On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

б) порядок возбуждения и рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде. Процедуры, применяемые к несостоятельно му должнику

Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности является заявление одного из следующих лиц: должника, кредитора (кредиторов), прокурора (ст. 4 Закона о несостоятельности). По ини­циативе других лиц, в том числе по инициативе суда, дело о несостоя­тельности не может быть возбуждено.

Заявление, поданное должником, в отличие от заявлений кре­диторов и прокурора, не может быть им отозвано и подлежит рас­смотрению арбитражным судом по существу.

Большинство дел в арбитражных судах в связи с несостоятель­ностью возбуждаются по заявлениям кредиторов как главных заин­тересованныы лиц в начале производства. В соответствии с поста­новлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 право высту­пать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности предприятий вне зависимости от их организаци­онно-правовой формы и формы собственности в случае неисполне­ния предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюд­жет или внебюджетные фонды предоставлено Федеральному управ­лению по делам о несостоятельности (банкротстве).

Заявление кредитора, так же как и заявление должника, может содержать ходатайство о проведении реорганизационных процедур (внешнего управления имуществом должника или санации) с целью восстановления платежеспособности должника.

С заявлением о возбуждении производства по делу о несостоя­тельности вправе обратиться в арбитражный суд также прокурор. Однако такое обращение может иметь место только в случае обнару­жения прокурором признаков умышленного или фиктивного бан­кротства, а также в других случаях, предусмотренных законодатель­ными актами.

Дела о несостоятельности (банкротстве) подведомственны и подсудны арбитражным судам по месту нахождения должника (п. 3 ст. 22, ст. 28 АПК).

На основании заявления должника, кредитора или прокурора судья арбитражного суда единолично возбуждает производство по делу о несостоятельности, о чем выносит определение, которое на­правляет должнику, кредитору (кредиторам) и прокурору, а также трудовому коллективу предприятия-должника в лице органа, подпи­савшего коллективный договор.

Для возбуждения производства по делу о несостоятельности и его рассмотрения необходимо, кроме установления внешнего признака несостоятельности - приостановления текущих платежей, что­бы требования кредиторов к должнику в совокупности составляли сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, устано­вленных законом.

Дела о несостоятельности рассматриваются арбитражным су­дом коллегиально в составе трех судей (ст. 14 АПК).

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

- о признании должника несостоятельным и открытии кон­курсного производства, если в ходе судебного разбирательства будет установлено наличие как внешних, так и сущностных признаков не­состоятельности ;

- об отклонении заявления о возбуждении производства по де­лу о несостоятельности, если в ходе судебного разбирательства выяв­лена фактическая состоятельность должника и требования кредито­ров могут быть удовлетворены.

Если в заявлении должника или кредитора содержится ходатай­ство о проведении реорганизационных процедур (внешнего управле­ния имуществом должника или санации) и имеются основания для их проведения (т. е. имеется реальная возможность восстановить плате­жеспособность должника), то арбитражный суд выносит определение о приостановлении производства по делу о несостоятельности и про­ведении внешнего управления имуществом должника или санации.

В отношении несостоятельного должника применяются сле­дующие процедуры: реорганизационные, ликвидационные и миро­вое соглашение. Закон допускает применение также внесудебных процедур.

Реорганизационные процедуры - это процедуры, направленные на поддержание деятельности и финансовое оздоровление предприя­тия-должника с целью предотвращения его ликвидации. К ним отно­сятся внешнее управление имуществом должника и санация.

Внешнее управление имуществом должника - это реорганиза­ционная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заяв­лению должника, собственника предприятия-должника или креди­тора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функ­ции по управлению предприятием-должником арбитражному управ­ляющему.

Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осущест­вления других организационных и экономических мероприятий, на­пример, ликвидации убыточных производств, сокращения числен­ности работников и т. п.

На период проведения названной процедуры, который не мо­жет превышать 18 месяцев, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Такая отсрочка исполнения требований кредиторов к должнику устанавливает льготный режим хозяйствования для неплатежеспособного предприятия и направле­на на защиту его интересов.

Органами, осуществляющими внешнее управление имуществом должника, являются собрание кредиторов и арбитражный управляю­щий. Собрание кредиторов выполняет следующие функции: утверж­дает план проведения внешнего управления имуществом должника; может образовать комитет кредиторов и определить его функции; определяет размер вознаграждения арбитражному управляющему; выполняет другие функции, предусмотренные Законом о несостоя­тельности.

Ключевой фигурой проведения внешнего управления иму­ществом должника является арбитражный управляющий, назначае­мый арбитражным судом.

Арбитражный управляющий выполняет следующие функции: руководит предприятием-должником; распоряжается его имуществом; назначает и увольняет работников предприятия-должника, в том чис­ле отстраняет при необходимости руководителя от выполнения обя­занностей по управлению предприятием-должником; разрабатывает план проведения внешнего управления имуществом должника и орга­низует его выполнение; созывает собрание (комитет) кредиторов; вы­полняет другие функции, предусмотренные Законом о несостоятель­ности.

Итогом деятельности арбитражного управляющего является за­явление о завершении внешнего управления имуществом должника, подаваемое им в арбитражный суд. Заявление подается в случаях, ес­ли цель внешнего управления имуществом должника достигнута, т. е. его платежеспособность восстановлена, или если арбитражный управляющий пришел к выводу, что достижение этой цели невоз­можно. Оба случая могут иметь место до истечения срока, на кото­рый назначена процедура.

По результатам внешнего управления и характеру заявления арбитражного управляющего арбитражный суд выносит одно из сле­дующих решений:

- о завершении внешнего управления имуществом должника и прекращении производства по делу о несостоятельности юридическо­го лица, если цель внешнего управления имуществом должника до­стигнута и его платежеспособность восстановлена,

- о прекращении внешнего управления имуществом должни­ка, признании должника несостоятельным и открытии конкурсного производства, если достижение цели восстановления платежеспо­собности должника невозможно,

- о продолжении проведения внешнего управления иму­ществом должника в пределах срока, предусмотренного для этого Законом (18 месяцев).

Другой реорганизационной процедурой является санация, за­ключающаяся в оказании предприятию-должнику финансовой по­мощи со стороны его собственника, кредиторов или иных лиц.

Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника для про­должения его деятельности путем оказания ему финансовой помощи.

Решение о санации принимается арбитражным судом при на­личии ходатайства со стороны должника, кредиторов, собственника предприятия или иных лиц. В заявлении могут содержаться список лиц, желающих участвовать в проведении санации, и необходимые сведения о них.

Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы и члены трудового коллектива этого предприятия.

Определив круг лиц, допущенных к проведению санации, ар­битражный суд выносит соответствующее определение. В семиднев­ный срок со дня вынесения названного определения участники са­нации должны провести собрание, на котором необходимо вырабо­тать соглашение, определяющее условия проведения санации. Обязательными условиями этого соглашения являются:

- обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки. В частности, по истече­нии 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не ме­нее 40% от общей суммы требований кредиторов. Участники сана­ции обязаны выполнить принятые обязательства перед кредиторами в полном объеме и несут за их выполнение солидарную ответствен­ность, если соглашением не предусмотрено иное;

- продолжительность санации, которая не может быть более 18 месяцев. Однако арбитражный суд вправе по ходатайству участ­ников санации, за исключением случаев санации государственных или муниципальных предприятий, продлить срок ее проведения, но не более чем на 6 месяцев;

- согласованное участниками санации распределение между ними ответственности перед кредиторами;

- определение ответственности одного или нескольких участни­ков санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала.

Подписанное соглашение передается в арбитражный суд, кото­рый выносит определение о начале проведения санации в порядке и на условиях, определенных в соглашении.

В период осуществления санации арбитражный суд контролирует ее проведение и, в случае выявления нарушений закона или условий соглашения, может своим определением прекратить санацию.

В зависимости от причин ликвидации санации арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

- определение о завершении санации и прекращении произ­водства по делу о несостоятельности, если цель санации достигнута;

- решение о признании должника несостоятельным и об от­крытии конкурсного производства, если цель санации не достигнута.

Основной процедурой, применяемой к несостоятельному долж­нику, является его принудительная ликвидация. Она осуществляется в процессе конкурсного производства в случаях, когда финансовое со­стояние должника настолько безнадежно, что отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность или назначенная ар­битражным судом реорганизационная процедура не достигла цели.

Конкурсное производство - это процедура, направленная на ликвидацию несостоятельного должника путем распределения его имущества (конкурсной массы) между кредиторами.

Конкурсное производство имеет несколько целей: соразмерное удовлетворение требований кредиторов в определенной законом очередности; объявление должника свободным от долгов; охрана сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.

Решение арбитражного суда о признании должника несостоя­тельным и открытии конкурсного производства публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и доводится до сведения трудового коллектива, органов местного самоуправления, местных финансовых органов, банков и иных кредитных организаций, обслу­живающих должника.

Открытие конкурсного производства имеет ряд важных послед­ствий для должника и других участников конкурсного производства.

- запрещается отчуждение имущества должника, а также по­гашение им своих обязательств без согласия кредиторов,

- время исполнения всех долгов считается наступившим и тем самым, независимо от их сроков, требования всех кредиторов урав­ниваются между собой,

- ликвидируется начисление пени и процентов по всем видам задолженности должника,

- все претензии заявляются должнику в соответствии со спе­циальными правилами, установленными для конкурсного производ­ства,

- право управления и распоряжения имуществом должника переходит к должностному лицу конкурсного производства - кон­курсному управляющему. При этом руководитель предприятия-должника определением арбитражного суда отстраняется от выпол­нения обязанностей по управлению предприятием.

Реализация целей конкурсного производства лежит на органах конкурсного управления: собрании кредиторов и конкурсном управ­ляющем.

Кандидатуру конкурсного управляющего, квалификационные требования к которому аналогичны требованиям к арбитражному управляющему, выдвигает собрание кредиторов и утверждает арбит­ражный суд.

Центральное место в конкурсном процессе, возвышаясь над органами конкурсного управления, занимает арбитражный суд. Он не только контролирует деятельность собрания кредиторов и кон­курсного управляющего, но и существенным образом может влиять на ход конкурсного производства, открывая и закрывая его, откло­няя или удовлетворяя ходатайства сторон, вынося соответствующие решения (ст. 19 Закона о несостоятельности).

Порядок ликвидации имущества несостоятельного должника включает в себя два основных этапа:

1) формирование конкурсной массы и реализация имущества (обращение его в наличные деньги),

2) выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и удовлетворение их.

Конкурсная масса - имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства.

Основу для формирования конкурсной массы образует все имущество (активы) должника, указанное в бухгалтерском балансе.

Заключительным этапом формирования конкурсной массы яв­ляется реализация имущества, составляющего ее, в целях обращения в наличные деньги. Обращение имущества в наличные деньги осу­ществляется, как правило, посредством организации публичных торгов, что позволяет получить максимально возможную в данных условиях цену.

Параллельно процессу формирования конкурсной массы осу­ществляется процесс выявления требований кредиторов (пассива должника), подлежащих удовлетворению из денег, полученных от продажи имущества.

Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о не­состоятельности.

Проверка требований кредиторов завершает этап составления пассива должника. Вся совокупность требований, включенных в пассив должника, подлежит соразмерному удовлетворению в поряд­ке очередности, установленной ст. 25, 64 ГК РФ . Правила об очеред­ности удовлетворения требований кредиторов, установленные Зако­ном о несостоятельности, в части, противоречащей ГК РФ , не подлежат применению.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управ­ляющий представляет в арбитражный суд для проверки и утвержде­ния отчет о своей деятельности. К отчету прилагаются ликвидаци­онный баланс; документы об использовании средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов; декларацию о своих доходах и имущественном положении.

После утверждения отчета арбитражный суд выносит определе­ние о завершении конкурсного производства. Основным правовым последствием завершения конкурсного производства является осво­бождение должника от долгов.

Однако следует иметь в виду, что освобождение от долгов имеет практическое значение только в отношении индивидуального пред­принимателя (п. 4 ст. 25 ГК РФ ). Что же касается юридических лиц, то они по завершении конкурсного производства ликвидируются. На основании определения арбитражного суда о завершении конкурс­ного производства, направленного органу, осуществляющему госу­дарственную регистрацию юридического лица, оно исключается из государственного реестра юридических лиц. С этого момента юри­дическое лицо прекращает свое существование.

Мировое соглашение - процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рас­срочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов. Благодаря такому мирному урегулированию спора возможно предот­вращение ликвидации имущества несостоятельного должника.

Мировое соглашение может быть заключено на любом этапе производства по делу о несостоятельности. Оно может состояться лишь в отношении признанных требований кредиторов пятой оче­реди. Спорные требования, не признанные должником, арбитраж­ным или конкурсным управляющим, не могут быть предметом ми­рового соглашения.

Закон предусматривает также внесудебные процедуры в отноше­нии несостоятельных должников. Внесудебные процедуры являются способами, позволяющими должнику и кредиторам путем перегово­ров договариваться либо о продолжении деятельности предприятия-должника, либо о его добровольной ликвидации. Соответственно, ре­зультатами внесудебных процедур могут быть:

а) соглашение между кредиторами и должником об отсрочке и (или) рассрочке платежей или скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия-должника;

б) добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов и официальное объявление должником о своей несостоятельности.

До принятия нового Гражданского кодекса РФ понятия и признаки несостоятельности (банкротства) предприятия выводились из норм ст. 1 Закона о банкротстве. Данные признаки разделены на две группы: сущностные и внешние. К сущностным отнесены: неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), в том числе обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом. Второй самостоятельный состав сущностных признаков несостоятельности должника связан с неспособностью удовлетворить требования кредиторов по причине неудовлетворительной структуры его баланса. К внешним признакам несостоятельности (банкротства) отнесены: приостановление текущих платежей в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; приостановление платежей связано с тем, что должник не способен обеспечить выполнение этих требований кредитора. Однако существенные и внешние признаки банкротства являются предпосылочными, дающими суду право признать организацию несостоятельной (банкротом), в связи с чем юридически банкротство связано с решением арбитражного суда. Первая правоприменительная практика показала, что порой трудно признать предприятие несостоятельным (банкротом) по первому составу существенных признаков (неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в связи с превышением суммы его обязательств по отношению к имуществу). Как отмечает В. Витрянский, данная формула несостоятельности должника позволяет ему сколь угодно долго "водить за нос" своих кредиторов, создавая ситуацию своей неплатежеспособности и одновременно расходуя средства на свои собственные цели без учета интересов кредиторов [1]. Главное, что он в этих случаях не допускает превышения обязательств над активами, уходя тем самым от признаков банкротства.

При принятии нового ГК РФ законодатель, видимо, пытался учесть это обстоятельство и дал новую формулу несостоятельности (банкротства) юридического лица и индивидуального предпринимателя, в соответствии с которой они по решению суда признаются банкротами, если не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (ст. 25, 65). В то же время в п. 3 ст. 65 ГК указано, что основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Аналогичное положение содержится и в ст. 25 ГК, касающейся несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя. Таким образом, с одной стороны, в ст. 25 и 65 ГК формула банкротства представлена одним признаком - не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, а с другой - в этих же статьях содержится отсылка к Закону о несостоятельности (банкротстве), когда речь идет об основаниях признания судом этого обстоятельства как юридического факта. А ведь эти основания есть не что иное, как все сущностные и внешние признаки банкротства, указанные в данном Законе.

В итоге проблема легального закрепления понятия и признаков банкротства субъектов хозяйствования не получила своего четкого разрешения. Вследствие этого в арбитражной практике имеют место обращения кредиторов с заявлениями о признании должников банкротами лишь по основаниям, указанным в п. 1 ст. 65 ГК (не в состоянии удовлетворить требования кредиторов).

При формальном подходе можно, как видно, довольствоваться лишь внешними признаками банкротства. И тем не менее в практике арбитражных судов преимущественной является линия на оценку платежеспособности должника по сущностным и внешним признакам, указанным в ст. 1 Закона о банкротстве.

При анализе признака, связанного с неудовлетворительной структурой баланса должника, суды применяют критерии, указанные в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 года № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий": коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспечения собственными средствами, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Думается, что при внесении изменений и дополнений в Закон о банкротстве или принятии нового закона следовало бы конкретизировать формулу несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования, представленную в п. 1 ст. 25 и п. 1 ст. 65 ГК, исключив лишь критерий превышения обязательств должника над его имуществом, который содержится в ст. 1 Закона о банкротстве. При таком положении нельзя будет абстрактный признак несостоятельности (банкротства) должника, указанный в ГК, низводить до формального и единственного критерия оценки его несостоятельности. К сожалению, в проекте нового закона "О банкротстве (несостоятельности)" воспроизводится с терминологическими различиями лишь абстрактная формула банкротства, которая дана в ст. 25, 65 ГК РФ: "под банкротством (несостоятельностью) понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также обеспечить платежи в бюджет (внебюджетные фонды)" (п. 1 ст. 1). В п. 2 проекта закона указаны признаки внешнего банкротства. Сущностные же признаки банкротства вовсе отсутствуют. При доработке этого закона целесообразно, на наш взгляд, учесть высказанные соображения.

Назад       Главная       Вперёд