Антитрестовская
политика отличается от страны к стране. Эти отличия отражают разницу в
экономических условиях и позицию государственных органов в отношении
конкуренции. Данная политика направлена на регулирование отношений между
участниками рыночного обмена - это положение является общим для антитрестовской
политики каждой из стран. В США антитрестовское законодательство появилось в
конце 19 века. Оно было направлено против картелей, фиксации цен и других
подобных соглашений. Первым, и до сих пор считающимся наиболее важным федеральным “антитрестовским” статусом США, является
“Акт, имеющий целью защиту торговли и коммерции от незаконных ограничений и
монополий” (1980 г.) - закон Шермана . Основные
положения закона заключены в его первых двух разделах (статьях), посвященных
защите торговли от незаконных сговоров и монополий. Раздел первый гласит: “Настоящим каждый контракт, объединение в форме
треста или другом виде, сговор, направленный на ограничение торговли и
коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами,
объявляются незаконными. Всякое лицо, которое заключит любой такой контракт или
вступит в любую такую организацию или сговор, признаётся виновным в мисдиминоре
и по осуждению подлежит наказанию в виде штрафа, не превышающего 5 тысяч
долларов, или тюремному заключению на срок не более 1 года, или указанным
наказанием по усмотрению суда”. Во втором разделе закона говорится: “Всякое лицо, которое монополизирует или попытается
монополизировать или объединяется, или сговаривается с другим любым лицом или
группой лиц с целью монополизировать любую часть торговли или коммерции между
несколькими штатами или иностранными государствами, признается виновным в
мисдиминоре”.
Последующие
разделы закона имеют главным образом процессуальное значение. Окружным
прокурорам предоставляется право возбуждать ”под руководством генерального
прокурора” судебные дела в случае нарушения закона, а окружным судам -
рассматривать их. Эти судебные дела могут по усмотрению прокуратуры
рассматриваться либо в уголовном, либо в гражданском процессе. Лица, “ бизнесу
или собственности которым причинен вред” в результате действий, предусмотренных
в первых двух разделах закона могут возбуждать в окружных судах гражданские
иски о возмещении убытков в тройном размере с одновременным покрытием стоимости
процесса.
Неопределенные
формулировки закона Шермана развязали руки правительственным и судебным органам
США, позволили им приспосабливать “ каучуковые” статьи этого закона к интересам
крупного капитала. Не случайно буржуазная литература практически единогласно признает,
что “ акт Шермана относится к числу наиболее смутных статусов ” в США.
“Разумная
гибкость” и “ мудрость” положений закона Шермана до сих пор рассматриваются в
качестве особенно высоких достоинств этого акта, в качестве того свойства, которое
делает его основой “ антитрестовской политики “ США.
Однако
ограниченность закона Шермана в первые два десятилетия его воздействия были
настолько очевидны, что конгресс и правительство США время от времени вновь стали прибегать к
антитрестовским маневрам, внося некоторые незначительные второстепенные
изменения и дополнения к этому закону. После президентских выборов 1912 года,
президент Вудро Вильсон в своем послании к конгрессу в январе 1914 года
предложил реформу антитрестовского законодательства. Вильсон говорил о
преодолении неопределенности закона Шермана путем запрещения некоторых
конкретных форм предпринимательских действий, ведущих к уничтожению конкуренции
и установлению монополий, но вместе с тем подчеркивал необходимость охраны
интересов “ здоровых объединений “.На базе этих предложений конгресс в 1914
году принял два новых антитрестовских закона - “ Акт о федеральной торговле
комиссии “ и “ Акт , дополняющий существующие законы против незаконных
ограничений и монополий и других целей “.
В
США имеется наличие двух основных органов, осуществляющих контроль за
соблюдением антитрестовского законодательства - Федеральная торговая комиссия и
Министерства юстиции США. Основная идея “ Акта о федеральной торговой комиссии
“, как это было провозглашено законодателем и признается до настоящего время
американскими юристами, - это защита конкуренции. Федеральная торговая комиссия
( ФТК ) образована в 1914 году соответствующим законом и представляет собой
независимый административный орган, обладающий специальными полномочиями в
области применения антитрестовского законодательства, недопущения
монополизации, пресечения недобросовестной конкуренции и нарушений прав
потребителей. ФТК проводит расследование нарушений законодательства по
собственной инициативе, по заявлению Генерального прокурора, указаниями
президента или Конгресса, жалобам частных лиц. ФТК имеет право возбуждать иски
и выдавать предписания о прекращении нарушении законодательства, требовать
представление всей необходимой информации, обращаться в окружные суды и к
административным судьям с целью принуждения к исполнению предписаний и
наложения гражданско-правовых взысканий.
ФТК
подчиняется непосредственно Президенту США и состоит из 5 уполномоченных,
назначаемых и отстраняемых от должности Президентом США с совета и соглашения
Сената.
Уполномоченные
ФТК не в праве заниматься предпринимательской деятельностью, промыслом и
работать по найму; не более
чем трое из них могут быть членами одной политической партии.
ФТК
возглавляется председателем, избираемым членами Комиссии. Аппарат ФТК состоит
из следующих основных подразделений:
n
секретариат;
n
отдел защиты потребителей конкуренции;
n
отдел судебных разбирательств;
n
отдел инспекции;
n
отдел связи с Конгрессом;
n
отдел юридического консультирования;
n
отдел связи с общественностью;
Проведение
расследований осуществляется специальными бюро (Бюро экономики, Бюро
конкуренции, Бюро защиты потребителей ). В состав Бюро конкуренции ФТК входят
отделы судебных разбирательств, построенные как по отраслевому принципу, так и
по видам нарушений антитрестовского законодательства.
ФТК
имеет сеть региональных отделов. Широкими полномочиями в области применения
антимонопольного законодательства обладает прокурор штатов, окружные прокуроры
и окружные суды, наделенные правом судебного рассмотрения дел и заявления
частных лиц .
Министерство
юстиции наделено полномочиями применять антитрестовское законодательство,
осуществлять следственные и обвинительные функции, возбуждать гражданские и
уголовные дела, рассматриваемые окружными судами. Судебные решения , а так же
отдельные действия министерства могут быть обжалованы в апелляционных судах и в
Верховном суде США. В Министерстве юстиции США создано антитрестовское
управление, основными структурными подразделениями которого являются:
n
отдел конкурентной политики;
n
отдел экономического регулирования;
n
несколько отраслевых отделов;
n
несколько отделов судебных дел;
n
апелляционный отдел;
n
отдел правовой политики;
n
оперативный отдел;
n
исполнительный отдел;
Имеются
также семь отделений в различных регионах США. Общая численность управления
составляет около 500 человек .
В
дальнейшем положения антитрестовского законодательства были развиты и уточнены
в акте Клейтона в 1914 году. Закон Клейтона направлен против слияния компании,
то есть против той практики, которая получила широкое распространение в США с
начала 20 века и использовалась монополистическими кругами, как для укрепления
своих позиций в отношении конкурентных конкурентов, так и для усиления своего
общего веса в экономике страны. Здесь говорится , что “ ни она компания,
занятая в торговле не будет приобретать, прямо или косвенно, полностью или
частично, акции или иной акционерный
капитал другой, также участвующий в торговле корпорации, если результатом
такого приобретения может быть существенное ослабление конкуренции между
корпорации - той, чьи акции скупаются, и той, которая совершает покупку - или
ограничения торговли в какой-либо части или районе страны или тенденция к
установлению монополий в какой-либо сфере торговли ”.
Из
общего правила делается исключение для тех корпораций, которые покупают акции
других корпораций только для вложения своего
капитала и не используют их для “существенного ослабления конкуренции “.
В законе за корпорациями признается право на создание вспомогательных (
дочерних ) компаний, если в результате не возникает “ существенное ослабление
конкуренции “. Разрешается покупка и продажа акций железнодорожными компаниями,
что должно происходить лишь под контролем международной торговой комиссии
(МТК). Большое значение имеет оговорка о том, что закон не распространяется на
те покупки акций между корпорациями, которые состоялись до вступления закона в
силу. Таким образом, важные в экономическом отношении слияния, осуществленные
крупными корпорациями до 1914 года были полностью гарантированы от возможного
преследования по закону Клейтона .
“
Акт о федеральной торговой комиссии ” и “ Акт Клейтона ”явились дополнениями к
закону Шермана и к антитрестовскому законодательству в целом. По единодушному
свидетельству американских юристов, “ эти три важнейшие акта составляют
законодательную основу антитрестовской политики “.
После
1914 года конгресс США уже более не предпринимал попыток пересматривать
антитрестовское законодательство в целом. Все последующие его “
усовершенствования “ происходили главным образом путем внесения сравнительно
небольших поправок к упомянутым выше основным законам. Правда, со стороны мелко
буржуазных кругов в конгресс неоднократно вносились предложения о радикальном
пересмотре “ антитрестовского законодательства “, но они всякий раз отвергались
как республиканцами, так и демократами. При этом и те и другие всеми силами
старались поддерживать иллюзию о том, что закон Шермана и законодательство 1914
года полностью исчерпали проблему “ антимонополистической борьбы ”. И в
настоящее время обе ведущие политические партии в полемике предпочитают
обращаться к антитрестовской проблеме в основном лишь для саморекламы и
взаимных упреков о плохом осуществлении уже принятых законов. Лишь в редких
случаях конгресс для успокоения общественного мнения и для поддержания
видимости “ динамичности “ антитрестовской политики идет на частичное усиление
действующего законодательства с помощью новых реформистских мер.
В
30-х годах такими дополнениями стали “ Акт Робинсона-Патмана 1936 года “ и “
Акт Уилера-Ли 1938 года “.
Первый
из них был принят конгрессом по предложению конгрессмена Робинсона и сенатора
Патмана под давлением мелких предпринимателей и торговцев, которые требовали
принять меры против дискриминации в ценах, широко используемой крупными
компаниями, и преподнесен общественности как “ Великая Хартия малого бизнеса
“.
Изменив
второй раздел закона Клейтона, “ Акт Робинсона-Патмона “ запретил дискриминацию
цен при определенных специфических условиях, а так же некоторые специальные
приемы такой дискриминации. Например, запрещаются контракты на продажу товаров
по “ неразумно низким ценам ”с целью “ разрушения ” конкуренции и ликвидации
конкурентов. Объявляется в комиссии через адвокатов и советников, которые присутствуют
на рассмотрении дел в ФТК. Если комиссия не удовлетворяется объяснениями
адвокатов корпорации, она может издать приказ о прекращении корпорации тех или
иных действий, представляющих “ нечестную конкуренцию ”. В случае невыполнения
корпорацией приказа ФТК комиссия может обращаться с жалобой в окружной
апелляционный суд. Суд вновь рассматривает дело в полном объеме, заслушивает
показания свидетелей, может истребовать новые доказательства и тому подобное.
Закон
возложил на комиссию обязанность собирать и составлять путем расследования
информацию об организации управлении корпораций, об их деловых операциях и так
далее. В связи с этим ФТК получила право требовать от корпораций, занятых в
межштатной торговле, представления годовых отчетов и других деловых документов.
Комиссия должна также информировать о нарушении антитрестовских законов
департамент юстиции и время от времени публиковать “ в общественных интересах ”
часть полученной информации, исключая, однако, торговые секреты и тому
подомное.
“
Акт о федеральной торговой комиссии ”, также как и закон Шермана,
характеризуется неопределенностью использованных в нем юридических терминов и
конструкций. Закон, в частности, не расшифровывает понятия “ нечестных методов
конкуренции ”, лежащего в самой его основе, а всецело отдает его на
рассмотрение самой комиссии и
федеральных судов.
“ Акт Клейтона “ был принят в виде
дополнения, поправки к закону Шермана. Этот закон даже не претендовал на борьбу
с монополией как таковой, он не содержал обобщений и широких запретов. По
словам американского юриста Г. Остина, для закона Клейтона характерен отход от
“ прямой атаки на монополию “ и “ нападение на предполагаемые симптомы
деспотического поведения предпринимателей “. Его содержание сводилось к
запрещению отдельных наиболее грубых форм и методов, используемых крупным капиталом США для
установления монополистического государства.
Второй
раздел акта объявляет незаконной дискриминацию в целях, если результатом такой
дискриминации может явиться “ существенное ослабление конкуренции или тенденция
к установлению монополий ...”. Это общее положение снабжено в законе
многочисленными оговорками и исключениями, которые прямо указывают адвокатам
корпораций, таким образом можно обходить закон. В акте предусматривается, что “
не запрещается дискриминация в ценах, основанная на разнице в сорте, качестве
или количестве проданного товара “.
Запрещение
дискриминации в ценах сводится на нет также оговорка и о том , что корпорации в
праве “ избирать своих собственных потребителей в сделках “ по доброй воле “ и не целью ограничения
торговли “. Таким образом, крупные корпорации получили законное право,
использую свои сильные позиции на рынке оказывать давление на более слабых
партнеров по сделкам, угрожая им отказом в продаже необходимой продукции.
Все
эти оговорки, как и такие неопределенные положения, как “существенное
ослабление конкуренции”, ”тенденция к установлению монополий” были широко
использованы в судебной практике для защиты интересов крупнейших корпораций
США.
Третий
раздел закона Клейтона предусматривает запрещение ” связывающих контрактов ” -
широко распространившейся практике, при которой крупные корпорации включали в
свои договоры ( купли - продажи, аренды и так далее ) условия, запрещающие
контрагенту заключать сделки с конкурирующими компаниями. Такие запреты до 1914
года уже встречались в законодательстве отдельных штатов. Запрещение
связывающих контрактов в законе Клейтона, так и запрещение дискриминации в
ценах сопровождается оговоркой о том что такие контракты должны повлечь за
собой “ существенное ослабление конкуренции”, или “ тенденцию к созданию
монополий”.
|