On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Безопасность предпринимательской деятельности в регионе

В. А. АЛЕШИН доцент Л. ДЬЯКОНОВА

Предпринимательская деятельность невозможна без за­щищенности жизненно важных интересов предпринимателей от внутренних и внешних угроз. В обществе важное значение имеет экономическая безопасность, которая представляет систему условий, благоприятствующих эффективному росту эко­номики, ее способности удовлетворять потребности граждан, в том числе и в реализации экономических интересов Обес­печение экономической безопасности - компетенция госу­дарственных органов и отдельного человека.

Экономическая безопасность обеспечивается эффективно­стью экономики и защитными мерами, осуществляемыми государством Эффективно функционирующая экономика за­щищает себя конкурентоспособностью товаров на мировом и внутреннем рынке, высоким уровнем производительности труда Защитные меры государства обусловлены его экономи­ческими интересами, суть которых состоит в том, чтобы спо­собствовать эффективному функционированию экономики Одной из важнейших мер является стимулирование предпри­нимательской деятельности во всех сферах экономики.

Угрозами безопасности предпринимательской деятельно­сти являются.

- криминализация экономики и падение производства: - несовершенство законодательной базы и государствен­ной экономической политики:

- неразвитость рыночной инфраструктуры и отсутствие важнейших институтов рыночной экономики;

- деформированность экономики, ее монополизация и низкая конкурентоспособность, - преступные действия криминальных группировок. - некоторые особенности национального экономическо­го менталитета.

Это внешние угрозы Существуют и такие угрозы, которые классифицируются предпринимателем как угрозы его бизне­су, но они задаются самим бизнесом и являются нормальны­ми спутниками предпринимательства (например, различные виды риска)

Устранение внешних угроз предпринимательской деятель­ности возможно с изменением экономических условий в стра­не, активизацией внутрифирменной системы безопасности, а

устранить внутренние угрозы (риски предпринимателя) невоз­можно. Просчитывая наиболее адекватную модель поведе­ния, предприниматель может лишь уменьшить риск, но не ликвидировать его.

Для российского предпринимателя обострение внешних угроз увеличивает его риск ведения бизнеса так, что возни­кает угроза потери части дохода и даже существованию само­го бизнеса.

Безопасность предпринимательской деятельности и кри-минализации экономики связаны между собой. Криминали-зация экономики включает экономические преступления, организованную преступность, коррупцию, лоббирование вы­годных преступному миру законодательств и т. д.

По данным В. Медведева, в настоящее время в России действует до 3 тыс преступных групп. Организованные пре­ступные группировки контролируют свыше 40 тыс. хозяйству­ющих субъектов, в криминальную орбиту втянуто более 40% предприятий и почти 70% коммерческих структур страны (см.: Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 123).

Основными видами угроз для предпринимателей являют­ся: рэкет, физическое насилие, вымогательство, незаконные действия властей, а также публикации недостоверных мате­риалов о текущих операциях фирм, направленные на их дис­кредитацию, инспирация официальных заявлений от имени СМИ и представителей власти, в которых подрывается дело­вая репутация фирмы и наносится ей моральный и матери­альный ущерб.

В каждом конкретном регионе безопасность предприни­мательства предопределяется состоянием регионального рынка, насыщенностью его товарами, в том числе импортны­ми, криминализацией экономики, общим состоянием научно-технического потенциала данной территории, развитостью внешнеэкономических связей и т д. Ибо эти условия способ­ны понижать прибыльность предпринимательства и выступать «фоном» для угроз, имеющих региональный характер. В обоб­щенном виде основные угрозы предпринимательству пред­ставлены на схеме.

Экономическая безопасность предпринимательства в ре­гионе - это сложное и многообразное его состояние, пре­допределяемое множеством условий и факторов. В этой свя­зи обеспечение безопасности состоит в предотвращении уг­роз предпринимательству или, если это невозможно, смягче­нии их действий.

По мнению экспертов, обеспечение безопасности пред­принимательской деятельности требует создания комплекс­ной режимно-охранной системы; системы работы с кадрами в условиях рынка, совершенствования методик и процедур применения оперативно-технических средств связи; взаимо действия коммерческих служб безопасности с государстве? ными правоохранительными органами.

 

 

Система угроз экономической безопасности предпринимательства в регионе

В России сложился рынок услуг в сфере обеспечения негосударственной безопасности. Конечно, предпринимателям выгодно делать честный бизнес, пользуясь защитой государ­ственных служб безопасности и правоохранительных органов, а не искать защиты у криминальных группировок.

В последнее время обеспечение собственной безопасно­сти предприниматели связывают с созданием негосударствен­ных служб безопасности, детективных и охранных фирм в соответствии с Законом РФ «О частной детективной и охран­ной деятельности в РФ».

В начале 1995 г. был создан Российский союз предпри­ятий безопасности, который объединил около 25 тыс. чело­век, работающих в частных предприятиях безопасности. Струк­туры этого союза создаются и в регионах. Например, на начало 1997 г. в Ростовской области работало 270 охранных предприятий, из них - 181 служба безопасности, 82 охран­ных предприятия, 6 детективных агентств и одна охранно-сыскная организация (см.: Криминал Юга России. 1997. № 1 )

Одним из способов защиты бизнеса для предпринимате­лей стало создание союзов и фондов защиты.

Например, в Ростове в 1993 г. создан Фонд защиты пред­принимателей (ФЗП). Он занимается возвратом задолженно­стей, розыском имущества дебиторов, урегулированием спо­ров. В настоящее время в его состав входит 267 предприя­тий, организаций, физических лиц (см.: «Коммерсант-Ростов. 1996. № 7). Открыты филиалы в городах области. Для борь­бы с преступными посягательствами Фонд работает со служ­бами безопасности коммерческих структур и детективными агентствами. По просьбе своих членов ФЗП проверяет добро­совестность партнеров, изучает портфель сделок, бухгалтер­ские документы, взаимодействует с правоохранительными и судебными органами. Практика создания таких фондов стала достаточно распространенной.

Одним из видов экономических преступлений являются преступления, совершаемые чиновником или предпринима­телем с высоким статусом. Это так называемые беловорот-ничковые преступления, среди которых наиболее распрост-ранены мошеннические операции, связанные с фиктивным банкротством, взяточничество и различные формы подкупа, мошенничества, совершаемые с помощью чеков и кредитных карточек, использование поддельных банковских документов служащими банка, растраты и хищения.

Новый Уголовный кодекс РФ предусматривает наказания за экономические преступления. Он характеризует как пре­ступление лжепредпринимательство, т. е. создание коммер­ческой организации без намерения осуществлять предприни­мательскую деятельность, но для того, чтобы получать креди­ты, извлекать иную имущественную выгоду или закамуфлиро­вать запрещенную деятельность. УК РФ карает незаконное получение кредита путем обмана кредитора, если эти деяния причинили крупный ущерб, дачу заведомо ложной' рекламы, ограничение конкуренции, получение взятки, легализацию (отмывание) денег, приобретенных незаконным путем и т. д. Таким образом, принятие нового УК РФ повышает возмож­ность обезопасить бизнес от экономических преступлений.

Одним из факторов, снижающих безопасность предприни­мателя, настоящей угрозой честному ведению дел стала не­посильная ноша налогового бремени. Если в США система подоходных налогов предусматривает их уплату по ставкам от 15 до 25%, а ставка налога на прибыль корпораций снижена до 34%, то в России, согласно аналитическим данным, сово­купные изъятия в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты в виде налогов и обязатель­ных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпри­нимательских структур. Реакцией на это является рост недо­имок налогов. Так, в январе 1996 г. прирост налоговых недо­имок относительно ВВП составил 8%. К октябрю 1996 г. при введении жестких мер он снизился (см.: May В. Стабилиза­ция, выборы и перспективы экономического роста//Вопросы экономики. 1997. № 2. С. 65). В 1997 г. уровень недоимок остается высоким и снижается только за счет жестких адми­нистративных мер.

В этой ситуации деловой человек может прекратить зани­маться бизнесом, свернуть производство, перевести капитал за границу, пытаться получить квоты и льготы, перейти на наличный расчет, уклоняясь от налогов.

Теневая деятельность тесно переплетается с легальной. Предприниматели прибегают к теневому ведению дел в слу­чае уклонения от уплаты налогов. Так, в первом полугодии 1996 г Федеральная служба налоговой полиции выявила и пресекла около 12 тыс налоговых преступление. Найдено почти 1400 структур, не зарегистрированных в налоговых органах, а, следовательно, не плативших налоги За первое полугодие налоговые органы через штрафы за уклонения от уплаты налогов внесли в казну сумму в 13 трлн. руб. (см.: Комсомольская правда. 1996. № 148). В 1997 г. число непла­тельщиков налогов не уменьшилось, т. к. появляются все новые структуры.

Для предотвращения криминализации экономики и нор­мализации условий для предпринимательства специалисты предлагают:

• упорядочение налогообложения и снижение налогового гнета на предпринимателей;

• декриминализацию хозяйственной деятельности, усиление государственной защиты прав собственности предпринимателей:

• соблюдение договорной дисциплины, повышение эффек­тивности системы судебного разрешения хозяйственных спо­ров: введение жесткой ответственности за нарушение конк­ретных обязательств,

• репатриацию российских капиталов из-за рубежа, повы­шение привлекательности России как объекта инвестирования

Как считает Н. Шмелев, для этой цели целесообразно при­нятие «Закона о разделе продукции», а также бессрочная «амнистия» капиталов, убывших из России за границу после 1991 г. (см.: Шмелев Н. Неплатежи - проблема номер один российской зкономики//Вопросы экономики. 1997. № 4. С. 40).

Одним из условий обеспечения безопасности предприни­мательской деятельности является снижение рисков, управ­ление ими, хотя по своей сути риски не являются угрозами безопасности предпринимательской деятельности. Они час­то определяются предпринимателем как угроза удачному ведению дел,

К факторам, определяющим уровень риска, можно отне­сти следующие.

Политический фактор. Безопасность предприниматель­ской деятельности во многом зависит от политической ста­бильности в обществе. Знание политической ситуации очень важно для компании и отдельного предпринимателя для маневрирования и принятия адекватных решений. В запад­ных странах существуют консультативные центры по анализу и оценке политического риска, в том числе и в крупных ком­паниях и банках.

Нормативно-правовой фактор. Это состояние системы законов и нормативных актов, определяющих «правила игры» на рынке, В России эта система не способствует обеспече­нию безопасности предпринимательства.

Экономический фактор. Он определяется внутренней и межгосударственной экономической ситуацией. В России этот фактор стал угрожающим безопасности предпринимательства и жизнедеятельности общества, его экономики.

Можно выделить следующие виды риска; финансовый, рыночный, кредитный, инвестиционный, риск управления, риск составления неправильной отчетности (или риск бухгал­тера) и др.

Финансовый риск является неотъемлемым атрибутом деловой активности экономических агентов и означает под­верженность потенциальным финансовым потерям.

Рыночный риск -вызывается зависимостью прибыльности бизнеса от изменения цен на рынках. Он во многом опреде­ляется степенью информированности и временем реакции субъекта на соответствующую информацию. Успех конкретно­го предпринимателя в этом случае обусловливается его гиб­костью и маневренностью по сравнению с рынком, его инди­видуальным умением и опытом.

Кредитный риск - риск в отношении контрагента, свя­занный с возможностью невыполнения контрагентом своих обязательств. Такой риск присутствует в той или иной форме в сфере бизнеса. Существуют детально разработанные мето­ды оценки надежности, т. е. кредитоспособности заемщика, основанные на анализе его финансового состояния, в основ­ном ликвидности баланса. Эти методы, кроме финансового состояния, должны учитывать желание и мотивы выполнения заемщиком его обязательств, степень влияния на заемщика изменений во внешней среде, компетенцию заемщика, его стратегические цели.

Инвестиционный риск - риск, связанный с возможнос­тью обесценения капитальных вложений в производство или в ценные бумаги. Возросшая степень инвестиционного риска в России привела к низкой инвестиционной активности, к тому, что банковские кредиты направляются в сферы с быс­трым периодом оборота, например, в торговлю.

Риск управления появляется в результате неправильнос­ти действий предпринимателя в конкретной ситуации (напри­мер, принятие решений на основе использования математи­ческих моделей и прогнозов низкого качества). Этот риск также связан с пренебрежением к проблемам подбора кад­ров, информационно-технического обеспечения и организаци­онной структуры предприятия.

Риск неправильного составления отчетности вызван неком­петентностью бухгалтера, который может нанести предприятию огромный ущерб, даже поставить его на грань банкротства.

Для российских предпринимателей возврастающую угрозу представляют налоговые риски, которые включают риск, выз­ванный ошибками бухгалтера при расчете налогов, риск, вызванный запутанностью законов и инструкций по налогам, умышленный риск, когда предприниматель сознательно ук­лоняется от уплаты, делая подтасовки в расчетах. Послед­ствиями некомпетентности бухгалтера в расчете налогов яв­ляются доначисления налогов, штрафов, пени и иных санк­ций налоговых органов. Уменьшить такой риск возможно са­мостоятельно или с помощью экспертов. Исправлением ошибки является доначисление в налоговую инспекцию пере­считанных сумм и пени, но уже без штрафа. Существует не­сколько рекомендаций по повышению надежности расчета налогов и снижению налоговых рисков. Это - персональная ответственность бухгалтеров за расчет налогов, выборочные проверки расчета налогов на предприятии собственными силами или с привлечением аудиторов перед- представлени­ем расчетов в налоговую инспекцию, а также деловые кон­такты с сотрудниками налоговых органов и т. д.

Разработка мероприятий по снижению различных видов риска предпринимателей является важнейшим компонентом стратегии предприятия в сфере обеспечения безопасности предпринимательства. Реализация такой стратегии на внут­рифирменном уровне наряду с деятельностью государства по созданию системы защиты предпринимательства, информа­ционного обеспечения позволит смягчить ситуацию в россий­ском предпринимательстве, повысить его безопасность.

Важнейшим условием обеспечения безопасности предпри­нимательства в регионе является защита информации, ибо она составляет основу коммерческой тайны предприниматель­ской структуры. Различают следующие виды информации, характеризующей коммерческую тайну: концептуальная, орга­низационная, технологическая. Для организации защиты такой информации необходимо ограничение доступа к сведениям «ноу-хау», исключение несанкционированного повтора данного бизнеса.

Информационное обеспечение защиты предприниматель­ства на уровне города, района предполагает учет лиц и орга­низаций, попадающих в поле зрения СБ и контроль за их поведением; мониторинг факторов и признаков нанесения ущерба, анализ сведений с помощью моделей чрезвычайных ситуаций в целях профилактики и расследования; создание конфиденциальной системы обработки информации; тестиро­вание кандидатов на работу на профессиональную пригодность.

На уровне фирмы, предприятия, банка, агентства необхо­димо: распространение путем приказов, распоряжений инфор­мации о формах и методах защиты имиджа фирмы, техноло­гий, технических новшеств, об опыте защиты коммерческой тайны, поощрении сотрудников, отличившихся при предотвра­щении попыток нанести фирме или банку ущерб.

Регулярное информирование персонала повышает дисцип­лину сотрудников при обращении с информацией, документа­ми, при ведении переговоров, реализации всех функций биз­неса с учетом требований безопасности.

В интересах осуществления государственного регулирова­ния защиты предпринимательства в краях, областях, респуб­ликах, городах требуется создание банка данных: информа­ции оценочного типа - по предприятиям, организациям и лицам, допустившим действия, нарушающие права предпри­нимателей с точки зрения шпионажа, выкрадывания инфор­мации, шантажа: статистической информации, дающей пред­ставление о формах и методах криминальной конкуренции, используемых при этом сипах и средствах; укрупненных све­дений о затратах частных и государственных структур, связан­ных с защитой бизнеса: оценки эффективности мероприятий по защите. Особо должна охраняться информация, имеющая статус государственной тайны, а также концептуального и технологического характера.

Накопление и обработка этих сведений помогут в уточне­нии целей и задач государственных учреждений, участвующих в обеспечении защиты предпринимательства; в оценке эф­фективности государственного регулирования процесса защи­ты; выявлении наиболее опасных угроз в отношении пред­принимателей: приспособлении организации и управления защитой к изменяющимся условиям деятельности и экономи­ческой ситуации: разработке методических материалов по защите бизнеса: обосновании решений по наиболее сложным и важным проблемам в сфере защиты предпринимательства.

В конечном итоге, вся система управления защитой пред­принимательства на уровне региона необходима для ограж­дения предпринимательских структур от действий организа­ций и конкретных лиц, связанных с нарушением законода­тельства и деловой этики, а также компенсации понесенного ущерба.




Литература - Общие темы - Безопасность предпринимательской деятельности