охране вод от загрязнения нефтью и иными вредными веществами), но и нормы общего права, возникшие в средневековой Англии и некогда предназначавшиеся дляязащиты интересов частных собственников. В этой связи нередко возникают парадоксальные ситуации, например, когда суд отказывается принимать иск к предпринимателю от группы борцов против загрязнения природы, если ни один из ее членов не является землевладельцем, понесшим конкретный имущественный ущерб.

Одну из своеобразных отраслей законодательства Австралии образуют нормы, регулирующие юридическое положение коренных жителей страны - аборигенов, оказавшихся на грани вымирания. В XX в. в правовом статусе аборигенов произошло немало изменений. Если по Конституции 1900 г. за ними признавались только избирательные права, то после референдума, проведенного в 1967 г., они формально были признаны полноправными гражданами. В 1968 г. было создано федеральное министерство по делам аборигенов (такие министерства имеются и в некоторых штатах). В 1973 г. учрежден Национальный консультативный комитет аборигенов, состоящий из представителей коренного населения Австралии, но фактически не получивший сколько-нибудь серьезных полномочий. В 1976 г. в Северной территории началось строительство поселков для аборигенов, в ряде штатов за последние годыыбыли приняты законы, предоставившие им право на землю, их гражданские права нередко отстаивают и представители официальных органов власти. Однако основные проблемы австралийских аборигенов остаются нерешенными.

Ведущее место в истории уголовного законодательства Австралии принадлежит Уголовному кодексу штата Квинсленд 1899 г. Он был подготовлен на основе проекта уголовного кодекса, разработанного для Англии известным юристом Стифеном в 1877 г., но так и не ставшего законом. УК штата Квинсленд был в 1913 г. переиздан в новой редакции для штата Западная Австралия, а в 1924 г., еще в одной редакции, - для штата Тасмания. УК штата Квинсленд наряду с Уголовным кодексом Индии 1860 г. сыграл важную роль в качестве образца при составлении уголовных кодексов для английских колоний в Африке и Других районах земного шара (английские власти нередко распространяли действие кодекса, подготовленного для какой-либо из своих колоний, на территорию, расположенную в другой части света, не считаясь ни с условиями страны, ни с уровнем ее развития, ни с обычаями и нравами ее населения).

Основные виды наказания, предусмотренные уголовными законами федерации и штатов, - лишение свободы, условное осуждение и штраф. Смертная казнь в Австралии отменена ныне на всей территории страны после того, как к 1985 г. ее последовательно отменили штаты. Как способ отбывания наказания к лишению свободы применяется периодическое заключение, практикуется временное освобождение для работы в конце срока отбывания наказания к лишению свободы. В Австралии, как и в других капиталистических странах, ныне ведутся усиленные поиски мер наказания, не связанных с лишением свободы, а также различных вариантов условного осуждения, отсрочки судебного разбирательства, отсрочки вынесения приговора и его исполнения и т.п.

В университетах каждого из австралийских штатов (кроме названных, это - Викторияя Новый Южный Уэльс и Южная Австралия) имеются юридические факультеты, на которых в основном сосредоточены исследования в области права.

Судебная система Австралии включает в себя федеральныы суды, суды отдельных штатов, а также несколько специальных судебных учреждений с четко определенными, весьма ограниченными функциями. И федеральные суды, и суды отдельных штатов могут рассматривать дела в соответствии с законодательством как Союза, так и штатов. Поэтому федеральные суды созданы лишь в качестве высших судебных органов, а также дляявыполнения судебных функций в Австралийской столичной и Северной территориях.

Федеральная система судов подверглась существенным преобразованиям в конце 1970-х гг., когда наряду с ранее действовавшим Высоким судом Австралии были созданы Семейный суд Австралии (Закон о семейном праве 1975 г.), а затем федеральный суд Австралии (закон о нем принят в 1976 г.).

Высокий суд Австралии состоит из председателя и шести членов. Он рассматривает вопросы, связанные с толкованием Конституции, дела, в которых Австралийский Союз выступает в качестве одной из сторон, споры между штатами, жалобы на действия некоторых федеральных чиновников, а также дела об уголовных преступлениях, предусмотренных законодательством Австралийского Союза (их может рассматривать и один из членов суда единолично). Помимо этого, Высокий суд Австралии разбирает жалобы на любые решения, приговоры или приказы судов, осуществляющих федеральную юрисдикцию, а также на соответствующие постановления верховных судов или других судов штатов.

США. Американское право, несмотря на его европейское происхождение, сохранило свою специфику, одна из которых заключена в федерализме. По существу, право США состоит из права федерации и права 50 отдельных штатов. До завоевания независимости и принятия Конституции США штаты обладали полной автономией в законодательной и судебной областях, поэтому наблюдалось большое многообразие в нормах прецедентного права, отражающих местные условия. Штаты, имея собственные системы права, всячески стремились сохранить их самобытный характер.

Как английская, так и американская правовые системы базируются на доктрине судебного превосходства, т.е. в системе разделения властей роль контрбаланса играет судебная власть, которая в отличие от законодательной и исполнительной является полностью независимой и неукоснительно придерживается верховенства федерального конституционного закона.

Однако в Англии превосходство судебной власти время от времени нарушается отменами решений высшими судами. Как отмечал П. Виноградов, "это делается с величайшей осторожностью, ибо признается, что важно не только найти правильное решение юридических проблем, но и придерживаться однажды принятых решений, чтобы не сбивать с толку публику и юристов. Существует изречение, что в области права уверенность более важна, чем справедливость".

Отсюда и те широкие полномочия, которыми обладают американские судьи в вопросах применения права. Объем компетенции судебной власти в США значительно превышает компетенцию соответствующих судебных инстанций в других странах, например, во Франции, Англии, Канаде. В ряде случаев суды федерации и отдельных штатов решают споры, требующие политической оценки и решения на уровне общегосударственных интересов. Судебную систему возглавляет Верховный суд США, деятельность которого наполняется глубоким политическим содержанием: в частности, Верховный суд в процессе своей судебной деятельности осуществляет функцию конституционного надзора, решает не только судьбу дела на основе закона, но и в соответствующих случаях судьбу закона - вопрос о его соответствии конституции.

Поскольку определяющей чертой англо-саксонской правовой системы веками была роль судей в развитии юридических доктрин, то, следовательно, и исключительно велико было влияние юристов в политико-правовом процессе. В Соединенных Штатах роль корпораций судей и профессиональных юристов достаточно велика, во-первых, потому, что федеральная конституция и конституции штатов устанавливают разграничение федеральной власти и законодательных органов штатов и неукоснительно гарантируют определенный минимум гражданских прав и свобод. Толкованием этих конституций всегда занимались суды. В XIX веке в Америке возникла правовая доктрина, согласно которой суды могли не принимать во внимание любой законодательный или исполнительный акт, если они посчитают его противоречащим федеральной конституции или конституции штата.

Существование Верховного суда США в качестве некой четвертой власти в государстве служит не только гарантией авторитета и независимости судебной власти, но и является важным инструментом урегулирования основных политико-юридических проблем, возникающих в отношениях между федерацией и штатами, между центром и местной администрацией, между законодательной и исполнительной властью.

В этом смысле даже законотворческий процесс США находится под бдительным контролем высшей судебной инстанции, 9 членов которой если и не вырабатывают и не изобретают законов, тем не менее существенно влияют на осуществление законодательного процесса.

Если внимательно проанализировать американское право в ретроспективе, то следует отметить, как уже говорилось, созидательную роль корпорации судей и профессиональных юристов в развитии общей концепции гражданских прав и свобод. Целые поколенияяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяявали в выработке законодательных и управленческих решений, заложивших основу частно-предпринимательской деятельности.

В 1920-1930-х гг. судебная корпорация была нередко настроена враждебно против новых законов, защищающих появление управленческого аппарата на уровне штата, который смог бы самостоятельно достигнуть "социальной справедливости", не нуждаясь в традиционных методах судопроизводства и юридических категориях. Время показало, что судебные расследования установленных законом управленческих действий достаточно прогрессивны не только в защите личности от оскорблений чиновников, но и для надлежащего выполнения должностными лицами своих обязанностей.

Более того, безусловны ценности судебной традиции при рассмотрении гражданских дел или при решении возникающих споров и конфликтов с помощью компромиссов. Эта традиция является отправной точкой в решении насущных и будущих проблем социального взаимодействия.

Важная особенность американской правовой системы заключается и в ее относительной стабильности и созидательной способности.

Говоря об американском праве и законодательстве, всегда следует помнить, что жизненную силу они черпают из Конституции, существующей более 200 лет. Американская Конституция эластична до такой степени, что даже ее неполнота и возможность разных толкований отдельных положений, в конечном счете, оборачивается известными преимуществами. После внесения в текст первых поправок Конституция нисколько не потеряла в своем конструктивном величии и американцы до сих пор чтят Конституцию как народную святыню, почти как Библию.

Отдельные штаты и территории, вследствие своего своеобразного развития, придали Конституции весьма пеструю окраску. Никто в то бурное время не мог предвидеть рост нации и развитие американского общества. Конституция была как своего рода защитная кровля: она с самого начала была построена широко и просторно и может еще и теперь обнять все, что с течением времени приросло в разных формах государственной и общественной жизни. Ею сдерживаются в равной мере центробежные силы партикуляризма и центростремительные силы союза.

Внесение поправок все же не избавило Конституцию от всех изъянов. Постоянным камнем преткновения был и остается вопрос о разграничении полномочий Конгресса и правительственной администрации в вопросах текущего законодательства. Многие из полномочий Конгресса нередко узурпировались президентами под предлогом решения срочных национальных проблем. На этот путь встал еще Авраам Линкольн, когда он стал проводить в пользу и в интересах государства многое, что никак не покрывалось буквой закона.

Одно из наиболее почитаемых и важных правил, лежащих в основе американской правовой системы, заключается в том, что правительство (исполнительная власть) формируется из наиболее авторитетных и компетентных представителей общества. Для американцев идея выборного и подконтрольного правительства больше чем теория. Это осязаемая всеми реальность. Назначенные на официальные посты на точно фиксированный срок лица рассматриваются как временно стоящие во главе учреждений в результате свободного волеизъявления народа.

Отсюда концепция ответственности правительства перед Конгрессом и, в конечном счете, перед народом за все предпринимаемые им действия.

Назад       Главная       Вперёд