Multimedia (Мультимедиа) - это тема 90-х
годов; по крайней мере, это слово
используется, если кто-то говорит или
думает об электронной или компьютерной
промышленности. Но что же тогда означает
мультимедиа на самом деле? На этот вопрос
можно найти самые противоречивые ответы и
определения, так как многие
заинтересованные группы полагают, что
только их собственные мысли и желания могут
или должны интегрироваться в определении
этого понятия - мультимедиа. Для каждого
изделия фирмы почти всегда возникало
желание связать его рекламу с мультимедиа.
Так, например, при продаже аудиоадаптера
сопровождают его рекламным листком со
словами «Мировое достижение мультимедиа»,
или простенькая презентация пары
последовательностей картинок
преподносится уже в качестве
обворожительной мультимедиа, или база
данных, достаточная по размерам, чтобы
управлять парой картинок, объявляется «базой
данных для мультимедиа». Один известный
американский журнал так выразился по этому
поводу: «Вы не знаете, что такое мультимедиа?
Вы будете знать, если вы услышите и увидите
ее».
Возможно, что правильное
определение мультимедиа следующее:
Мультимедиа - это взаимодействие
визуальных и аудиоэффектов под управлением
интерактивного программного обеспечения.
Из этого высказывания ясно, что
мультимедиа - это не изделие для продажи.
Это в большей степени собирательное
понятие для различных технологий, которые
объединены в определенной программе каким-либо
способом.
Однако если можно спорить о
точности определения мультимедиа, одно уже
бесспорно: мультимедиа - это чрезвычайно
доходный бизнес. А иначе, почему же тогда
такие заклятые враги, как IBM и APPLE, выполняют
совместные разработки, чтобы обеспечить
господство на рынке изделий для
мультимедиа? Точно также показательно
расширение контактов с компьютерными
фирмами отделений таких крупных компаний,
как SONY или TOSHIBA, занимающихся разработками в
области развлечений и досуга.
Где же можно увидеть результаты
работы в мультимедиа? Поиски их
представляют тяжелую задачу. В настоящее
время все еще не имеется ни одного
программного продукта в мультимедиа,
рыночная стоимость которого
соответствовала бы уровню известного
стандартного программного обеспечения, при
этом не нарушая разработанного IBM стандарта
для мультимедиа, который требует наличия
минимальной аппаратной поддержки для того,
чтобы вообще реализовать эффекты
мультимедиа. Однако точно так же, как
несколько лет назад можно было только
мечтать о компьютере с 64-х разрядным
процессором, тактовой частотой 100 мГц и
накопителем на жестком диске емкостью
несколько гигабайт, то теперь он уже на
полпути к нашему письменному столу и по
доступной цене, точно также можно уже
видеть на рынке первые шаги применения
мультимедиа, о которых раньше почти никто и
не мечтал.
В каждом случае, когда вы
касаетесь этой области, исходя из основ
мультимедиа, следует обсудить будущие
перспективы и тенденции ее развития. Данная
курсовая работа представляет собой обзор
устройств CD-ROM и оптических дисков(по мнению
автора достаточно широкий), освещая
возможности применения их на практике, а
также проблемы программирования и
аппаратных средств.
Наименьшей единицей информации,
обрабатываемой процессором, хранимой в
памяти и передаваемой по шине компьютера,
является БИТ - сокращение от английского
выражения "binary digit" (двоичная цифра),
который может принимать только два
значения: 0 и 1.
-Использование памятью и
процессором компьютера двоичной системы
исчисления, как наиболее элементарной
системы из всех возможных, связано с
простотой технической реализации
элементов, имеющих два состояния "включено/выключено".
Сочетание из 8 битов называется
БАЙТ, и оно уже может принимать 256 различных
значений (2 в восьмой степени). Для удобства
представления информации в байтах
используется шестнадцатиричная система
исчисления, цифры в которой записываются в
виде десяти обычных цифр: 0, 1,..., 9 и
соответственно первых шести букв
латинского алфавита: А. В, С, D, Е, F. Таким
образом, любые из 256 различных комбинаций из
восьми нулей и единиц от 00000000 до 11111111
представляются некоторыми комбинациями
всего из двух цифр шестнадцатиричной
системы исчисления от 00 доРР.
Байт является основной единицей
при хранении и передаче компьютерных
данных. Кроме него часто используются
термины: Кбайт (или просто К) - килобайт для
обозначения 1024 байт (2 в десятой степени,
округленно 1 000 байт) и Мбайт - мегабайт, т. е. 1
048 576 байт (2 в двадцатой степени, округленно 1
000 000 байт). Процессоры большинства
современных персональных компьютеров
обрабатывают одновременно 16 бит данных или
2 байта данных, что составляет одно МАШИННОЕ
СЛОВО. Именно поэтому такие компьютеры
называются 16-разрядными (по аналогичной
причине говорят о 8-и 32- разрядных
компьютерах).
ПАМЯТЬ - это "рабочий стол"
компьютера, его рабочее место, где
размещаются программы и данные, которые он
обрабатывает. Память компьютера
выполняется в виде электронных схем и
разделяется на несколько функционально
различных частей.
Непосредственно обрабатываемые
процессором данные хранятся в небольших
специальных элементах микропроцессора,
называемых РЕГИСТРАМИ, объемом в 16 бит или 32
бита в зависимости от типа процессора.
Соответственно этому различают 16-разрядные
(Intel 80086, Intel 80088, Intel 80286) и 32-разрядные
микропроцессоры (Intel 80386, Intel 80486). При
переключении процессора с одного вида
работ на другой все промежуточные
результаты и операции записываются и
хранятся в определенной области памяти
микропроцессора, называемой СТЕКОМ.
Основная же память компьютера по
размерам гораздо больше памяти регистров и
стека и находится вне микропроцессора. Она
состоит из определенного количества ячеек
памяти объемом в один байт, каждая из
которых имеет свой собственный адрес или
просто номер в двоичном коде.
16-разрядный микропроцессор может
естественным образом адресовать или
присвоить номера 2 в 16-й степени байтам
памяти, т. е. задать 65 536 или 64К различных
адресов (номеров) для ячеек памяти. Этим
размером собственно и должна определяться
максимально возможная память компьютера,
имеющего 16-разрядный процессор. Однако,
используя специальные приемы записи чисел
с помощью двух машинных слов со "смещением",
можно создать т. н. сегментированные 20-разрядные
адреса, состоящие из 16 блоков по 64К, и, таким
образом, количество ячеек памяти, к которым
может обратиться процессор, увеличивается
в 16 раз и будет равно 1024К или 1 Мбайт
адресуемых байтов в памяти. У компьютеров
же класса AT микропроцессоры могут
адресовать уже 16 и более Мбайт памяти.
В управляющей работой компьютера
операционной системе MS DOS весь объем памяти
распределяется между базовой и т. н. верхней,
т. е. с адресами "выше" 640К, памятью
компьютера .
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ
предназначена в основном для хранения
выполняемых программ и их данных в течение
всего времени, пока компьютер с ними
работает. Она подобна арене театра, где
постоянно меняются декорации, или
грифельной доске, информация на которой
постоянно вытирается, заменяется новой и
полностью исчезает после выключения
компьютера. При этом небольшая часть
оперативной памяти с начала первого блока (обычно
несколько десятков килобайт) отводится для
обслуживающих работу компьютера программ и
недоступна для программ пользователя, Сюда
после включения компьютера записываются
частично программы операционной системы, а
вся оставшаяся часть оперативной памяти
отводится для выполнения программ
пользователя.
Верхняя память компьютера, т. е.
память с адресами больше 09FFFF, используется
в основном для обслуживания работы
основных устройств компьютера и для
обычных программ пользователя недоступна.
Два первых блока этой памяти отводятся для
хранения текстовых и графических образов,
видимых на экране. Некоторая область
верхней памяти обычно (для компьютеров,
допускающих такую возможность, например, IBM
AT 286) занимается программами операционной
системы компьютера посте ее загрузки с
диска.
Часть информации в верхней
памяти хранится постоянно - это системные
программы, тестирующие устройства
компьютера при его включении и
обслуживающие работу основных устройств
компьютера по вводу/выводу информации - т. н.
базовая система ввода/вывода BIOS. Информация,
содержащаяся в постоянной памяти, "зашита"
в компьютере при его изготовлении, и ее
изменить программным путем невозможно.
Устройства ВВОДА/ВЫВОДА
обеспечивают связь процессора и памяти с
"внешним миром", другими словами, к ним
относятся все остальные устройства
компьютера (кроме процессора и памяти),
которые используются им для получения
программ и данных и выдачи результатов их
обработки. Например, дисплей, клавиатура,
принтер и т. п,
ШИНА (или системная шина) -- это
общий канал связи, соединяющий все части
компьютера друг с другом, представляет
собой просто пучок проводов, по которым, как
по отдельным линиям, передаются сигналы.
Стык шины с устройством называется ПОРТОМ,
каждому из которых, как и каждой ячейке
памяти, присвоен свой уникальный номер,
являющийся их адресом. Шина играет роль
телефонного коммутатора, которым
пользуются все устройства компьютера.
Когда процессору необходимо связаться с
тем или иным устройством, он посылает в
общую шину сигнал, соответствующий номеру
нужного порта или ячейки памяти, и
устройство, порт которого имеет этот номер,
немедленно "отвечает" ему. После
передачи адреса в шину передаются
управляющие сигналы, соответствующие
командам, а затем, если необходимо, коды
обрабатываемых данных. Кроме того, через
шину передаются управляющие сигналы, а
также электрические напряжения для питания
электронных схем компьютера. Таким образом,
все линии шины функционально разделяются
иа четыре группы: адресов, данных,
управления и линии питания.
ВНЕШНЯЯ ДИСКОВАЯ ПАМЯТЬ
Кроме собственной электронной
памяти, или, так сказать, внутренней памяти
компьютера он имеет и ВНЕШНЮЮ ПАМЯТЬ,
размещаемую на дисках с магнитным
покрытием. Внешняя память по объему, как
правило, гораздою больше памяти компьютера,
она является как бы "библиотекой"
компьютера, где находятся на постоянном
хранении используемые в работе программы и
данные.
ДИСКИ разделяются на ЖЕСТКИЕ, или
фиксированные, встроенные в системный блок
компьютера и обычно называемые ВИНЧЕСТЕР, и
ГИБКИЕ, вставляемые в отверстия дисководов
компьютера и называемые ДИСКЕТАМИ или
флоппи-дисками.
Диски приводятся во вращение
приводами дисководов, которые также
передвигают головки для чтения/записи
информации в радиальном направлении.
Количество головок дисковода определяет, в
свою очередь, количество сторон или
поверхностей на диске. Для дискеты таких
головок две , а для жестких дисков их четыре
и более, т. к. винчестер состоит из двух и
более дисков, нанизанных на один общий
стержень, являющийся осью вращения. При
подготовке диска к работе он форматируется,
т. е. поверхность каждой из его сторон
размечается на определенное количество
концентрических окружностей-дорожек, а
каждая дорожка размечается нанесением
определенных меток на секторы. Это делается
для того, чтобы можно было точно
позиционировать головку дисковода на диске,
в секторы которого и записывается в виде
порций фиксированной величины информация.
Количество дорожек на диске,
секторов на каждой дорожке и объем сектора
в байтах определяется как конструктивными
особенностями самих дисков, так и заданными
пользователем параметрами специальных
программ, производящих форматирование
дисков, т. е, подготовку их для работы в той
операционной системе, с которой будет
работать компьютер (см. следующий раздел
этого пособия). Так, например, при
форматировании двухсторонней дискеты на 360
Кбайт в операционной системе MS DOS
происходит разбивка каждой из сторон на 40
дорожек по 9 секторов на дорожке, с объемом
записи в сектор по 0.5 Кбайт (512 байт).
|