On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Проблемы развития народов Севера

А.В. Назаров
губернатор Чукотского автономного округа, председатель Комитета Совета Федерации РФ по делам Севера и малочисленных народов, кандидат экономических наук

В период проведения экономических реформ резко обострились проблемы коренных малочисленных народов Севера, представляющих собой особую этническую группу численностью около 200 тыс. человек. Они проживают на огромных просторах от Мурманска до Чукотки, Сахалина, Приморья, занимающих болев 60% территории России. Эти народы в течение многовековой истории внесли важный вклад в развитие общечеловеческой цивилизации.

Из-за сложной социально-экономической обстановки, связанной с ослаблением государственного регулирования, продолжает ухудшаться социальное положение народов Севера. У них показатели по доходам на душу населения, обеспечению жилой площадью, различными видами обслуживания значительно ниже средних по стране. Каждый пятый безработный России - житель Севера, половина задолженности по выплате заработной платы приходится на северян. Средняя продолжительность жизни коренного населения на 10-11 лет ниже, чем по России. Только за 1990-1993 гг. рождаемость снизилась на 34%, а смертность возросла на 42%. Это привело к 10-кратному сокращению естественного прироста населения. Экологическая ситуация на территории промышленных районов становится крайне неблагоприятной для жизни этих народов, миграция некоренного населения приводит к ликвидации поселков и социальной инфраструктуры.

Из-за высокой стоимости авиа- и других перевозок 60% производимой продукции не доставляется в места ее реализации, приходит в негодность. Сокращается поголовье оленей, наполовину уменьшилась добыча рыбы, пушнины и морского зверя, прекращен сбор грибов, ягод, орехов, лекарственных растений и водорослей. Практически свернуто медицинское, культурное, торговое и бытовое обслуживание оленеводов, рыбаков и охотников. приостановлено строительство жилья, утрачиваются самобытные виды традиционного народного творчества. Все это ставит коренные малочисленные народы на грань вымирания.

В 1991 г. была утверждена Государственная программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, однако она крайне медленно выполняется. Так, в 1991-1995 гг. объем введенных в действие объектов составлял от 5 до 21% заданий. Основные причины этого - низкий уровень обеспеченности финансовыми ресурсами, задержки в их перечислении.

По нашему мнению, к числу первостепенных зад^ч относятся: улучшение социальных условий проживания коренных малочисленных народов Севера, сохранение естественной среды их обитания и традиционного хозяйственного уклада на основе новых технологий. Для выведения из кризиса регионов, на территории которых проживают эти народы, необходима поддержка федерального правительства в решении следующих насущных проблем.

1. Сохранение среды обитания и улучшение экологической ситуации.

Настоящей катастрофой для народов Севера было открытие и освоение северных месторождений нефти, газа, минерального сырья. Промышленное освоение Севера вступило в резкое противоречие с традиционным укладом жизни коренного населения. Добыча нефти, газа, каменного угля, вырубка лесов, засорение рек, озер поставили под угрозу гибели .привычную среду обитания, все живое, жизнь людей. В государственной политике освоения и развития северных регионов традиционные формы природопользования не учитывались. Исконные земли коренных народов были переданы в пользование компаниям и организациям, добывающим нефть, газ и минеральное сырье.

В этой связи возникает необходимость решения таких задач, как сохранение естественной среды обитания и ее улучшение, снижение уровня загрязнения окружающей среды (воздуха, воды и земли), а также восстановление природно-ресурсной основы традиционных видов хозяйственной деятельности, естественных условий среды и ландшафта для людей, птицы, рыбы, морского зверя, диких и домашних животных. Решение этих задач должно предусматривать создание природных заповедников и эколого-этнических заказников площадью не менее 100 тыс. кв. км; оснащение вертолетами, снегоходами, автомобилями и катерами существующих заповедников и заказников; разработку и внедрение современных технологий по восстановлению почвенного покрова, лесов, очистке водоемов и водоисточников, регулированию охоты и промысла зверя, рыбы, рыборадведения. сооружение переходов через наземные трубопроводы для диких и домашних животных, строительство ограждений пастбищ для содержания домашних животных, а также улучшение санитарных условий на животноводческих, звероводческих фермах и бойнях.

2. Улучшение условий жизни: жилья, коммунального и бытового обслуживания, обеспечения топливом и энергией.

В настоящее время более половины населения проживает в городах и поселках городского типа в ветхих и неприспособленных для жилья зданиях. Примерно 30 тыс. человек не имеют постоянного жилья, кочуют со стадами оленей либо выезжают на длительный срок на морской зверобойный промысел или на охоту. Около 30% населения н/ждаются в строительстве (ремонте) жилья, но они не имеют возможности отремонтировать (построить) жилье.

В 1997-2000 гг. намечено ввести в действие жилые дома общей площадью 571,36 тыс, м'. На это требуются капитальные вложения в размере 3694.3 млрд. руб.

Мы считаем, что материальная поддержка малообеспеченных семей должна осуществляться за счет местного бюджета, но из-за крайней ограниченности их средств необходимо выделение средств и из федерального бюджета. В такой поддержке нуждаются более 50% всех семей коренных малочисленных народов Севера.

3. Обеспечение занятости, развитие традиционных отраслей, промыслов, переработка их продукции и товарообмен.

Планируется открыть 24 пункта для убоя оленей, построить 30 цехов ло обработке шкур и пошиву меховых изделий, 25 цехов по комплексной переработке мяса и отходов, 46 пунктов по переработке дикоросов (ягод, грибов, лекарственных растений), 20 цехов по художественной обработке кости, 42 цеха по переработке рыбы, 28 цехов по переработке продуктов морского промысла, 5 цехов по переработке биологических продуктов моря, 5 цехов для воспроизводства рыб. Предусматривается ввести в эксплуатацию 5 баз лесопереработки и производства стройматериалов.

Введение квот на рабочие места для коренных малочисленных народов Севера осуществляется администрацией городов и поселков в местах компактного проживания этих народов.

4. Медицинское и сани-тарно-эпидемиологическое обеспечение, создание службы санитарно-эпидемиоло-гического мониторинга.

В 1997-2000 гг. планируется ввести в действие больниц на 3,5 тыс. койко-мест. Но для этого необходимы капитальные вложения в сумме 356 млрд. руб.. в том числе из федерального бюджета - 80 млрд. и на прочив текущие затраты - 16 млрд. руб. Кроме того, нужны средства на строительство 100 фельдшерско-акушерских пунктов, оснащение медицинских учреждений современным оборудованием, замену существующего парка санитарного транспорта (для чего необходимо приобрести 20 вертолетов, 60 автомобилей, 10 катеров и 5 вездеходов на сумму 125 млрд. руб.).

5. Развитие системы коммуникаций (грузопассажирских линий, автомобильных дорог, средств связи, радиовещания и телевидения).

Только для строительства и ввода в эксплуатацию 5,6 тыс. км автомобильных дорог необходимо предусмотреть из федерального бюджета выделение 1,5 трлн. руб. Нужно обновить существующий парк транспорта, для чего необходимо приобрести в 1997-2000 гг. самолетов для местных линий - 20, вертолетов пассажирских - 40, вездеходов - 60. автобусов - 200. катеров и теплоходов - 20. На эти цели необходимо выделить 880 млрд. руб. Кроме того, необходимо решать вопросы обеспечения коренного населения индивидуальным транспортом.

Предусматривается строительство 100 новых приемных станций, трансляторов для обеспечения устойчивого приема сигналов через спутники и наземные станции.

6. Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера.

Свертывание программ освоения природных ресурсов Крайнего Севера обусловило уменьшение объемов производства продукции для. народного хозяйства, снижение финансовых средств как в целом по народному хозяйству, так и непосредственно по северным регионам.

Резко возрос удельный вес неработающих среди лиц трудоспособного возраста. обострилась проблема выделения необходимых средств для обеспечения работников, занятых в бюджетной сфере, содержания лиц, нуждающихся в социальной защите (пенсионеров, инвалидов и др.). Все это в совокупности обусловило увеличение перенаселенности Севера. Масштабы абсолютной перенаселенности Севера России, по данным научных организаций, оцениваются на уровне 14%, в том числе: 3% - неработающие граждане в трудоспособном возрасте, 5% - пенсионеры, желающие выехать, 6% - лица, имеющие показания к переселению по состоянию здоровья. Доля пенсионеров в общей численности граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 10 и более пет, составляет 18,6%, а по районам Севера Сибири и Дальнего Востока - немногим более 16%.

Большинство северных переселенцев расселяются в местностях, прилегающих к регионам Севера и характеризующихся природно-климатическими условиями проживания, наиболее близкими к северным. Остальные экономические районы (за исключением Северо-Кавказского) характеризуются значительно меньшим количеством лиц, прибывающих из регионов Севера.

Интенсивное возрастание миграции из указанных регионов происходит при одновременном свертывании работы предприятий, как правило, в добывающей сфере, при неизбежном закрытии населенных пунктов.

Учитывая все вышеизложенное и во исполнение Указа Президента РФ от 23 сентября 1992 г. «О мерах по ускорению строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Правительство РФ своим постановлением от 10 июля 1995 г. утвердило Федеральную целевую программу «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Программа), представленную Министерством по делам национальностей и региональной политике и согласованную с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Это министерство является и государственным заказчиком по реализации Программы.

Органам исполнительной власти субъектов Федерации, включающих районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, по согласованию с министерством рекомендовано разработать и утвердить региональные программы строительства на территории Российской Феде-. рации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и ежегодно осуществлять долевое финансирование выполнения этих программ за счет средств бюджетов указанных субъектов Федерации, местных бюджетов, средств предприятий, организаций и внебюджетных источников.

Однако в связи с изменением социально-экономической ситуации в России требуется новая концепция воздействия на процессы расселения и миграции. Результатом такого воздействия должно быть повышение эффективности использования всех видов ресурсов, имеющихся в северных районах и направляемых на нужды хозяйственного развития.

К сожалению, финансовая поддержка государством строительства жилья для северных переселенцев, осуществляемая за счет централизованных средств федерального бюджета, является совершенно недостаточной и не позволяет эффективно влиять на распределение объемов строительства жилья по территории страны.

На наш взгляд, потребность в средствах для финансирования строительства можно обеспечить за счет следующих источников:

- личных средств северных переселенцев:

- сбережений граждан, включая средства, полученные от продажи недвижимости, ценных бумаг и других видов собственности; - кредитов: - средств коллективных объединений граждан (вовлеченных в оборот);

- средств бюджетов органов исполнительной власти субъектов Федерации северных территорий (в том числе компенсаций за жилье, освобождаемое северными переселенцами, а также средств предприятий и организаций северных регионов),

- средств федерального бюджета: капитальных вложений (с использованием казначейских обязательств) в жилищное строительство, а также безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья;

- средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, выделяемых в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. «О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность».

Кроме того, для повышения эффективности финансового обеспечения строительства жилья можно было бы рекомендовать объединять средства различных министерств и ведомств на конкретных объектах жилищного строительства с последующим распределением вводимого жилья пропорционально долевому участию.

Реализация Программы должна обеспечиваться необходимым комплексом правовых актов, гарантирующих законодательное, управленческое и нормативное воздействие на всех этапах переселения и обустройства северных переселенцев.

В документы, регламентирующие правовое обеспечение Программы, должны включаться правовые акты, отражающие:

- правовой статус участников реализации Программы и северных переселенцев, федеральных и территориальных органов исполнительной власти, ведомств, участвующих, в переселении, обустройстве и социальной адаптации северных переселенцев:

- порядок финансирования, предусматривающий комплекс налоговых льгот и других стимулов для граждан, организаций и органов государственного управления территорий, ведущих строи-

тельство жилья для северных переселенцев, и для организаций, ведущих изыскательские и проектные работы;

- положения об особенностях выделения земельных участков под строительство жилья для северных переселенцев в составе общего законодательства по земельным вопросам, предусматривающего бесплатное выделение земли для нужд этого строительства:

- регулирование процесса переселения, строительства и социальной адаптации северных переселенцев.

Правовое обеспечение системы финансирования для реализации заданий Программы должно закрепить разделение полномочий федеральных и местных органов исполнительной власти, порядок и процедуру их долевого участия в финансировании переселения, обустройства и социальной адаптации северных переселенцев.

В целях эффективного использования средств, направляемых на финансирование строительства жилья для северных переселенцев, на наш взгляд, необходимо предоставлять режим наибольшего благоприятствования субъектам хозяйствования, соблюдающим регулируемые стоимостные параметры этого строительства, а также районам, рекомендуемым для приема северных переселенцев.

В действующее жилищное законодательство и в порядок приватизации жилья необходимо внести дополнения (о правилах освобождения гражданами занимаемого на Севере жилья,.о статусе получаемого жилья и правилах его приватизации в местах вселения, а также о государственной поддержке жилищного строительства для северных переселенцев).

Говоря об эффективности предложенных мероприятий, следует отметить, что основным итогом реализации заданий Программы будет социальный эффект: гражданам, отдавшим десятки лет делу хозяйственного освоения Севера, будут созданы нормальные социально-бытовые условия, а также частично решится жилищная проблема региона, в том числе для высококвалифицированных специалистов, необходимых для сбалансированного развития экономики Севера.

7. Духовное возрождение коренных малочисленных народов Севера,

 улучшение организации образования, подготовки и переподготовки специалистов из числа этих народов с учетом национальной специфики. В 1997- 2000 гг. планируется строительство клубов и домов культуры на 16,8 тыс. мест.

Обучение, ориентирован-нов на традиционные отрасли хозяйствования, включает подготовку и издание учебных и других материалов по этим отраслям, создание школьных музеев, национальных культурных центров, кружков самодеятельности и промыслов. Подготовка национальных кадров а области культуры, просвещения, медицины и других отраслях будет осуществляться путем выделения целевых мест в учебных заведениях Российской Федерации. Мы планируем проведение научных исследований и издание литературы по истории коренных малочисленных народов Севера, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Реализация многочисленных проблем Крайнего Севера возможна лишь при использовании широкого спектра организационных и экономических мер. Мы предусматриваем использовать все рычаги экономической политики: кредитно-денежный механизм, государственную контрактную систему, налоговое и антимонопольное законодательство, лизинг, льготы по налогам и тарифам, целевые дотации и субсидии, льготные кредиты, ассигнования из федерального бюджета.

В условиях крайне низкой покупательной способности населения и недостаточной доходности общественного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера необходимо в переходный период сохранить прямое финансирование из федерального бюджета, использовать уже предоставленные ранее федеральным законом льготы по налогам и другие виды государственной поддержки, включая и прямую материальйую помощь значительной части населения.

8. Укрепление материально-технической вазы сельскою хозяйства и промыслов, оснащение их современной техникой и транспортом. Все это необходимо осуществлять, как правило, через механизм государственного заказа. Дополнительные средства производства могут быть получены по лизингу, через контракты под будущую продукцию хозяйств или в виде товарного кредита.

Заказы на выполнение программных мероприятий будут размещаться государственным заказчиком - Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам развития Севера - на предприятиях и в организациях посредством заключения государственных контрактов (заказов) по свободным рыночным ценам.

При решении всех перечисленных проблем экономический эффект проявится прежде всего в создании материальной базы устойчивого развития народов Севера на принципах самоорганизации, восстановления естественной среды обитания и традиционных отраслей хозяйствования, применения новых технологий.

Во всех регионах Севера будут созданы комплексы объектов производственной и социальной инфраструктуры, мощности по переработке продукции традиционных отраслей Севера, по развитию ремесел и промыслов на сумму свыше 14 трлн. руб.

Особое место отводится решению проблем геополитического развития Чукотки, ведь это единственный регион России, который непосредственно граничит с США и Канадой. Жители Чукотки раньше всех россиян начинают свой нелегкий трудовой день на территории почти 748 тыс. к6. км, они добывают золото, платину, вольфрам, ртуть, уголь, нефть, газ, медь, драгоценные камни, осваивают колоссальные богатства шельфа двух океанов и морей, окружающих северо-восток России.

Американцы уже давно обратили внимание на богатства Чукотки (здесь добывается 1/10 общероссийского золота - 13т в год) и на ее при этом нищенское существование. Экономический кризис в стране привел к резкому снижению уровня жизни, нарушению устоявшихся хозяйственных связей, развалу централизованного снабжения северных регионов, без которого их жители оказались в критическом положении. Эскимос, побывавший у своих родственников на Аляске, видит, насколько лучше они живут. А контакты расширяются, чему способствует соглашение о безвизовом обмене в рамках Ассоциации «Берингов пролив». Это только одна из социальных проблем.

Другая - меры по реализации соглашений между правительствами России и США о взаимных безвизовых поездках жителей района Берингова пролива. Согласно статье 5 Соглашения о взаимных поездках жителей района Берингова пролива установлены следующие пункты пропуска на территории Чукотки: пос. Провидение, г. Анадырь, села Лаврентия и Уэлен. Тогда как в установленном районе США пункты пропуска через государственную границу устанавливаются только в Номе и Гамбелле (штат Аляска). На совместных заседаниях Региональной комиссии Берингова пролива российская сторона неоднократно поднимала вопрос об открытии в рамках безвизового обмена дополнительных пунктов пропуска на территории Аляски, но он пока не решен американской стороной. Следует отметить, что российской стороной решен положительно вопрос о более упрощенном порядке безвизовых поездок. Нам сейчас важно добиться, чтобы и с американской стороны были адекватные действия, так как получает развитие туристический бизнес.

Требует незамедлительного решения еще одна важная проблема российско-американских отношений.

Всем известно, что Россия начинается с Чукотки и что в 1867 г., во времена царствования Александра II, территория Аляски и Алеутских островов и другие территории наших североамериканских колоний были уступлены Россией на все времена США за смехотворную сумму - 7,2 млн. долл. Эта договоренность оформлена соответствующей Конвенцией. Необходимо отметить, что по Конвенции 1867 г. Россия уступала США только территории. и ни о каких морских пространствах речь в то время не шла.

В 1976-1977 гг. прибрежными государствами повсеместно начали вводиться 200-мильные рыболовные, а затем и исключительные экономические зоны. Коснулось это и дальневосточных морей- Берингова и Чукотского, где СССР и США ввели такие зоны. В результате возникла необходимость произвести делимитацию - разграничение 200-мильных зон между СССР и США в тех районах этих морей, где эти зоны «накладывались», т. е. расстояние от побережий в целом составляло менее 400 миль. Как оказалось, такие районы весьма протяженны- около 1500 морских миль. Таким образом, эта граница одна из самых протяженных в мире рыболовных границ двух соседних государств. На этом участке рыбопромысловый флот СССР вылавливал около 150 тыс. т рыбы, в том числе: минтая - 100 тыс. т, сельди - 20-30, трески - 5, палтуса - 4-5, камбалы - 3 тыс. т.

По настоянию рыбаков с американцами была достигнута устная, так называемая джентльменская договоренность о совместном осуществлении в этих районах рыболовных операций. Но и она в последующем была нарушена по инициативе Центра ввиду неожиданного подписания и временного введения в действие Соглашения 1990 г., которое стало результатом переговоров Шеварднадзе - Беккера в июне 1990 г. во время визита Горбачева в Вашингтон. Более того, по окончательному тексту Соглашения США уступался еще один участок уже нашей 200-мильной зоны.

По подсчетам специалистов, за период с 1981 по 1996 г. российские рыбаки потеряли промысловый участок площадью более 200 тыс. кв. км, где ежегодно можно добывать не менее 150 тыс. т рыбы. Кроме того, российские рыбаки потеряли промысловый участок своей 200-мильной зоны площадью более 7 тыс. кв. км, а также часть глубоководных участков промысла- континентального шельфа в открытой части Берингова моря, где не исключено обнаружение в будущем запасов различных видов биоресурсов.

Соглашение, по которому одна из сторон считает себя несправедливо обойденной, к^гда-нибудь создаст конфликтную ситуацию. Избежать этого можно только совместными усилиями.

Много нерешенных проблем по созданию на Чукотке и прилегающей территории Берингова пролива при* родно-этнического парка «Беренгия». Речь идет о сохранении для потомков уникальных видов растительного и животного мира. Эти проблемы одинаковы и для жителей Аляски. И решать их нужно только совместными действиями России и США.

До сих пор не решена проблема, связанная с получением коренными народами Севера своей доли экономических благ от эксплуатации природных ресурсов, обеспечивающих безопасность их жизнедеятельности в местах их исторического проживания. Коренное население, национальные и автономные округа вправе требовать от государства, промышленных ведомств не только материальных компенсаций, но и создания рабочих мест, системы подготовки и переподготовки национальных кадров для работы в новых условиях. Уже сегодня негативные техногенные последствия бездумного промышленного освоения Севера ощущаются далеко за пределами нашей страны.

Решение вышеперечисленных проблем имеет далеко идущие последствия для обживания пространств Севера, для освоения его богатств, не говоря уже о выживании малочисленных народов. Таким образом может быть создана материальная база для социальной адаптации коренных малочисленных народов Севера в новых условиях при совмещении традиционного образа жизни с современными технологиями и для перехода к устойчивому развитию преимущественно на собственном материальном и финансовом обеспечении.




Литература - Общие темы - История экономики России