On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Активность субъекта управления и его воздействие на общественные процессы

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

В активности субъекта управления отражается сознательная деятельность. В качестве ее синонима часто встречается понятие «субъективный фактор». «Субъективный фактор в развитии общества - это сознательная деятельность людей, классов, партий, творящих историю; это их организованность, воля и энергия, необходимые для решения определенных исторических задач».

Активность субъекта реализуется при объективных условиях, находящихся в постоянной динамике. Они диалектически связаны с активной деятельностью людей, в результате которой претерпевают изменения и само производство, и условия, в которых осуществляется жизнедеятельность людей.

Диалектика субъективного и объективного определяет характер поведения субъекта, степень его творческой активности, динамику развития потребностей и возможностей. Взаимодейотвие объективных условий и активности субъекта исчерпывающе охарактеризовал В. И. Ленин. Он писал: «Марксизм отличается от всех других социалистических теорий замечательным соединением полной науч-вой трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии, революционного творчества, революционной инициативы масс,- а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий...»  В процессе строительства развитого социалистического общества значение личностного фактора производства постоянно возрастает. Новые объективные условия, связанные с научно-технической революцией, обогащением социалистических производственных и других общественных отношений, повышают требования к субъекту управления и усиливают возможности для проявления им активности. Закономерности и факторы активности субъекта все чаще оказываются в центре внимания теоретических исследований и практики. Речь идет о поиске таких методов и форм активизации субъекта, которые бы наиболее эффективно способствовали осуществлению исторической миссии рабочего класса и его партии - объединить широкие массы трудящихся и всех членов общества в борьбе за построение социализма.

Основой активности трудящихся в борьбе за утверждение нового, за развитие производительных сил и производственных отношений является их постоянно углубляющееся участие в управлении социалистическим обществом в целом и его составляющими в частности. Управление и активность трудящихся развиваются и углубляются, приобретают новое качество в ходе строительства коммунистического общества.

«Управление - непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития»  так как общество на всех ступенях развития представляет собой не просто совокупность индивидуумов, а некое целое.

Фундаментом этой целостности является совместный труд, а поэтому основу отношений членов общества создают отношения, вытекающие из способа производства, характера создания материальных благ и их распределения. Труд как единственный источник формирования ценностей, совершенствования условий жизни людей всегда носил, носит и будет носить общественный характер, отвечающий данному уровню развития общества.

Разделение труда и вытекающая отсюда необходимость активного воздействия на взаимоотношения отдельных участников процесса труда явились одной из важных причин необходимости управления общественными процессами. «С возникновением первых общественных коллективов возникают и первые, как стихийные, так и сознательные (но примитивные), механизмы управления»

Связь разделения труда с объективным требованием обеспечения единства действий и взаимосвязи относительно самостоятельных производителей выступала как исторически объективное условие их существования и дальнейшего развития.

Подходы к объяснению сущности и содержания управления общественными процессами весьма различны, что подтверждает сложность и многосторонность этого процесса. Хотя многие авторы придерживаются точки зрения, согласно которой сегодня еще нет единого определения и единого подхода к объяснению процесса управления, тем не менее, учитывая важность проблемы совершенствования управления на этапе развитого социализма, можно и необходимо выделить главное, определяющее в этом процессе.

Четкое понимание сущности управления помогает уяснить и подход к этой проблеме классиков марксизма-ленинизма. Об управлении экономическими процессами К. Маркс в «Капитале» писал: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов» .

И далее он констатирует, что «во всех работах, при выполнении которых кооперируются между собой многие индивидуумы, связь и единство процесса необходимо представлены одной управляющей волей и функциями, относящимися не к частичным работам, а ко всей деятельности мастерской, как это имеет место с дирижером оркестра. Это - производительный труд, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства» ".

Из приведенных положений следует, что управление -. это специфический вид деятельности, который обеспечивает единство, взаимосвязь и целенаправленность деятельности кооперирующихся индивидуумов в интересах достижения поставленных целей. Хотя К. Маркс здесь непосредственно не подчеркивает целенаправленность этой деятельности, но данная мысль фактически тут содержится, поскольку речь идет об управлении как об одном из видов человеческой деятельности. А человеческая деятельность отличается от инстинктивной деятельности других живых существ тем, что «в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» .

К. Марке подчеркивал, в частности, что единство, целостность и согласованность общего труда как процесса, на который субъект управления воздействует, обеспечивается тем, что он управляет им. Анализ развития социалистической экономики показывает, что именно обеспечение согласованности большого числа относительно самостоятельных элементов (звеньев) народного хозяйства является основной проблемой, решение которой существенно зависит от совершенства системы управления.

Из сопоставления теоретических данных и анализа практики видно, что достижение единства всех элементов народного хозяйства, согласованности и правильной последовательности их деятельности оптимизирует конечный результат и минимизирует объем видов деятельности.

Развитие социалистической экономики в соответствии с требованиями основного экономического закона предполагает, что в этом направлении функционирует как все народное хозяйство в целом, так и каждое его звено. Рост богатства общества и благосостояния каждого его члена требует максимально эффективного использования имеющихся ресурсов, требует, чтобы каждое звено экономики функционировало в соответствии с этой тенденцией. Только при этом условии на практике будет реализовываться главное преимущество социалистических производственных отношений - единство основных интересов классов, слоев, социальных групп и отдельных членов общества, базирующееся на общественном характере собственности на средства производства.

Обеспечение целостности экономики и единства процесса ее динамичного развития выступает, таким образом, в диалектическом единстве с системой целей всех ее звеньев. Одна из важных проблем в ЧССР - недостаточно прочные взаимосвязи между отдельными предприятиями или организациями, ведомственные, отраслевые, территориально-административные барьеры, отрицательно влияющие на эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса. Это проявляется в известной ненадежности отношений поставщиков и потребителей, в нарушениях ассортимента и сроков договорных поставок, выполнения работ и услуг.

ДВУЕДИНЫЙ ХАРАКТЕР ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Управление в принципе определяется господствующими производственными отношениями, всем комплексом существующих общественных отношений. Поэтому логично, что в каждой общественно-экономической формации оно носило и носит соответствующий этой формации классовый характер. Возникает вопрос, в чем же состоит сущность управления в той или рной общественно-экономической формации?

Большой заслугой Карла Маркса является объяснение двоякого характера управления в условиях капиталистических производственных отношений. В этой связи К. Маркс писал: «Управление капиталиста есть не только особая функция, возникающая из самой природы общественного процесса труда и относящаяся к этому последнему, оно есть в то же время функция эксплуатации общественного процесса труда и, как таковая, обусловлено неизбежным антагонизмом между эксплуататором и сырым материалом его эксплуатации» .

Эта мысль для нас служит исходным пунктом при формулировании тезиса о том, что в каждой общественно-экономической формации управление общественными процессами является не только неотъемлемой частью и условием общественно кооперированной деятельности по обеспечению существования такой кооперации, но одновременно и необходимым условием воспроизводства господствующих производственных и других общественных отношений. Характер собственности на средства производства, реальность фактической власти определяют и основной характер управления на соответствующем этапе развития человеческого общества.

Глубокий анализ капитализма, .сделанный К. Марксом и Ф. Энгельсом, и анализ его империалистической стадии, который мы находим в трудах В. И. Ленина, а также современный анализ существующего этапа развития капитализма однозначно свидетельствуют о том, что основной и определяющей чертой общественного управления в условиях капитализма является воспроизводство отношений эксплуатации, воспроизводство власти и господства капитала. Это все лишь подтверждает неизбежность того, что управление правящего класса направлено на воспроизводство капиталистического способа производства, капиталистического образа жизни. Имея в виду капиталистическое управление, мы поэтому не можем вести речь о каком-либо «распределении» труда среди руководителей. Неправомерно говорить о том, что одни из них обеспечивают расширенное воспроизводство капиталистических производственных и других общественных отношений, а вторые занимаются проблемами координации трудовой деятельности, обеспечивают ее целенаправленность. Объективный анализ свидетельствует о том, что эти две стороны управления в капиталистическом обществе нельзя разделить ни на одном уровне, что их диалектическая связь присуща каждому акту управления, независимо от того, происходит ли это на уровне большой фирмы, небольшого предприятия или же на уровне мастерской.

Ряд авторов, работающих в области теории управления, изучает эти две стороны, которые чаще всего называют социально-экономической и теоретическо-организационной, в их взаимной связи. Такой подход к изучению общественного управления является верным. Но и он требует дальнейшей, более глубокой разработки, с тем чтобы четче понимать, что любой вид управленческой деятельности выполняет две неотделимые друг от друга функции, две взаимосвязанные задачи. Поэтому, по нашему мнению, правильно было бы говорить о двуединой функции управления обществом. В ней и проявляется основная задача управления: с одной стороны, обеспечение функционирования общества как такового, а с другой - обеспечение его развития как конкретной общественно-экономической формации.

Анализ двуединой функции управления помогает определить в конкретных системах, кто является истинным и решающим субъектом управления, кто определяет основные направления развития экономики и кто объективно отвечает за ее состояние и динамику. Для класса капиталистов жизненно необходимо обеспечивать «его» классовый характер управления обществом. В противном случае появляются лучшие условия не только для возникновения и развития нового типа производственных и других общественных отношений, но и для ликвидации его классового господства.

Логично, что в капиталистическом обществе функции управления закономерно находятся в руках людей, владеющих средствами производства. То есть тех, кто заинтересован в воспроизводстве капиталистических отношений. Ничего не меняет тот факт, что ныне в правлениях капиталистических фирм и других капиталистических учреждений работает большое число руководителей, не являющихся собственниками средств производства. Это те люди, которые реализуют интересы и власть подлинного субъекта управления - класса капиталистов. Эти лица, занятые в аппарате управления, являются лишь наемниками, и их управленческая деятельность определяется интересами и волей подлинных хозяев средств производства, т. е. капиталистов.

Тот факт, что такой характер имеет управление в каждом звене капиталистического общества, можно доказать на простом примере. Допустим, руководящий работник самого низшего уровня, т. е. управляющий субъект самого элементарного рабочего коллектива, захотел изменить основной характер своей управленческой работы и перестал бы действовать в духе основного экономического закона капитализма, т. е. не стремился бы получать максимум капиталистической прибыли. Если бы при этом у него была своя собственная фирма, то, следовательно, в безжалостной конкурентной борьбе он вскоре закончил бы свое существование как собственник, как капиталист и перестал бы существовать как управляющий субъект. Если же речь идет о наемном руководителе, который не интересуется прибылью и подчиняет свои основные усилия для достижения иной цели, то он перестал бы быть нужен капиталисту, незамедлительно был бы освобожден от управления и пополнил ряды безработных. Даже этот весьма упрощенный пример доказывает объективную неизбежность того, что любое управление на любом уровне выполняет свою двуединую функцию.

Марксистско-ленинский, подлинно классовый подход к анализу сущности управления обществом имеет большое методологическое значение и для изучения управления в условиях социалистических производственных и других общественных отношений. Такой подход позволяет определить содержание основной двуединой функции, двуединой миссии и социалистического управления обществом.

Социалистическое управление обществом должно обеспечивать развитие народного хозяйства как единого, цельного организма, лишенного антагонизмов. Но одновременно управление в соответствии с требованиями основного и Других экономических законов социализма должно направлять развитие по пути реализации исторической закономерности прогресса - строительства бесклассового коммунистического общества. Это главное содержание любого социалистического управления, любой функции управления.

Такой последовательно социалистический характер управления не может быть автоматически обеспечен изменением характера собственности на средства производства, он не появляется в тот же день, когда рабочий класс взял власть в свои руки. Обеспечение того, чтобы каждое звено управления было последовательно социалистическим, чтобы его деятельность максимально соответствовала двуединому характеру, двуединой миссии социалистического управления,- это процесс сложный. Прогресс здесь тесно связан с совершенствованием социалистических производственных и других общественных отношений, с формированием социалистического сознания как у руководящих работников, так и у всех членов общества.

Социалистическое общество означает новый этап в истории развития человечества, когда впервые могут быть исполнены многовековые чаяния трудящихся, их мечта о справедливости, о счастье для каждого человека, о подлинно гармоничном его развитии. Такое возможно лишь в обществе, не знающем антагонизмов и развивающемся в интересах каждого его члена. Этому новому качеству должно соответствовать и содержание управления общественными процессами на всех уровнях.

Следует заметить, что в досоциалистических общественно-экономических формациях критерий качества управления обществом был, на наш взгляд, более простым. Его адекватность основной миссии определить было проще. В условиях социализма определить, действительно ли тот или иной конкретный процесс управления воплощает интересы общества, дело гораздо более трудное. Не всегда просто определить, насколько управление соответствует задаче, с одной стороны, гармоничности, цельности развития народного хозяйства, а с другой - социальным требованиям основного экономического закона социализма. Здесь гораздо сложнее сформулировать критерий качества управления, чем в условиях досоциалистических общественно-экономических формаций. Это вполне естественно: поскольку рдццализм означает новый, качественно более высокий этап развития общества, то и к содержанию управления им предъявляются качественно более высокие требования.

Эти требования повышаются по мере развития социалистического общества. Они высоки уже па первых ступенях строительства социализма, но гораздо выше и сложнее на этапе зрелого социализма. Все это подтверждает то объективное требование, что вступление в каждый новый этап развития социалистического общества требует и качественно более высокой степени управления.

Однако было бы неверно, если бы мы из этого делали вывод о том, что по мере движения к коммунистическому обществу требования, предъявляемые к управлению, будут экстенсивно расти и субъект управления будет испытывать все большие нагрузки при постоянно растущей ответственности. Как и в любой другой сфере деятельности человека, в области управления будет идти сложный процесс возрастания количества решаемых управленческих задач и перерастания управления в новое качество, опирающееся на новейшие достижения в области естественных и общественных наук. Существенным фактором является то, что каждый новый этап развития в направлении к коммунистическому обществу будет сопровождаться все более активным участием широких масс трудящихся в управлении, расширением самостоятельности предприятий и местных органов власти. Этот процесс предвидел В. И. Ленин. Говоря о применении в то время прогрессивного подхода к совершепствованию управления, он подчеркивал, что это , «послужит вернейшим средством к дальнейшему и громадному сокращению обязательного рабочего дня для всего трудящегося населения, послужит вернейшим средством к тому, чтобы мы в период времени довольно краткий осуществили задачу, которую можно примерно выразить так: шесть часов физической работы для каждого взрослого гражданина ежедневно и четыре часа работы по управлению государством» .

Очевидно, что по мере развития общества не только будут возрастать требования к качеству и количеству задач, решаемых управлением, но и возникнут новые, более благоприятные возможности для их выполнения, в том числе за счет передачи ряда функций «сверху - вниз». Это один из элементов правильного понимания неизбежности роста качества управления обществом в условиях социализма, что в настоящее время наиболее остро чувствуется в области управления как отдельными экономическими процессами, так и всем народным хозяйством.

Значение согласованности и целостности управляемых систем в их динамическом развитии в условиях углубляющегося разделения труда постоянно усиливается. Особенно возрастает важность взаимосвязи как по горизонтали, так и по вертикали фундаментальных и прикладных исследований, подготовки производства, собственно производства и потребления.

Необходимость максимального использования результатов научно-технической революции как важнейшего «стратегического сырья» выдвигает качественно новые требования к обеспечению взаимосвязи и динамического единства всего процесса расширенного воспроизводства.

ДИАЛЕКТИКА ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

Общественное разделение труда предопределило и возникновение его специфического вида - управленческой деятельности. Вначале ее выполнял один из членов коллектива (управляющий), обладающий необходимыми для этого знаниями, авторитетом и властью, т.е. имеющий возможность распределять задания и объединять коллектив и в первую очередь добиваться того, чтобы все члены коллектива выполняли поставленные задачи. Содержанием его труда было обеспечение взаимосвязанноети и последовательности выполнения отдельных трудовых или других заданий, а также реализация единой воли, направленной на достижение желаемого результата. Таким образом, в комплексе рабочей деятельности возникает новый, относительно самостоятельный вид труда.

При этом управляющий мог выполнять и некоторые производственные операции, что зависело от размеров и сложности отношений в управляемом коллективе. Как правило, с ростом числа членов коллектива и углублением сложности отношений масштаб управленческой деятельности расширяется до такой степени, когда один человек с ней справиться уже не может. Появляется относительно самостоятельная группа людей, занимающихся управлением и развитием всего коллектива, вплоть до управления деятельностью всей соответствующей экономической системы, включая управление самой управленческой деятельностью (рис. 1).

Содержание, масштаб и характер управленческой деятельности изменяются и развиваются в соответствии с совершенствованием управляемых систем, с качественным и количественным развитием общественных, и прежде всего производственных, факторов.

Каждый коллектив, осуществляющий определенную деятельность и добивающийся достижения поставленных целей, образует относительно самостоятельное целое с присущими ему свойствами. Такое целое, в котором совместно трудится на базе разделения труда и вытекающей из этого кооперации множество работников,- это больше, чем простая сумма способностей его отдельных членов.

Такое относительно самостоятельное целое - система. Этот термин подчеркивает, что исследуемое целое состоит из частей, между которыми имеются взаимные связи, что ато целое обладает новым системным свойством, которое появляется в результате органического объединения этих частей.

Хотя социалистические общественные системы характеризуются (как будет показано ниже) диалектическим единством управленческой и исполнительной деятельности, с методологической точки зрения целесообразно разделить ее на две основные части (рис. 2) - управляющую (управляющий субъект) и управляемую (управляемый объект) подсистемы. Причем управляющая подсистема, представляя собой относительно самостоятельное целое, является также и системой. Поэтому одно и то же целое может обозначаться как «управляющая подсистема», так и «управляющая система». То же самое можно сказать и об управляемой подсистеме.

Управляющая подсистема своим активным воздействием объединяет деятельность всех частей управляемого объекта. Одновременно она регулирует развитие последнего с точки зрения объективных потребностей и тенденций, опирающихся на закономерности развития социалистического общества. При этом управляемая подсистема не является массивной по отношению и управляющей. Эти две части единой системы (например, предприятия), воздействуй друг на друга, образуют диалектическое единство. Более того, в социалистическом обществе практически каждое звено в системе управления выступает одновременно и как управляющая, и как управляемая подсистема. Так, руководство предприятия, входящего в объединение,-управляющее звено по отношению к другим подразделениям предприятия и одновременно управляемое звено по отношению к генеральной дирекции.

Поскольку каждая подсистема по сути представляет собой систему, то ее можно исследовать как относительно самостоятельную часть единого целого. При этом необходимо, конечно, иметь в виду, что они образуют диалектическое единство и не могут существовать самостоятельно, оторванно друг от друга. Так, не может функционировать большая или малая группа лиц, ведущих трудовую или иную деятельность в условиях общественно комбинированного труда, без того, чтобы их деятельностью кто-то не руководил. Точно так же управляющая подсистема не может существовать, не имея объекта управления.

При этом характерные свойства одной подсистемы влияют на свойства другой (а в некотором смысле и определяют их). Подсистемы отличаются содержанием своей деятельности. В управляемой подсистеме речь идет об исполнительной деятельности, непосредственно связанной с общими задачами всей системы, с конечным результатом ее деятельности. Содержанием деятельности управляющей системы является управленческий труд, направленный прежде всего на выполнение задач всей системы, на достижение ее конечных целей.

СУБЪЕКТУПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ ОБЩЕСТВОМ И РОЛЬ ПАРТИИ

Субъект управления обществом включает в себя все государственные и общественные органы и организации и входящих в них работников, осуществляющих функции управления. Чтобы комплекс органов и организаций, образующих управляющую подсистему общества, мог успешно выполнять свои функции, его деятельность должна соответствовать объективным тенденциям и закономерностям развития социалистического общества по пути к коммунизму. Поэтому субъект управления должен обеспечить единство политического и экономического подхода, координировать и планомерно работать, опираясь на осознанную историческую миссию рабочего класса, теорию построения социалистического общества.

Таким образом, во главе управляющей подсистемы должна стоять сила, обладающая знаниями объективных задач развития и субъективными возможностями для выполнения этих задач. В. И. Ленин писал: «Чтобы управлять, надо иметь армию закаленных революционеров-коммунистов, она есть, она называется партией» .

Ведущая роль партии вытекает из исторической миссии рабочего класса и основывается на объективных закономерностях развития общества. Главные направления деятельности партии по руководству обществом проявляются в формировании и проведении в жизнь политики, отражающей интересы рабочего класса и всех трудящихся. Она, эта политика, основывается на познании объективных, проверенных историей законов общественного развития.

Теоретической базой политики партии является марксизм-ленинизм, позволяющий надежно ориентироваться в самых сложных общественных ситуациях и событиях. В. И. Ленин отмечал, что «политика есть наука и искусство, которое с неба не сваливается, даром не дается...»

На основе познания законов, тенденций развития и обобщения исторического опыта братских коммунистических и рабочих партий, опыта рабочего движения партия осуществляет руководство во всех решающих областях общественной жизни. Она разрабатывает и обеспечивает единство действий всего общества, направленных на максимальное использование всех потенциальных возможностей для динамичного и всестороннего развития общества в интересах всех его членов. Партийное руководство являет собой единую и объединяющую волю, которая является необходимым условием эффективной деятельности каждого звена социалистического общества.

Партия - это руководящее ядро системы управления обществом. Она направляет управленческую и другую деятельность государственных, хозяйственных и общественных органов, организаций в интересах народа. Партия проводит работу среди рабочих и крестьян, интеллигенции, среди всех членов социалистического общества. В ее рядах объединены наиболее достойные и активные представители всех классов, слоев и социальных групп населения.

Опыт КПСС, КПЧ, других коммунистических и рабочих партий братских социалистических стран по руководству обществом показывает, что с усложнением задач развития социалистического общества повышаются и требования к эффективности управления экономикой, наукой, техникой и другими сторонами хозяйственной и общественной жизни, усиливается значение политической сознательности и активности масс. В этих условиях возрастает роль партии и в управлении обществом.

Особое внимание партия обращает на решение народнохозяйственных вопросов и динамичное развитие экономики. Это связано с тем, что именно партия, опираясь на глубокое знание законов и тенденций развития экономики, реальных потребностей и возможностей конкретного этапа общественного развития, имеет все предпосылки для того, чтобы научно определять и вырабатывать стратегические цели, основные направления экономического и социального развития общества. Она имеет широкие возможности для анализа реализации хозяйственно-политического курса и мобилизации трудящихся на выполнение поставленных задач. И поскольку эти цели и задачи выражают интересы трудящихся, они находят активную поддержку у широких масс.

Основные задачи, выдвигаемые партией в области народного хозяйства на определенный период, содержатся в директивных документах, утверждаемых высшими партийными органами. В них отражены содержание, цели и задачи развития общества на данный период. Решения, принятые на базе исследования внутренней и международной экономической и политической ситуации и оценки собственных возможностей, играют значительную роль с точки зрения процессов управления. Такие управленческие решения - составная часть основных направлений развития общества. В директивах по экономическому и социальному развитию партия наряду с формулируемыми задачами и целями определяет и способы их реализации. Кроме того, она указывает важнейшие направления, пропорции и структурные сдвиги в развитии производительных сил на основе всестороннего использования достижений науки и техники, дальнейшего совершенствования производственных отношений. Углубление, укрепление и совершенствование социалистических производственных и других общественных отношений имеет важное значение в развитии материально-технической базы и надстройки общества.

Партия, которая в соответствии с волей народа и в его интересах направляет и руководит развитием всего общества, проявляет большую заботу о постоянном повышении морального и политического единства общества, рассматривая это как существенный фактор ускорения строительства развитого социалистического общества.

Главная задача партии в условиях строительства развитого социализма состоит в максимальном использовании его возможностей для социального прогресса, для победы сил мира на земле, устранения угрозы новой опустошительной войны.




Литература - Общие темы - Общая теория управления