Автоперспективы.
Вопреки прогнозам, 1998 год
российскому автомобилестроению принес
спад производства. Новый виток
экономического кризиса поставил под
сомнение возможность масштабного
привлечения инвестиций в отрасль.
Тем не менее, несмотря на сложную
финансово-экономическую ситуацию в стране,
крупнейшие западные автопроизводители
намерены сохранить свои долгосрочные
программы в Российской Федерации.
В настоящее время в России в
сфере автомобилестроения реализуется
несколько крупнейших инвестиционных
проектов.
Как подчеркнул замминистра
экономики по промышленности РФ Сергей
Митин, "это будут российские предприятия,
вписывающиеся в современную мировую
концепцию развития автомобилестроения,
продукция которых по критерию "цена -
качество" сможет противостоять
экспансии импортных автомобилей на
российском рынке". Рассмотрим подробнее
некоторые из этих проектов.
Ведущие проекты в современном
автомобилестроении РФ.
DAEWOO. Проект по сборке автомобилей
Daewoo реализует ФПГ "Донинвест",
владеющая контрольным пакетом акций АО "Таганрогский
комбайновый завод" (ТКЗ), на базе которого
и организовано производство.
На заводе планируется собирать
три модели автомобилей Daewoo: Leganza, Nubira и Lanos (объем
двигателя от 1500 куб. см до 1980 куб. см),
которые на российском рынке получат
названия "Кондор", "Орион" и "Ассоль".
В настоящее время автомобили собираются по
"отверточной" технологии. В июне -
октябре 1998 года было собрано и реализовано
120 "Ассоль" по цене $ 12-14 тыс. в
зависимости от комплектации и около 300 "Кондор"
по $ 20-23 тыс. Уже в начале этого года сборку
автомобилей Daewoo планируется начать на
конвейере, пуск которого состоялся 12
сентября 1998 года. В настоящее время ведется
отладка конвейера.
Общая стоимость проекта ФПГ "Донинвест"
составляет $ 890 млн. Объем инвестиций на
завершение первой очереди проекта составил
около $ 150 млн, из них $ 16,6 млн были
предоставлены в качестве кредита областной
администрации. $ 30 млн планировалось
предоставить ФПК "Донинвест" в
качестве инвестиционного кредита из
предполагавшегося внешнего займа
Ростовской области. Однако в связи с
финансовым кризисом выпуск этих облигаций
отложен на неопределенное время. Сумма
собственных вложений ФПГ "Донинвест" в
этот проект на данный момент уже составила
более $ 267, 520 млн. Срок окупаемости проекта,
по расчетам специалистов ФПГ, составляет 5,5
лет.
Согласно расчетам специалистов,
в результате предоставления производству
различных льгот цена самой дешевой из
запускаемых сейчас в производство моделей
автомобиля "Ассоль" снизится до $ 7 тыс.
Объем производства на ТКЗ,
согласованный с корпорацией Daewoo, в 1999 году
должен составить 95 тыс. автомобилей.
По решению правительства РФ
предприятие в начале 1999 года должно
получить лицензию на учреждение свободного
склада на 7 лет, предусматривающую квоты на
беспошлинный ввоз комплектующих.
Таможенные льготы предоставлены
заводу в соответствии с постановлением
правительства РФ от 23 апреля 1998 г. "О
дополнительных мерах по привлечению
инвестиций для развития отечественной
автомобильной промышленности".
В соответствии с инвестиционным
соглашением, заключенным ранее
министерством экономики РФ и ФПГ "Донинвест",
устанавливаются квоты на вывоз в 1999 году с
территории свободного склада и ввоз на
территорию РФ 96,5 тыс. автомобилей.
Кроме того, ФПГ "Донинвест" в
настоящее время успешно реализует проект
по сборке автомобилей Daewoo на предприятии
"Красный Аксай" (Ростовская обл.)
СП "НИЖЕГОРОД МОТОРС".
Президент ОАО "ГАЗ" Николай Пугин на
пресс-конференции в Москве заявил, что план
создания СП "Нижегород Моторс" между
АО "ГАЗ" и итальянским
автомобилестроительным концерном Fiat
остается в силе, но увязал начало сборочных
работ со стабилизацией экономической
ситуации. Первоначальная сборка
автомобилей Fiat планировалась на конец 1998
года, однако из-за экономического кризиса в
России начало сборки итальянских
автомобилей перенесено ориентировочно на
март 1999 года. Н. Пугин подчеркнул, что в
настоящее время в Нижнем Новгороде все
готово для сборки "Фиатов",
подготовлена система конвейеров и в
достаточном количестве имеются
привезенные из Италии машинокомплекты.
Первый замминистра экономики РФ
Андрей Свинаренко назвал проект "Нижегород
Моторс" "самым перспективным из
аналогичных проектов в России" и
подчеркнул, что это СП является первым в
списке предприятий, которым
предоставляется поддержка согласно указу
президента и постановлению правительства о
поддержке предприятий автомобильной
отрасли.
Предполагается, что общая сумма
инвестиций итальянского автомобильного
концерна Fiat, АО "ГАЗ" и ЕБРР в создание
СП "Нижегород Моторс" составит $ 980 млн.
Из них $ 840 млн будут направлены в СП "Нижегород
Моторс" на производство автомобилей Fiat, а
$ 140 млн - в предприятия, которые будут
потенциальными производителями
комплектующих для этого СП. Проектная
мощность завода составит 150 тыс.
автомобилей в год.
Ожидается, что после
урегулирования всех спорных вопросов
состоится подписание инвестиционного
соглашения, возможно, в начале 1999 года.
Предполагается, что в этом году на СП будут
собраны первые 5-6 тыс. автомобилей, цена на
которые будет колебаться в пределах $ 10-20
тыс.
Следующим этапом развития "Нижегород
Моторс" станет организация конвейерной
схемы сборки автомобилей мощностью до 150
тыс. штук в год, включая сборку - сварку
кузовов и окраску. Этот этап потребует
наиболее значительных затрат.
На первоначальном этапе доля
российской комплектации будет составлять
5-7%. Однако в связи с удорожанием импорта
учредители СП изучают возможность
существенного увеличения доли российской
комплектации.
С этой целью в течение 2,5 лет
предполагается создать до 20 совместных
производств комплектующих для "Нижегород
Моторс". При этом западные фирмы могут
организовывать в РФ свои дочерние
предприятия со стопроцентным участием,
создавать СП, брать цеха в аренду у АО "ГАЗ"
или его российских смежников. Кроме того,
российские смежники АО "ГАЗ" могут
создавать СП и без прямого участия
автозавода.
В настоящее время американская
компания LEAR уже начала выпуск сидений для
автомобилей "ГАЗ-3110 Волга" на
арендованных у автозавода площадях. Кроме
этого, LEAR подготовила производство сидений
для автомобилей "FIAT-Siena", которые будет
выпускать "Нижегород Моторс" с объемом
инвестиций более $ 3 млн.
"ГАЗ" завершает также
переговоры с фирмами Venture, Lukas, Gruppo Magnetto и
рядом предприятий Нижегородской области о
создании нескольких СП по производству
систем охлаждения тормозов, пластмассовых
деталей, электрооборудования.
GENERAL MOTORS. Корпорация General Motors (GM)
намерена начать переговоры с рядом
российских предприятий о возможности
создания в России производств
комплектующих для выпуска своих
автомобилей в РФ.
Российский лидер в производстве
легковых автомобилей АО "АвтоВАЗ" (г.
Тольятти, Самарская обл.) в ближайшие месяцы
намерен подписать инвестиционное
соглашение по проекту создания совместного
с GM производства автомобилей Opel Astra. Между
тем, как сообщил вице-президент GM Дэвид
Херман (David J.Herman), в связи с финансовым
кризисом в России график развития этого
проекта будет скорректирован.
По мнению Д. Хермана, более-менее
существенные объемы продаж у нового
предприятия могут появиться не ранее, чем
через 3 года. При этом примерно к 2004 году
стоимость автомобиля Opel Astra, производство
которого предполагается начать в Тольятти,
не должна значительно превышать $ 10 тыс. Для
этого в производстве "российского"
автомобиля Opel Astra предполагается
максимальное применение российских
комплектующих.
СП, которое планируют создать при
равном долевом участии GM и "АвтоВАЗа",
потребует на начальном этапе инвестиций в
размере DM 127 млн.
Предполагается, что производство
Opel Astra в Тольятти начнется с опытно-промышленной
партии в 1 тыс. штук автомобилей, собираемых
по "отверточной" технологии. Объем
производства будет наращиваться до 35 тыс.
автомобилей в год с одновременным
освоением производства комплектующих в
России.
С 2005 года выпуск адаптированного
к условиям России Opel Astra может составить 150
тыс. штук в год при полном освоении
комплектующих российскими заводами.
Тем не менее стороны отмечают,
что препятствием к подписанию генерального
соглашения о создании СП является высокая
себестоимость новой модели. Одним из
технических решений по ее снижению станет
применение "вазовской" трансмиссии на
первых собранных "Астрах".
RENAULT. Французский концерн Renault и
правительство Москвы в июне 1998 года
подписали учредительные документы по
созданию СП "Автофрамос" по сборке
легковых автомобилей Renault Megane Classic на
производственных мощностях завода АО "Москвич"
и 1-го Московского часового завода.
Общая стоимость проекта
составляет $ 420 млн. В настоящее время каждая
из сторон уже внесла в проект по $ 70 млн.
Правительство Москвы
обеспечивает свое участие в СП бывшими
заводскими площадями АО "Москвич" и 1-го
Московского часового завода, а Renault -
инвестициями.
Проектная мощность автозавода
составит 120 тыс. автомобилей в год.
Планируется, что на первом этапе сборка
автомобилей будет производиться из
импортных комплектующих. Кузова для этих
автомобилей производятся на одном из
французских заводов в городе Bursa. К июлю 1999
года планируется построить цех для
покраски автомобилей стоимостью $ 50 млн и
уже к 2005 году начать производство кузовов
на площадях московского завода. В
дальнейшем 70-80% узлов и агрегатов будет
производиться на российских предприятиях.
Кроме того, Renault надеется освоить
на "Автофрамосе" производство седана
на базе хэтчбека Clio. Выпуск этой машины
планируется начать до 2000 года.
Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев
признал, что по срокам начала т.н. "отверточной
сборки" произошли сбои (ранее
предполагалось, что первый автомобиль Renault
Megane Classic будет выпущен в октябре 1998 года). Он
пояснил, что из-за финансового кризиса до
сих пор не подписано распоряжение
правительства РФ о предоставлении СП
таможенных льгот по ввозу комплектующих.
Вместе с тем он заявил, что премьер-министр
РФ Евгений Примаков поддержал инициативу
столичных властей, и такой документ вскоре
будет выпущен. По его словам, освобождение
на 3 года "Автофрамоса" от уплаты
таможенных сборов позволит за счет
реализации продукции на внутреннем рынке
привлечь в федеральный бюджет порядка 1,5
млрд рублей.
Уже в 1999 году на "Автофрамосе"
планируется выпустить 3 тыс. автомобилей
Renault. Дата выпуска первого автомобиля Renault
будет определена в конце января 1999 года.
Предположительно, первый Renault Megane будет
выпущен 20 марта 1999 года.
Ориентировочная стоимость
автомобиля Renault российской сборки составит
$ 14 тыс.
Говоря о перспективах "Автофрамоса",
В. Шанцев отметил, что на следующем этапе,
который начнется в 2005 году, будет налажен
выпуск принципиально новой модели,
адаптированной к российским дорогам,
которая будет стоить примерно $ 9-12 тыс.
FORD. Американская компания Ford в
связи с финансовым кризисом в России
пересматривает некоторые детали проекта
организации сборочного автозавода на
мощностях предприятия "Русский дизель"
в г. Всеволожске (Ленинградская обл.), но не
отказывается от этого проекта.
Согласно проекту, на первом этапе
предприятие должно выйти на уровень
производства 25 тыс. автомобилей в год, а
также освоить сварку и окраску кузовов. К
концу первого года работы СП доля
российских комплектующих должна будет
составлять не менее 10% от себестоимости
автомобиля. В дальнейшем предполагается
наладить в Ленобласти производство не
менее 50% комплектующих. В компании Ford
подтвердили, что продолжают поиск
российских производителей, с которыми
можно было бы заключить долгосрочные
договоры на 5 лет. Предполагается, что за
этот срок СП должно выйти на проектную
мощность, которая, согласно бизнес-плану Ford,
должна составить 150 тыс. автомобилей в год.
Объем предполагаемых инвестиций с
американской стороны в создание этого
производства составит $ 150 млн. При этом
ожидается, что компании Ford будет
принадлежать до 80% уставного капитала СП.
Через пять лет после ввода завода в строй
налоговые отчисления СП в бюджеты всех
уровней должны составить около $ 300 млн в год.
SKODA AUTO. СП по выпуску чешских
автомобилей Skoda Felicia будет создано на базе
Ижевского автомобильного завода (АО "Ижмаш")
в Удмуртии. Руководство "Шкода-Авто"
считает российский рынок очень
перспективным и намерено на российском
рынке повторить успех, которого чешские
автомобилестроители добились благодаря
объединению с германским концерном Volkswagen.
Соглашение о намерениях создания СП по
выпуску легковых автомобилей в городе
Ижевске было подписано в декабре 1998 года
между АО "Ижмаш" и фирмой "Шкода-Авто".
В проекте также участвуют "Межрегиональный
инвестиционный банк" (Москва) и "Инвестиционный
почтовый банк" (Прага).
Инвестиционное соглашение в
рамках создания СП должно быть подписано до
31 мая 1999 года, и в этом же году должна
начаться реализация проекта.
На первом этапе предполагается
наладить сборку нескольких тысяч
автомобилей "Шкода-Фелиция" на АО "Ижмаш".
Концерн "Шкода-Авто" будет обладать
большей долей в уставном капитале СП (по
некоторым сведениям 51% - ИФ), в создание
которого она предполагает вложить 9 млрд
чешских крон (DM 500 млн). Эти инвестиции
позволят в течение нескольких лет наладить
выпуск порядка 80 тысяч автомобилей "Шкода"
в год. В дальнейшем планируется увеличить
мощность производства до 170 тыс.
автомобилей в год и освоить выпуск новой
модели автомобиля.
Руководство АО "Москвич"
заявило, что в следующем году состоятся
четыре автопробега автомобилей
московского автозавода по территории СНГ
(за последние два года бывший АЗЛК уже
провел два автопробега - Москва-Омск и
Москва-Владивосток). Новые автопробеги
стартуют в разных городах СНГ и завершатся
в Москве в день, когда будет праздноваться
70-летие "Москвича" (6 ноября 1930 года
завод КИМ, впоследствии АЗЛК, выпустил
первый автомобиль). Планируется, что
автопробеги пройдут по маршрутам Мурманск-Москва,
Астрахань-Москва, Владивосток-Москва и
Севастополь-Москва. В них примут участие
автомобили "Святогор", "Князь
Владимир" и "Иван Калита"
"Ижмаш" и американская
компания KMW подписали соглашение о
сотрудничестве, которое предусматривает,
что KMW подберет и адаптирует двигатели
производства компаний Nissan, Toyota и General Motors
объемом 1600 куб. см (заднеприводной и
передеприводной варианты) для пикапа Иж-27171.
Все работы будут производиться на базе "Ижмаша".
После адаптации двигателей будет
разработан план дальнейшей работы по
доведению Иж-27171 для поставок на
американский рынок. KMW получила
исключительное право представлять
интересы "Ижмаша", в частности его
дочернего предприятия "Ижмашавто", на
рынках США. Кроме того, KMW выполнит работы по
усовершенствованию новой модели
спортивного мотоцикла "Эндуро"
производства "Ижмаша" в целях его
подготовки для продажи на рынках США и
России. В США может быть востребовано до 10
тыс. "Эндуро" в год.
В первом квартале 1999 года АО ГАЗ
выпустило 60 084 автомобиля, что на 4,4%
превышает объем производства за
аналогичный период 1998 года. Как сообщил
советник президента АО ГАЗ Геннадий
Суворов, производство легковых автомобилей
в январе-марте составило 31 587 штук - на 3,7%
больше, чем в первом квартале 1998 года (Коммерсантъ-Daily,
1999, 2 апреля. - C.8).
Волжский автозавод объявил о
намерении ввести новую форму продажи своих
машин - обмен старой машины на новую с
доплатой
В развитых странах схема приемки
старых автомобилей в зачет оплаты новых
применяется очень широко. Как правило, в США
и Европе таким образом приобретается более
50% новых автомобилей, а в Японии - вообще
более 80%. При этом подержанная машина
покрывает стоимость новой на 30-50%. В России
таким бизнесом пока занимаются лишь
считанные автоторговцы. Схема такова:
владелец подержанной машины пригоняет свой
автомобиль официальному дилеру
предприятия. Тот оценивает машину и
принимает ее в оплату новой. Старый
автомобиль проходит полное
техобслуживание, при необходимости
ремонтируется - и выставляется на продажу.
Ясно, что цены, по которым ВАЗовские
техцентры станут приобретать машины, будут
ниже, а продажные цены отремонтированных
автомобилей - выше среднерыночных: к
посреднической марже ВАЗа прибавится
стоимость техобслуживания и ремонта.
При сегодняшнем уровне цен
сделка будет выглядеть так: продавец сдает
дилеру свою трехлетнюю "шестерку" рыночной
стоимостью в 1500 долл., ее оценивают в 1000 долл.
Доплатив еще 2200 долл., (расчеты
производятся, разумеется, в рублях по
текущему курсу) клиент получает новую ВАЗ-2106.
После техобслуживания старую машину
выставляют на продажу примерно за 1700 долл.
Разумеется, здесь приведены
ориентировочные цены - размер доплаты
зависит от состояния конкретного
автомобиля и условий обмена. К примеру, сдав
подержанную "десятку", можно будет
получить новую "шестерку".
От такого обмена выигрывают и
завод, и потребители его продукции.
АвтоВАЗ получает прибыль с произведенной
машины по несколько раз - и в момент
первичной продажи, и в момент перепродажи.
Кроме того, это неплохой способ
стимулирования сбыта в переживающей
финансовый кризис стране - взять с
покупателей по 2 тысячи долл. за две машины (новую
и старую) проще, чем продать один автомобиль
за 4 тысячи долл. Владельцы старых
автомобилей избавляются от хлопот,
связанных с подготовкой машины к продаже и
поиском покупателя. Правда, свобода
автовладельца ограничивается: он может
купить только ВАЗовский новый автомобиль.
Выгодна эта схема и покупателю подержанной
машины - он получает не "кота в мешке" с
неизвестным набором неисправностей, а
автомобиль, подготовленный к продаже
вазовскими специалистами.
Волжский автозавод 29 марта увеличил
продолжительность рабочей недели на 5 часов
и теперь сможет выпускать дополнительно
более 3 тыс. автомобилей в месяц.
Наращивание объемов производства связано с
ростом спроса на отечественные легковые
автомобили, прежде всего "Жигули" и "Лады".
Автомобили германского концерна
начнут собирать в Калининграде в июле
Автомобиль BMW - роскошь даже для
богатого россиянина. Особенно если он пятой,
не самой дешевой, серии и может быть куплен
в Москве не меньше чем за 80 тыс. долл., а в
пристойной комплектации - и за все 100 тыс.
Гораздо приятнее тот же автомобиль
приобрести за 50 тыс. долл. Именно по этой
цене с лета пообещали продавать "пятерку"
BMW руководители калининградских
предприятий "КИА-Балтика" и "Автотор",
на чьих мощностях в июле должна начаться
сборка этих машин. Правда, официальное
сообщение и торжественное подписание
соглашения о совместной деятельности
представители германского концерна и
калининградских предприятий наметили на 8
апреля в Москве. Но уже в начале этой недели
гендиректор "Автотора" Валерий
Соколов рассказал о некоторых подробностях
проекта.
Итак, в Калининграде с лета будут
собираться BMW, а чуть позже (когда - пока
неясно) - Landrover Defender. Напомним, что в 1994
году мюнхенский концерн за 2,3 млрд. немецких
марок купил британскую Rover Group, производящую
марки Rover и Landrover. Плановая мощность
сборочного производства - 10 тыс.
автомобилей в год. Видимо, впечатленный
этой цифрой (даже в лучшие времена
российский рынок не "проглатывал"
такого количества новых BMW), Соколов в
Калининграде высказал предположение, что
после пуска производства поставки
автомобилей из Германии прекратятся. Но
представители BMW в Москве этого не
подтвердили, сообщив газете "Время",
что модели других серий, не собираемых в
Калининграде, будут импортироваться по-прежнему.
По словам Соколова, на первом
этапе баварский концерн намерен
инвестировать в проект 50 млн. немецких
марок. Этих средств хватит для создания
сварочных и покрасочных цехов. Кроме того,
германская сторона будет финансировать
подготовку специалистов и создание
дилерской сети в России. Обучение уже
прошли 25 человек. В конце апреля еще две
группы рабочих поедут на два месяца в
Германию. На прошлой неделе в Калининград
из Германии доставлен автомобиль,
предназначенный для обучения сборщиков.
Специалисты более высокой квалификации
будут проходить переподготовку в Москве и
Мюнхене. Но начало сборки немецких
автомобилей не означает отказа от выпуска
корейских. Как утверждает Соколов, выпуск
автомобилей Kia в Калининграде будет
продолжен. До августовского кризиса "Автотор"
продавал около 600 машин в месяц. В апреле
планируется собрать 90 автомобилей, а к
середине года - увеличить производство до 250
машин в месяц .
|