On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Большие дела малого бизнеса

Ирина ХАКАМАДА
Председатель Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства

Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства - молодое ведомство. Его появление означает, что возникла потребность изменения экономической политики со стороны государства по созданию конкурентной среды среди малых предприятий. С 1985 года, когда Горбачев провозгласил перестройку, с 1991 года, когда начались либеральные реформы, правительство главное внимание уделяло крупным предприятиям, эта политика и по сей день продолжается. Отсутствует демпинговая среда, которая могла бы поглощать излишнюю рабочую силу, формировать средний класс - основу стабилизации любого общества, могла бы противодействовать традиционной для нас монополизации экономики. Развитие малого бизнеса будет способствовать созданию нового потребительского спроса, снижать цены. Предприниматели гибко улавливают все новое, что происходит в мировой экономике, реализуют соответствующие малые технологии.

Поэтому, я считаю, задачей нашего Комитета является, в первую очередь, создание «правил игры», конкурентной среды для малого бизнеса, а не прямое кредитование предпринимательства, потому что это сделать невозможно.

Для меня приоритетом является усиление нормот-ворческой работы, направленной, в первую очередь, на государственное регулирование малого бизнеса. Нужно убрать все лишнее, оставить самое эффективное, что позволит вытащить малый бизнес из «серого» рынка, упростить все процедуры регистрации, лицензирования, оградить малые предприятия от произвола чиновников на местах, упростить систему налогообложения. Необходимо не только снизить налоговое бремя, но и упростить систему отчетности, а развитием малого бизнеса расширить налогооблагаемую базу. То есть, государство должно поставить перед собой цель не просто получить от малых предприятий деньги в бюджет за счет увеличения налогового бремени, а создать большую сеть малых предприятий, которые платили бы налоги. Поэтому в программе, закладываемой нами на два ближайших года, приоритетными являются эти задачи.

Сейчас серьезно обсуждается проблема упрощения регистрации, проведено несколько «круглых столов» по теме бизнес - бюрократия. В рамках этих мероприятий мы организовали дискуссии между представителями санэпиднадзора, пожарной инспекции, налоговой инспекции, с одной стороны, а, с другой - Ассоциацией предпринимателей, администрациями регионов. Итогом этого диалога станут подготовленные нами рекомендации: каким образом общаться чиновникам и бизнесу, чтобы они могли разговаривать, как цивилизованные партнеры, чтобы чиновник стал партнером бизнесмена на рынке, а не преградой.

Очень важна проблема налогообложения. Впервые, наконец-то, появляется согласованная позиция между Министерством экономики, Министерством финансов, Налоговой службой и нашим Госкомитетом. Общая наша цель: содействовать развитию малых предприятий численностью 15-20 человек. Идея следующая: в зависимости от площади предприятия и его профиля определяется базовая ставка налогов. Потом местными органами власти устанавливаются поправочные коэффициенты в зависимости от качества этой площади, ведь' она может приносить неодинаковый доход. После того, как возникли эти коэффициенты, федеральная власть устанавливает верхний и нижний пределы, чтобы не было перегибов при формировании налоговой политики.

Появляется один вмененный доход, и с этого дохода уже берется налог. Он может быть 10 и 20 процентов, это еще нужно просчитывать. Предприятие, раз в квартал заплатив эту фиксированную сумму, все остальное оставляет себе. В этом случае бизнесмен будет иметь возможность прогнозировать свою деятельность в зависимости от финансового положения. Упрощается сама уплата налога: один раз в квартал заплатил, все другие налоги исчезают, а их сегодня около 30. Остаются только социальные взносы в страховые фонды, потому что при переходе на индивидуальную систему страхования они станут необходимы на каждом предприятии.

Следующая проблема: бизнес и безопасность. Если мы изменяем налоговую систему, то автоматически давление криминала на малые предприятия должно уменьшиться. Ведь криминальные «крыши» приходят только в том случае, когда предприниматель уходит от закона, когда его есть чем шантажировать. Но все-таки есть и мелкий рэкет, который постоянно давит на малые предприятия. У них информация поставлена на высоком уровне! Они узнают о регистрации малого предприятия или предпринимателя и о первом приходе за кредитом в первый день и тут же появляются.

В этой ситуации нужно организовать коллективную систему безопасности. То есть мы будем стимулировать создание между ассоциациями предприятий и бизнес-центрами, которые предоставляют услуги в регионах предприятиям, заключение договоров с органами МВД или с частными системами охраны, работающими вместе с властью, систему коллективной защиты этих предприятий, предоставление «горячей линии», охрану при инкассировании денежных средств. Ведь за такие услуги малые предприятия в состоянии заплатить, только когда являются коллективными пользователями. По отдельности они не в силах создать каждый свою систему безопасности.

Еще очень сложная проблема - создание более-менее ассоциированных центров поддержки предпринимательства. Они в разных видах существуют в различных регионах. Это - бизнес-инкубаторы, бизнес-центры или ассоциации предприятий, предпринимателей, которые предоставляют юридические услуги, например, консультируют, как зарегистрировать предприятие, как заплатить налоги, предоставляют услуги по получению информации. В регионах побогаче пытаются сводить в компьютерной сети друг с другом предприятия, чтобы они могли отыскать партнера-покупателя или поставщика. Отыскать партнера на рынке сложно, а денег на рекламу у малого предпринимателя нет.

Эти центры серьезно занимаются обучением предпринимателей. За небольшую плату быстро научат, как создать предприятие, как вести бухгалтерский учет, как провести маркетинг, как обсчитывать бизнес-проекты. Сейчас таких центров очень много. Одни очень слабые, другие - посильней.

Цель комитета - провести в каждом регионе мониторинг, то есть установить, что там реально действует, попытаться сконцентрировать усилия администрации, фондов поддержки, соответствующих ассоциаций. Нужно организовать единый общественный центр, пусть даже не с одним юридическим лицом, который все это аккумулирует, создать информационную сеть. А Госкомитет будет передавать всю информацию о своей деятельности, нормотворческие инициативы, технологии, которые мы разрабатываем с приглашением экспертов по лизингу, франчайзингу, по подключению малых предприятий к государственным заказам, информацию о том, какие группы создаются для обучения предпринимателей за границей. Мы должны сделать эту систему информации максимально открытой и перенести работу в регионы, чтобы за счет малого бизнеса попытаться выровнять, хотя бы частично, экономический уровень в целом по России. Ведь то, что пригодно в Центре, не подходит для предприятий за Уралом, для Дальнего Востока. Стимулирование там рынка малых предприятий является серьезной проблемой, рынок там - более замкнутый. Не так уж легко везти туда товары или заниматься небольшим производством, получать запасные части и т.д., поскольку издержки на их транспортировку становятся чрезмерными.

И последняя проблема - кредиты, гарантии, увязка с международными кредитами, нахождение ца кредитном рынке национальных коммерческих банков - агентов по перераспределению этих рисков и активная работа Фонда. Министерство не должно напрямую заниматься кредитованием отдельных предприятий. Наша цель - совместно с Фондом создать открытый конкурс, прежде всего, в регионах. Понятно, что двигаться в Москву со своим бизнес-проектом для участия в конкурсе намного тяжелей, чем работать у себя в регионе. Мы ставим задачу разработать современную технологию. Например, написание бизнес-плана, который был бы адекватен требованиям, которые предъявляют и коммерческие банки и западные инвестиционные структуры, стоит 15-20 тысяч долларов. Причем этим занимаются консигнационные фирмы, которые не обладают соответствующим опытом, и таким образом просто зарабатывают легкие деньги. Малое предприятие заплатить указанную сумму не сможет никогда. Дай бог если оно найдет 5-10 тысяч долларов для стартового капитала. Поэтому мы ставим себе целью разработать очень простую методику написания бизнес-плана. Для этого совместно с европейским сообществом, его инфраструктурами мы намерены создать сильную региональную информационную сеть для того, чтобы через систему Интернет, спутниковую связь, через систему других современных информационных каналов напрямую общаться с нашими департаментами в регионах, с фондами поддержки, с ассоциациями, обмениваться опытом и в любой ситуации держать руку на пульсе. Сейчас же просто доходит до абсурда: факсами посылаются отдельные бумаги, почтой - пакеты тяжеловесных документов, тратятся на это кучи денег, из регионов едут со своими бумажками сюда, никто эту информацию обрабатывать не успевает. То есть, нужна сегодня очень сильная информационная программа.

По статистическим данным Госкомстата, с которым мы проводим большую работу, в 1998 году выйдет сборник по малому бизнесу, где будут опубликованы статистические наблюдения, например, будут сравнения уровня безработицы с количеством малых предприятий, связь между прямыми дотациями из бюджета регионов и формированием малого бизнеса, будет ясно, в каких условиях он формируется, независимо от государственной поддержки.

Вводится новая строка в отчетности Госкомстата - удельный вес малых предприятий во внутреннем валовом продукте. Делать это будет Госкомстат, подключая данные Госналогслужбы. Мы договорились создать для этого совместную рабочую группу.

По данным этой организации) за 9 месяцев увеличился экономический рост в малом - легальном! - бизнесе. Собираемость налогов оказалась равной 87 процентам. На данный момент удельный вес малых предприятий во внутреннем валовом продукте составляет около 12 процентов. Москва здесь - лидер. Если в целом по России 40 процентов бюджета дадут малые предприятия, то можно считать, что мы совершили российское чудо, 10 процентов насел-ения занято на предприятиях с образованием юридического лица и чуть побольше - предприниматели без образования такого лица. Это составляет 8 миллионов активного населения России, а если учесть индивидуальщиков, то около 12.

Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые. Необходимы новые типы самих предприятий, равно как и стимулирования их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создания бизнес-центров, обмена информацией, создания льготных кредитных линий и т.д. Тогда мы решим эту проблему и сможем довести в целом по России хотя бы до 25 процентов долю малых предприятий во внутреннем валовом продукте.




Литература - Общие темы - Основы экономической теории