О.И. КАРПУХИН доктор социологических наук
В ситуации перехода к рынку
стала актуальной потребность изучения
особенностей менеджерского управления и
разработки основ менеджмента
социокультурной сферы как прикладной
научной дисциплины.
Дело в том, что в большинстве
бывших социалистических стран Восточной
Европы и в России вопреки рыночным
отношениям вместо менеджмента, по
наблюдениям сербского социолога М. Т.
Алексича, развивается бюрократизм и
технократизм в поведении руководящего
персонала (см.: Алексич М. Т. Социология и
менеджмент. М., 1995, с. 185). Подобная
инерционность в работе кадров управления,
их неспособность адаптироваться к новым
условиям во многом является следствием
незнания менеджмента, неумения применить
на практике его модели в соответствии с
различными формами собственности.
Для социокультурной сферы
вопросы разработки и внедрения новой
управленческой парадигмы имеют особое
значение, поскольку от компетентного и
умелого управления зависит выживаемость
отечественной культуры в сложных
экономических и политических условиях.
Социология менеджмента социокультурной
сферы может быть определена как прикладная
дисциплина, предметом изучения которой
является управление экономическими,
творческо-производственными и иными
социальными отношениями в процессе
создания, распространения и потребления
культурных благ и услуг. Необходимость
такой дисциплины обусловлена прежде всего
общественной потребностью в подготовке
профессиональных управленцев - менеджеров
социокультурной сферы.
С упразднением цензуры и
жесткого государственного контроля в
России начинают утверждать себя рыночные
отношения как самостоятельный субъект
культурной политики. Взаимоотношения
производителей культурных ценностей и их
потребителей осуществляются в рамках
гибкой рыночной парадигмы «спрос -
предложение». Причем спрос формируется
прежде всего той частью населения, у
которой есть деньги. Начинают бурно
развиваться индустрия развлечений,
различные формы массовой культуры. Растет
значение продуктов культуры как формы
вложения капитала, возникает множество
частных коллекций и галерей, развиваются
различные направления арт-бизнеса.
Естественно, творцы художественных
ценностей все больше ориентируются на
изменившуюся структуру потребительского
спроса.
Этот спрос формируется уже не «руководящими
органами», а самим потребителем, что само по
себе вполне плодотворно, если бы не столь
резкое падение жизненного уровня в стране и
возрастающий дефицит культуры во всех
сферах общества. В то же время наиболее
платежеспособная часть населения
становится законодательницей моды, ее
вкусы и предпочтения начинают определяющим
образом влиять и на проводимую
государством культурную политику.
Декларирование Министерством культуры
необходимости формирования культурной
среды для среднего класса как
приоритетного направления в деятельности
этого ведомства лишь подтверждает
вышесказанное.
В фундаментальном Оксфордском
словаре английского языка понятие
менеджмента определяется как: 1) власть и
искусство управления; 2) особого рода
умелость и административные навыки; 3) орган
управления, административная единица (см.:
The Oxford English Dictionary. L, 1993. Vol. VI, p. 106).
Менеджмент состоит из трех
частей: производственного менеджмента,
маркетинга и финансового менеджмента.
Под «маркетингом» в общепринятом,
прикладном значении этого термина
понимается определенная совокупность
управленческих и иных процедур по работе с
рынком: изучение спроса и предложения,
разработка товара, формирование цен, службы
сервиса и рекламы и т. д. Маркетинг в
процессе производства, распространения и
потребления культурных благ и услуг
представляет собой форму управления этим
процессом в основном на его завершающих
стадиях. Характеризуя сущность маркетинга
социокультурной сферы, большинство
исследователей отмечает его неприбыльный
характер, филантропические цели и гуманные
методы, направленные на приобщение широких
масс к культуре. При этом они опираются на
предельно емкое определение маркетинга,
данное Ф. Котлером, который рассматривает
маркетинг как вид человеческой
деятельности, направленной на
удовлетворение нужд и потребностей
посредством обмена. При этом не всегда этот
обмен подразумевает процесс купли-продажи.
Социальная сущность маркетинга, как
правило, шире, чем рыночная, и выражается
прежде всего стремлением к взаимодействию
творца и потребителя товара.
«При таком подходе к маркетингу, -
пишет И. Гульченко, - термин «товар»
понимается предельно широко и не
ограничивается физическими объектами, а
включает в себя все, что способно оказать
услугу, удовлетворить потребность. Сегодня
в этом ряду называют изделия, услуги,
личности, места, организации, виды
деятельности и идеи. Товары, по сути,
рассматриваются как выборы свойств,
удовлетворяющих различные потребности. В
этом случае в качестве товара могут
выступать различные свойства, в том числе и
не относящиеся непосредственно к
коммерческой сфере. Это доказывает и
практика. Многие некоммерческие
организации начинают испытывать
необходимость в маркетинговой
деятельности» (Гульченко И. Т.
Социальная сущность маркетинга//Вес-тник
Московского университета. Серия 18.
Социология и политология. 1996, № 2, с. 35).
Подчеркнем: маркетинговая
деятельность для некоммерческих
организаций в культурном секторе - одна из
главных возможностей их выживания.
Формулируя программу своей деятельности «не
с точки зрения узкого товарного подхода, а в
рамках широкого социального» {Котлер Ф.
Основы маркетинга. СПб., 1994, с. 27),
организация обеспечивает себе социальную
привлекательность, высокий имидж своей
культурной миссии. В то же время
организация вправе рассчитывать на
общественное и спонсорское внимание в
обмен на несомненные достоинства
заявленных ею идей и программ. «Маркетинг
организации подразумевает, что организация
в целом заботится о своем имидже,
определенном отношении общественного
мнения, стремится воздействовать на него.
Это же составляет основу маркетинга
отдельных лиц- звезд, политических деятелей
и т. д.» (Гульченко И. Т. Указ. статья//Вестник
Московского университета. Серия 18.
Социология и политология. 1996, № 2, с. 35).
Таким образом, маркетинг, как и
менеджмент, инсти-туировался в
определенный вид деятельности. Организацию
системы паблик рилейшнз (общественных
связей) можно рассматривать как важнейший
инструмент маркетинга.
Для определения специфики
менеджмента социокуль-турной сферы в
современном обществе представляется
существенным рассмотреть прежде всего
структуру общественных связей, которые
характерны для стран с рыночной экономикой.
Общественные связи обеспечивают
коммуникацию между различными социальными
институтами и структурами общества. Они
пронизывают весь социальный организм. Их
можно рассматривать как средство и как
процесс регулирования отношений во имя
общественного прогресса между властью и
обществом, между бизнесом и обществом,
между культурой и обществом, а также внутри
власти, бизнеса и культуры как сфер
человеческой деятельности. Общественные
связи - это процесс обмена информацией и
ценностями с целью поддержания и
регулирования отношений в сфере политики,
экономики, культуры для обеспечения
равновесия в системах координат: человек -
политика, человек - экономика, человек -
культура.
Общественные связи - это процесс
обмена информацией и ценностями,
необходимыми для жизнедеятельности
социальных институтов и функциональных
структур, для социального контроля масс.
Этот обмен происходит через специальные
структуры, средства массовой информации,
систему образования, культуры,
общественные акции, товары и услуги.
Функционирование общественных связей
невозможно без системы государственного и
частного менеджмента.
Рассматривая общественные связи
через призму менеджмента, следует отметить,
что эти связи за полтора столетия прошли в
своем развитии путь от модели «голой»
рекламы, а затем модели общественной
информации к сегодняшней двусторонней
симметричной модели, учитывающей интересы
и мотивации как субъекта, так и объекта
общественных связей. Эта модель учитывает
основную тенденцию изменения отношения к
объекту влияния - от манипуляторского к
равноправному и партнерскому. Такое
партнерство предполагает современный
менеджмент. В его рамках на границе 20-30-х гг
и родилось понятие «паблик рилейшнз» (public
relations)' - отношения с общественностью. Это
понятие подразумевает соответствующую
форму существования общественных связей и
структуру в рамках определенной модели,
призванную заниматься организацией
подобных связей. Таким образом,
общественные связи реализуются через
структуру паблик рилейшнз. Эта структура
как управленческий элемент представляет
собой своего рода информационный
менеджмент - т. е. она управляет
общественными связями, их развитием,
воплощая принципы менеджмента.
По мнению С. Блэка (Университет
Стирлинг - Великобритания), лучшее из ныне
существующих определений ПР содержит
Мексиканское заявление, с которым
представители более 30 национальных
ассоциаций ПР выступили в Мехико в 1978 г.: «ПР
- это искусство и наука анализа тенденций,
предсказания их последствий, выдачи
рекомендаций руководству организации и
осуществления программ действий в
интересах и организации, и общественности».
Р. Харлоу, специалист по ПР из Сан-Франциско,
на основе изучения 472 определений дает свое
определение ПР: «ПР - это одна из функций
управления, способствующая установлению и
поддержанию общения, взаимопонимания,
расположения и сотрудничества между
организацией и общественностью. Они
включают в себя решение различных проблем:
обеспечивают руководство организации
информацией об общественном мнении и
оказывают ему помощь в выработке ответных
мер; обеспечивают деятельность руководства
в интересах общественности, поддерживают
его в состоянии готовности к различным
переменам путем заблаговременного
предвидения тенденций, используют
исследование и открытое общение в качестве
основных средств деятельности» (цит. по: Блэк
Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990,
с. 15-16).
Общественные связи в культуре
обеспечивают отношения в системе «человек-культура».
Эти отношения многогранны, ибо жизнь и
деятельность человека рассматриваются по
отношению ко всем видам культуры:
материальной, духовной, культуре
воздействия на человека («обработка людей
людьми»), культуре бытия. Эти виды культуры,
их наследие передаются новым поколениям
благодаря орудиям производства,
вещественным памятникам, семье, системе
образования, средствам массовой информации,
искусству и литературе, разным обществам,
фондам, формальным и неформальным
организациям и объединениям людей. В связи
с этим вырастает определенная структура
общественных связей в системе «человек-культура»:
школа-общество-человек; семья-общество-человек;
СМИ-общество-человек, кино, театр-общество-человек,
музеи, библиотеки-общество-человек. И
задача этой структуры - посредством паблик
рилейшнз - разрешать противоречия в системе
отношений «человек-культура», регулировать
процессы овладения культурным наследием,
формировать у каждого поколения
интеллектуальные и моральные качества,
позволяющие давать свою оценку
действительности, определять
противоборствующие силы, проводить
необходимую коррекцию. Система
общественных связей должна обеспечивать и
определенный консерватизм культуры, и ее
новаторскую роль в развитии личности и
общества.
Система образования, школа как
часть культуры, имеющие свою культурную
миссию, находятся в особом положении, ибо
испытывают воздействие и семьи, и общества,
находятся в поле их притяжения. Поэтому
общественные связи посредством ПР должны
разрешать противоречия, возникающие при
взаимодействии этих элементов
общественного организма. И здесь важно
помнить, что система образования - наиболее
эффективное средство сплочения людей.
Общественные связи в координатах
«СМИ - общество - человек» нацелены
прежде всего на то, чтобы поддерживать в
равновесии эту систему. Традиционная
пресса и электронные СМИ, имея свою
культурную миссию, постоянно решают для
себя задачу удержания и увеличения тиражей
и аудитории, опираясь на общественные связи.
Неотъемлемой частью их являются фирмы и
компании, занимающиеся исследованием рынка
масс ме-диа, различные социологические
службы. Особое значение уделяется рекламе в
СМИ, тенденциям ее развития. По словам
ведущего экономиста Американской газетной
ассоциации М. Гроувза, основная масса
американских газет на 75% зависит от
рекламных поступлений, что делает развитие
газетной индустрии цикличным, так как
динамика этих поступлений зависит от
общего состояния экономики. Организация
рекламы - часть деятельности в сфере ПР.
Поддержанию в равновесии системы
«СМИ - общество - человек» в России
способствует служба вице-премьера,
курирующего СМИ. Она выступает в роли
паблик рилейшнз по отношению к средствам
массовой информации, осуществляет функцию
общественных связей. В целях укрепления
экономической и политической
самостоятельности СМИ приняты важнейшие
документы: Закон «О государственной
поддержке средств массовой информации и
книгоиздания в Российской Федерации»,
Закон «Об экономической поддержке районных
(городских) газет», дополнения к Закону РФ «О
таможенном тарифе». Эти документы дают
существенные льготы - налоговые таможенные,
валютные - для СМИ, а также в области
издательской и полиграфической
деятельности. Например, с 1996 г. редакции СМИ,
издательства и полиграфические
предприятия могут беспошлинно ввозить в
Россию бумагу, полиграфические материалы,
носители аудио- и видеоинформации,
технологическое и инженерное оборудование.
От взимания пошлин с 1 января 1996 г.
освобождены ввозимые в Россию и вывозимые
из нее редакциями СМИ и издательствами
периодические издания и книжная продукция,
связанные с образованием, наукой, культурой.
На данном этапе развития страны эти законы
могут реально помочь делу становления
свободной и ответственной прессы, которая
является важнейшим инструментом
утверждения в России демократических основ
жизни.
Урегулированием этических
проблем деятельности СМИ, улаживанием
конфликтов СМИ с обществом и человеком
занимается та же система общественных
связей - ПР в лице Судебной Палаты по
информационным спорам при Президенте РФ.
Анализируя СМИ, Судебная Палата выступает с
заявлениями, исследованиями, которые
доводит до прессы, радио, телевидения. В
последнее время предметами этих
исследований стали проблемы
криминализации эфира, нарушения
профессиональной этики, скрытой и
невольной рекламы, жесткой конфронтации в
политических телепрограммах, доходящей до
ненависти.
Как пишет М. Лернер, в отличие от
материальной культуры, массовая культура
измеряется не тем, что люди сделали, а
тем, что они придумали. Это речь, ритмика,
идиомы, шутки, сюжеты, басни, песни, танцы,
спортивные битвы, сценическое движение,
фильмы (см.: Лернер М. Развитие
цивилизации в Америке. В 2 т. М., 1992, т. II, с. 298).
В этом придумывании люди могут раскрыть
себя более смело и правдиво. Благодаря
достижениям промышленности массовое
искусство превратилось в огромную
промышленную баз^ и - что весьма важно -
нашло социальную поддержку.
Сегодня массовое искусство
невозможно представить без телевидения,
видео- и аудиотехники, компьютерной техники,
которые, в свою очередь, диктуют формы этого
искусства. Телевидение, его возможности «определяют»
во многом и содержание передач. То же
происходит с кинематографом, компьютерными
программами.
Современные технические
средства массового искусства делают
человека более свободным в выборе этого
искусства, в потреблении его. Благодаря
электронным СМИ, видеотехнике, плейерам
массовая культура становится
децентрализованной, фрагментарной,
индивидуализированной. Это, по сути, новая
массовая культура, соответствующая
информационному обществу. И система
общественных связей - ПР - работает здесь в
основном в координатах «новая техника -
потребитель», в рамках рекламы новых
технических возможностей для массовой
культуры, что осуществляют фирмы-производители.
Вместе с тем общественные связи -
ПР действуют в координатах «телерадиопрограммы
- потребитель», «кино, литература -
потребитель». Одним из первых, кто создал
систему подобных общественных связей и
начал управлять интересами и пристрастиями
аудитории, был западногерманский издатель
А. Шпрингер. В 1946 г. в поверженной, разбитой
после Второй мировой войны Германии он стал
издавать журнал «Хер цу», который был
посвящен радиопередачам и радиопрограммам.
Шпрингер и его соратники исходили из чувств,
которые тогда испытывал рядовой немец.
Инфляция, отсутствие постоянной работы,
бесперспективность порождали
неуверенность, безысходность. Что будет с
Германией, поделенной на зоны, завтра? А что
постоянно в этой ситуации? Шпрингер
утверждал: «Только семья». «Надо достаточно
часто повторять это слово, чтобы вызвать у
наших читателей чувство уверенности и
связать их надолго с журналом. Миллион, два,
три, четыре читателей «Хер цу» превращаются
в одну семью», - говорил он тогда. Стратегия
издателя «Хер цу» - семейный журнал, стиль
которого - бодрость, уверенность, оптимизм.
С первого номера, журнал нашел своего
читателя. Так как радио слушали практически
все, то слушатели автоматически
становились читателями. Журнал втягивал их
в свою орбиту. Он превратился в своего рода
радиопарламент. Умело организованными
кампаниями Шпрингер стал диктовать
государственному радиовещанию, что и как
передавать. Он первый ввел «народное
голосование» среди подписчиков (см.: Стржижовский
Л. Под невидимым прицелом. М., 1984, с. 28). «Хер
цу» начинался с 250-тысячного тиража, ныне
его тираж - более 4 млн. экз. «Хер цу» стал
наглядным воплощением функционирования
общественных связей в массовой культуре и
СМИ.
Сегодня в России эту функцию
выполняют журналы и еженедельники «ТВ-Парк»,
«Семь дней», «Антенна ТВ», многочисленные
публикации в разных изданиях (газетах,
журналах), посвященные программам ТВ и
радио, новым фильмам, спектаклям, новинкам
видеопродукции, музыкальным записям.
Появились новые издания, которые пытаются
стать ориентирами в мире массового
искусства, - журнал «Алла», приложение к «Известиям»
еженедельник «Неделя». Особая грань
общественных связей в искусстве -
взаимоотношения художника и общества.
Чтобы заключать контракты на выступления,
деятелю искусств нужны агент и юрист,
драматург имеет дело с продюсерами и
владельцами театров. Художник должен
поддерживать связи с картинными галереями
и музеями, архитектор имеет контакты с
руководителями города, со строителями.
Писатель, драматург, сценарист, актер
должны знать свои авторские права, уметь
поддерживать связи с рецензентами и
критиками, от которых зависят их творческие
судьбы. Ведь критики и рецензенты могут
своими обвинениями или умолчаниями
провалить любого автора, исходя порой из
конъюнктурных соображений. Для художника,
писателя важно уметь поддерживать связи и
контакты с журналами и издательствами,
которые могут навязывать и свои оценки,
свои взгляды на произведения искусства. Все
эти взаимные контакты и связи требуют
определенных знаний и приемов, что является
сутью общественных связей, сутью
функционирования паб-лик рилейшнз в этой
сфере.
Специфика современного
менеджмента и паблик рилейшнз в духовном
производстве выражается прежде всего в той
культурной миссии, ради которой создана и
функционирует организация (см.: Hagoort Giep.
Cultural Enterpreneurship. An Introduction to Art's Management. Utrecht, 1993).
Поэтому, не умаляя важности таких функций
менеджмента, как планирование, организация
и контроль, и такой функции ПР, как
сотрудничество между организацией и
общественностью, подчеркнем особую
значимость функций мотивации субъектов
этой деятельности, направленной на
осуществление ее культурно значимых целей.
|