On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Бюджетный дефицит и государственный долг в мировой экономике

Характерной чертой современного этапа является рост размеров бюджетных дефицитов. Так, в США за 1960-1969 гг. общая сумма дефицита составила 65,7 млрд. дол., за 1970-1979 гг.-366,5 млрд. и за 1980--1988 гг.-1444,8 млрд. дол. Таким образом, за последнее десятилетие размер дефицита федерального бюджета превысил общую его сумму за всю историю страны. В отдельные годы, как, например, в 1986 финансовом году, бюджетный дефицит достигал 221,2 млрд. дол. Значительно возросла доля дефицита по отношению к валовому национальному продукту США. Если в 60- годах она составляла около 1°/о. то во второй половине 80-х годов-превысила 5%. В Италии бюджетный дефицит в 1995 г. достиг 123,8 трлн.

Огромные бюджетные дефициты наряду с традиционными последствиями-ростом государственных долгов, налогов, стимулированием инфляции, т. е. усилением процессов перераспределения национального дохода в пользу монополистического капитала за счет трудящихся,--порождают новые явления.

Крупные заимствования на рынке ссудных капиталов, к которым вынуждены прибегать государства для покрытия бюджетных дефицитов, резко взвинчивают ссудный процент- В США, например, в начале 80-х годов он поднялся до ростовщического уровня-20%, в конце этого десятилетия составлял 11%. в Ве-ликобритании-13%. Высокие ставки усиливают напряжение рынка ссудных капиталов.

В то же время на непроизводительные цели, главным образом военные расходы, изымается значительная часть накоплений (сбережений населения, прибавочной стоимости капиталистов), идущих обычно на производственное инвестирование, расширение и обновление основных фондов. Поглощение бюджетными дефицитами инвестициояного капитала ухудшает условия получения средств предпринимателями, ведет к снижению темпов экономического роста, препятствует созданию новых рабочих мест. Последствием этого является замедление рассасывания безработицы.

Особенно тяжелые последствия, имеющие международный характер, вызывают огромные бюджетные дефициты США. Высокий ссудный процент аедет к' значительному оттоку капяталов из Западной Европы и других стран в США, усиливает их экономические и социальные трудности. Только за 1991- 1994 гг. в США поступило из-за границы 920 млрд. дол. Значительная часть этих средств вкладывалась в облигации государственных займов и тем самым служила источником покрытия бюджетных дефицитов, т. е. финансирования военных расходов. Повышение ставки ссудного процента тяжело отражается также на развивающихся странах. Помимо отлива капитала из этих стран это ведет к росту их выплат по международной задолженности.

В свою очередь интенсивный приток иностранного капитала и США. в основе которого лежит бюджетный дефицит, наряду с рядом положительных факторов обернулся для них превращением из страны-кредитора в крупного мирового д.олжника. Чистая внешняя задолженность США к концу 1995 г. достигла по оценкам западных экономистов 800 млрд. дол. Значительные масштабы все увеличивающейся внешней задолженности несут серьезную угрозу для экономики страны, ее платежного баланса. Они ведут к зависимости. США от притока частного иностранного капитала. Основными методами покрытия бюджетных дефицитов служат выпуск государственных займов я эмиссия кредитных денег. Однако оба эти источника дают в конечном счете отрицательный эффект. Выпуск государственных займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц-покупателей займов, отвлечение крупных средств от их производительного использования. Что касается эмиссии кредитных денег в целях покрытия бюджетного дефицита, то она еще больше усиливает присущую современному капитализму инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тя/кслые последствия в сфере экономики и социальных отношений.

Буржуазные правительства предпринимают попытки уменьшить бюджетный дефицит. Наиболее радикальным средством для этого должно стать сокращение расходов на милитаризм. Однако военно-промышленные монополии, играющие важную роль в экономике и политике капиталистических государств. оказывают большое сопротивление, видя в этом серьезный удар по получаемым прибылям. Поэтому буржуазные правительства идут по пути сдерживания роста, а в ряде случаев и прямого сокращения затрат на социальные цели. Под флагом оздоровления финансов, «экономии», уменьшения бюджетного дефицита проводится наступление на жизненный уровень трудящихся. В США в декабре 1985' г. конгресс принял «Закон о сбалансировании бюджета», который определяет срок и механизм ликвидации бюджетного дефицита. Однако сохранение в бюджете исключительно высокого для мирного времени уровня военных расходов нс дало до конца истекшего десятилетия каких-либо реальных результатов. Проведенный позднее пересмотр графика ликвидации бюджетного дефицита предусматривает ежегодное его сокращение с целью полной ликвидации к 1993 финансовому году. В случае если не удастся достичь контрольных цифр сокращения дефицита в соответствующем году, закон предусматривает осуществление процедуры «секвестра», позволяющей пропорцнонально сократить расходы по всем статьям одновременно. Некоторого снижения бюджетных дефицитов в результате проводимых экономических и финансовых мероприятии удались добиться правительствам Вслнкибритании и ФРГ.

Бюджетная политика является частью финансовой политики буржуазного государства. Она определяется рядом факторов и задач, важнейшими из которых выступают экономическая и финансовая политика, проводимая в данное время государством.

Государственный долг нарастает высокими темпами. За последние 80 лет совокупная сумма государственного долга США увеличилась почти в 800 раз, Великобритании-почти в 600 раз. Государственный долг возрастает как в периоды экономического подъема, так и в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры. Если рассмотреть динамику федеральной задолженности за длительный период, то она нс остается стабильной. Так, в США дол к государственного долга в 3945 г.В 80-е годы тенденция к росту доли государственного долга в валовом национальном продукте увеличилась и в !987 г. составляла 43%. В ФРГ удельный вес государственного долга значительно меньше и ВНП, чем в США, Японии, Великобритании, и составляет около 40%.

Наивысший показатель задолженности среди всех развитых капиталистических стран имеет Италия, государственный долг которой приблизился в 1988 г. к сумме валового национального продукта страны; второе после Италии место заняла Япония, где доля государственного долга к сумме валового национального продукта превысила 80%.

Негативное влияние на экономику и большей степени оказывает не сам накопленный государственный долг, а проценты,затрачиваемые государством но его обслуживанию. В ряде странв отдельные периоды сумма процентов по займам превышала суммy дефицита бюджета.

Значительно также возросло значение займов в звене местные финансы, где они служат все более важным средством покрытия расходов местных бюджетов. Рост местного хозяйства,стремление больше использовать местные финансы в интересахмонополистического капитала, решения общенациональных задач при существующей узкой базе местных доходов заставляют местные власти все чаще обращаться к займам. Размеры эмиссии кредитных обязательств систематически увеличиваются. В результате темпы роста местной задолженности нередко опере- жают увеличение долга центральных властей. Происходит возрастание удельного веса местной задолженности в общей сумме долга центральных и местных органов власти. Местный кредит становится все более важным элементом системы местных финансов.

Широко используются займы государственными предприятиями. Преследуемые этими предприятиями задачи по оказанию поддержки монополистического капитала и проводимая отсюда политика цен на реализуемую ими продукцию и услуги обусловливают сравнительно низкий уровень их доходности. В отличие от частнокапиталистических предприятий монопольная прибыль не является целью их деятельности. Поэтому при финансировании капита-ловложений для модернизации, расширения этих предприятий основная часть средств привлекается с помощью займов. Они регламентируются и гарантируются правительствами и представляют собой часть общегосударственного долга. Нередко займы выступают также источником формирования специальных правительственных фондов.

Государственные займы тесно связаны с налогами. Их погашение, процентные платежи осуществляются в значительной мере за счет новых налогов. Как отмечал К. Маркс, «займы позволяют правительству покрывать чрезвычайные расходы таким образом, что налогоплательщик не чувствует сразу всей тяжести последних, но те же займы требуют.Наряду с внутренними займами существуют внешние займы. Правом их выпуска обладают только центральные власти. Внешние займы связаны с платежным балансом страны и нередко используются для покрытия его дефицита.

Распространенным методом мобилизации средств является также эмиссия бумажных, а з настоящее время кредитных денег. Право эмиссии принадлежит центральным властям, которые прибегают к этой мере в случаях, когда налоговые поступления не покрывают расходы государственного бюджета, а на рынке ссудных капиталов складывается конъюнктура, нс благонриятная для выпуска новых займов. Эмиссия кредитных денег, преследующая задачу покрытия дефицита государственного бюджета, ведет к усилению инфляции, инфляционных процессов. Выпуск денег, не связанных с потребностями хозяйственного оборота, вызывает дальнейшее переполнение каналов обращения избыточной массой денежных знаков.

Инфляция, тяжело отражающаяся на экономике и особенно на всей социальной сфере, приводит к тому, что капиталистические государства в обычных условиях стараются нс прибегать к прямому использованию эмиссии кредитных денег-наиболее быстрому и легкому пути получения необходимых средств. Эмиссия денег заменяется выпуском займов. Однако в нынешних условиях государственные займы, легко превращаемые их владельцами в наличные деньги, выступают в свою очередь нобулителем инфляции. Займы, хотя и в несколько меньших пропорциях, а также большей растянутостью во времени, чем бумажноденежная эмиссия, оказывают значительное воздействие на переполнение денежного обращения излишними для обращения средствами.

Инфляция, с помощью которой происходит дополнительное перераспределение национального дохода в интересах монополистического капитала, всей своей тяжестью ложится на широкие слои трудящихся, сокращая их реальные доходы, объем потребления, удовлетворение наиболее насущных потребностей.

Специализация кредитов в период борьбы буржуазии за власть помогала парламенту контролировать финансовую деятельность правительства, расширяла его права, В условиях современного капитализма, когда правительство стремится возможно больше ограничить бюджетную инициативу, ослабить действенность контроля, специализация кредитов соблюдается все менее строго. Отдельные ведомства главным образом военные получают особые полномочия по передвижке средств внутри смет, использованию ресурсов в результате так называемой бюджетной экономии, открытия кредитов до утверждения бюджета парламентом.

В случае когда расходы по своему размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. Превышение доходов над расходами образует излишек, который обычно идет на покрытие государственного долга или другие нужды. В эпоху промышленного капитализма государственный бюджет в большинстве случаев сводился с излишком. Это создавало определенную устойчивость государственных финансов, денежного обращения, позволяло иметь в обороте золотые монеты, на которые разменивались банкноты, сравнительно постепенно увеличивать налоговое обложение. К. Маркс, анализируя сущность государственного бюджета, писал, что «в каждом бюджете основным вопросом является соотношение между его приходной и расходной частью, подведение баланса в виде излишка или дефицита, что является основным условием, определяющим сокращения или увеличения налогового обложения в стране».

Империализм резко ухудшил состояние бюджетов. Значительно участились дефициты, означающие превышение расходов бюджета над его доходами. Если до начала XX в. финансовые теории исходили из принципа сохранения баланса бюд- жета, максимального сокращения расходов, возможно более редкого обращения к займам, то эпоха империализма, и особенно общего кризиса капитализма, внесла глубокие изменения.

На современном этапе истории капитализма бюджетный дефицит превратился в характерную черту, постоянное явление государственных финансов. Одной из причин этого является дальнейшее обострение коренных противоречий капитализма. В то же время важнейшим фактором бюджетных дефицитов выступает высокий уровень расходов на милитаризм. Большие военные расходы, представляющие собой непроизводительную растрат колоссальных средств, тяжелым бременем ложатся на всю финансовую систему капиталистических государств.

Они резко увеличивают общий объем бюджетов, заставляют правительства изыскивать источники их покрытия.Одним из последствий этого является процесс налоговой эксплуатации широких слоев населения, введение новых и повышение действующих налогов. Бремя прямых и косвенных налогов постоянно растет. Однако на налоговые поступления влияет ряд факторов. Помимо сопротивления трудящихся, а нередко и других слоев населения, значительное влияние оказывает состояние экономики, которое в эпоху общего кризиса капитализма характеризуется резкими циклическими колебаниями, периодическими спадами, большой хронической недогрузкой производственных мощностей, высоким уровнем безработицы. Все это сужает базу обложения, препятствует росту налоговых поступлений. Кроме того, увеличение налогового обложения трудящихся приводит к падению их покупательной способности,сокращению потребления и, следовательно, к обострению проблемы реализации в целом, усилению противоречии общественного воспроизводства.

Таким образом, наблюдается систематическое отставание доходов от растущего объема расходов, порождающее постоянные бюджетные дефициты. Современному периоду капитализма присущи несбалансированность бюджетов, общее ослабление устойчивости государственных финансов, их большая напряженность. Действительно, если в США-крупнейшей стране капиталистического мира-за период с 1920 по 1940 г. бюджет федерального правительства сводился с дефицитом 10 раз, то с 1950 но 1970 г.- 17 раз. Начиная с 1970 г. ни один бюджет федерального правительства США не имел положительного сальдо. Значительно участились бюджетные дефициты и в других имиериалистичсских странах. В Великобритании, например, за последние 25 лет лишь три бюджета были сведены без дефицита, в Италия - ни одного, в ФРГ-два.

Назад       Главная       Вперёд