Из всего вышерассмотренного можно сделать вывод, что бюджетное устройство
позволяет государству собирать и расходовать деньги. Государство использует его
для распределения средств между основными направлениями своей деятельности
(оборона, развитие торговли, оказание услуг здравоохранения и т.д.), а также
для определения целей и размеров личных программ. Хотя бюджетное устройство основное
внимание уделяет доллару, другие вопросы, такие как занятость, также решаются
через него. Решения, принятые в ходе бюджетного процесса, затрагивают всю
страну, все штаты, местные органы власти и все население. Многие бюджетные
решения имеют всемирное значение.
Бюджетное устройство управляется разными законами, принятыми во исполнение
требований Конституции.
Рассмотрим бюджеты США на 1991 и 1996 гг.
Таблица 4.
Оценка
доходов и расходов федерального правительства
США на 1996 финансовый год
|
1996 г. %
|
1991 фин. Год %
|
Доходы
личный подоходный налог
взносы социального страхования
заимствование
корпоративный подоходный налог
акцизы
другие доходы
Расходы
прямые выплаты личных пособий
национальная оборона
чистый процент
дотация штатам и местностям
другие федеральные работы
|
39
32
12
10
3
4
48
16
16
15
5
|
43
34
5
11
3
4
43
25
14
12
6
|
Из таблицы видно, что в 1996 году по сравнению с 1991 увеличились выплаты
пособий и вместе с тем уменьшились расходы на оборону, а также увеличились
дотации штатам и местностям. Это говорит о том, что в США все больше внимания
уделяют социальной сфере, что благоприятно сказывается на уровне жизни граждан
и, следовательно, влияет на благополучие государства в целом. В России все
выглядит несколько иначе. Расходы на оборону растут, а социальная сфера
остается без должного внимания. Будем надеяться, что российские разработчики
бюджета в скоре переймут опыт у западных коллег и это благоприятно подействует
на российскую экономику.
|