On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1. Понятие и условия привлечения к материальной ответственности

Установление права требования возмещения убытков не обусловлено никакими иными обстоятельствами, кроме самого факта наруше­ния контракта. В случае возникновении права требования возмещения ущерба и предъявления такового контрагенту потерпевшая сторона не обязана доказывать вину контрагента или его недобросовестность - любое объективное нарушение исполнить свое обязательство накладывает на нарушителя обязанность компенси­ровать ущерб, причиненным этим действием или бездействием.

Таким образом, правовой институт возмещения убытков преследует три цели:

(1) предотвращение необоснованного обогащения - восстановительный интерес одной из сторон;

(2)защита отрицательного договорного интереса;

(3) защита положительного договорного интереса.

Так или иначе, но условия договора, даже при самых добрых взаимоотноше­ниях партнеров, должны дисциплинировать исполнителей. В исполнении дого­ворных обязательств всегда участвует множество непосредственных соисполните­лей, служб, подразделений, и, соответственно, конечным исполнителем - является человек. Пока еще не все и всегда с должной ответственностью относятся к исполнению договорных обязательств. Однако все зависит от традиций и ответст­венности, с которой исполнители относятся к своим обязательствам. В каждом договоре должны быть обязательно предусмотрены условия ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обяза­тельств.

Варианты условий могут быть весьма различны, хотя сами виды наруше­ний обычно довольно единообразны. Заметим, что условия ответственности и санкций - раздел достаточно щепетильный и при его подготовке следует разумно подходить к выработке и согласованию оговорок. Излишне жесткие условия несо­мненно вызовут ответную реакцию партнера. Однако и расточительная довери­тельность может обернуться серьезными и неоправданными экономическими по­терями.

Нарушением договора признается прежде всего неисполнение обязательства либо ненадлежащее его исполнение. За неисполнение или ненадлежащее испол­нение обязательств по договору стороны несут имущественную ответственность.

Ответственность за нарушение договорных обязательств должна быть четко определена в соответствующих условиях договора. Кроме этого, имеют место и общие нормы гражданского законодательства, регулирующие обязательственное право. Ответственность может иметь компенсационный и/или штрафной характер и призвана помогать одному партнеру влиять экономическими методами на поведение другого. Правовые основы ответственности за нарушение договорных обязательств регулируются ОГЗ РФ , ГК РФ и УК РФ, а во внешнеэкономических договорах - применимым правом, указанным в договоре, международными соглашениями, традициями и обычаями.

Основанием юридической ответственности является правонарушение. Во всех случаях нарушения обязательств возникает ответственность нарушившей стороны, которая, будучи виновной, обязана возместить другой стороне весь ущерб, связан­ный с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Однако все участники гражданских правоотношений согласно ОГЗ РФ (п.З ст.6.) считаются ап­риори добросовестными исполнителями своих прав и обязанностей. Поэтому кредитор обязан доказать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения своим контрагентом - должником - лежащих на нем обязанностей, а также наличие убытков, если таковые наступили (если таковые составляют обязательное условие наступления ответственности) и причинную связь между ними и фактом право нарушения. С другой стороны, в п.4 ст.6. ОГЗ РФ закреплена презумпция вины нарушителя гражданских прав и обязанностей, в частности должника в договор ном или ином обязательстве. В силу этого кредитор или иной потерпевший не обязан доказывать наличие вины своего контрагента (нарушителя), если иное прямо не предусмотрено действующими законодательными актами.

Наиболее распространенными нарушениями являются просрочка поставки или исполнения обязательства, просрочка или отказ от платежа и несоответствие качества или иных характеристик товара или продукции условиям договора, также и многие другие. Ответственность не имеет места, если поведение лиц (физического или юридического) соответствует требованиям правовых норм ( или условиям договора) и наступает только в случае их нарушения. Конкретно правонарушения и есть основания ответственности.

Условиями ответственности являются установленные законом обстоятельства при наличии которых наступает ответственность:

(1) противоправное поведение;

(2) наступление вреда;

(3) наличие причинной связи между противоправным поведением и наступившим результатом (вредом);

(4) вина правонарушителя.

Эти условия являются общими, поскольку их наличие необходимо во всех случая если иное не установлено законом.

Дадим краткие толкования отдельных понятий применительно к тематике предмета обсуждения.

Противоправными действиями являются изготовление, выпуск, поставка, реализация, а также передача продукции ненадлежащего качества. Эти определения следует разграничивать, т.к. имущественная ответственность обычно наступает только в трех последних действиях. За выпуск продукции ненадлежащего качества применяются, как правило, меры административного воздействия. Это относится и к реализации продукции населению.

Заказчик вправе требовать пересмотра цены продукции, замены некачественной продукции или иной компенсации.

«Соответствие» или «несоответствие», «надлежащее» или «ненадлежащее» исполнение - общие категории, отражающие соответствие товара или исполнение обязательств условиям договора или поведения стороны контракта. Качество проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре - обычно предъявляемым требованиям. Следовательно, продаваемый товар должен соответствовать стандарту, техническим условиям или требованиям, образцам или обычному представлению об этом товаре, принятому для такого рода материальных предметов, если иное не вытекает из договора.

Таким образом, под несоответствием товара, продукции или услуг понимается случай, когда предмет и объект договора в результате исполнения обязательств Не согласуется с положениями договора. Здесь используется субъективный критерий: несоответствие оценивается по цели, которую стороны в прямо выраженной или подразумеваемой (используемой по умолчанию) форме предусмотрели в договоре. Не исключается возможность применения и объективного критерия оценки обыч­ного использования по назначению, соответствующему его природе. Так или иначе, под несоответствием понимается не любое несоответствие, а только такое, которое препятствует или затрудняет использование объекта договора (функцио­нальное несоответствие).

Если это предусмотрено в условиях договора, товар должен соответствовать указанным свойствам, необходимым для использования по прямому назначению, также указанному в договоре, и, следовательно, были известны продавцу и поку­пателю, либо свойствам или особенностям, которые были согласованы или пред­писаны в прямо выраженной или подразумеваемой по умолчанию форме, либо соответствовать образцу или модели, если только образец или модель не показаны лишь в целях ознакомления. Кстати, о последнем целесообразно особо указывать в договоре. В случае, если товар не отвечает этим субъективным критериям, тогда несоответствие определяется по объективному критерию. Например, товар не имеет свойств, необходимых для общепринятого употребления. При этом не исключена возможность того, что продавец знал или должен был знать, что данный товар предназначен для общепринятого употребления, поэтому это и не может быть основанием для разделения этих двух возможных несоответствий.

Иногда понятие несоответствия, связанное с недостатком свойств, необходимых для специального употребления, имеет место, если из условий договора усматри­вается, где должен быть использован товар, и если он не отвечает общим нормам назначения использования, в том числе и для обычного употребления. Часто имеет место желание использовать продукцию не по ее прямому назначению, указанно­му в договоре или в более тяжелых условиях. Требования о несоответствии продукции по таким мотивам естественно встретят справедливые возражения изготовителя.

Поставка продукции с отклонениями от исходных требований, технического задания или иных условий или технико-экономических показателей, правил и стандартов, указанных в договоре, является прямым нарушением договорных обязательств и влечет за собой соответствующие санкции. В значительной части нарушений существо вопросов является предметом рассмотрения научно-техни­ческих или ученых советов, однако, часть недостатков может квалифицироваться как брак и спор по ним может быть разрешен в арбитражном суде.

Понятие «брак» наиболее применимо к материальным объектам-моделям, мелкосерийным образцам и т.д. Поставка брака - наиболее серьезное нарушение обязательства о качестве. Оно приводит к прямым потерям трудовых, топливно-энергетических, сырьевых, материальных и других ресурсов. Хозяйственные трудности испытывает получатель, поскольку он не может использовать забракованную продукцию по ее назначению. Для обозначения такой продукции обычно упот­ребляются термины: «забракованная продукция», «брак» или «полный брак».

Брак - это продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов. Дефект - каждое отдельное несоответствие продукции уста­новленным требованиям. Выявление в каждом из поставленных изделий даже одного дефекта означает, что продукция является браком со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. В случае предъявления претензий к приемке продукции с дефектами по вине поставляющей стороны, которые могут быть устранены на месте, поставляющая сторона обязана по требованию получателя устранить дефекты избранным способом ( в том числе путем замены) в течение 20 дней (или иной срок по соглашению сторон) после получения требования получателя, если иной срок не предусмотрен стандартами, техническим уставом, иной документа­цией или соглашением сторон, либо возместить расходы, понесенные получателем при устранении им дефектов своими средствами или же, например, расходы на командирование специалистов на вторичную приемку продукции.

Несоответствие качества продукции - наиболее часто встречающийся порок товара, продукции и услуг.

Прежде всего в договоре должны присутствовать общие и частные условия, в достаточной и необходимой мере описывающие товар, продукцию или услуги, чтобы можно было бы при завершении работ и приемке товаров или услуг оценить соответствие заказанного - исполненному. Разумеется, все точно описать не представляется возможным. Поэтому часто встречаются отсылки на обычай и общее представление о товаре и услугах. Однако следует акцентировать в условиях договора именно те свойства и характеристики товара, которые представляют для заказчика особую важность.

Еще одно условие, необходимое для ответственности продавца за несоответст­вие, состоит в том, что оно должно существовать в момент, когда риск должен был перейти с продавца на покупателя, или возникнуть позже, но вследствие причины, существующей в момент, когда риск должен был перейти с продавца на покупателя. Таким образом, момент перехода риска с продавца на покупателя является моментом, с которого должно проявиться несоответствие. Это обуслов­лено тем, что именно в случае существования несоответствия риск утраты или повреждения вещи не переходит с продавца на покупателя, если последний потребует расторжения контракта или замены вещи. Продавец может нести ответ­ственность и за несоответствие, возникшее после перехода риска с продавца на покупателя, если оно было следствием причины, существовавшей в момент пере­хода. Например, если покупатель после получения товара установит, что при перевозке качество товара ухудшилось вследствие того, что он был погружен до того, как это позволяла сделать природа товара, за обнаруженные недостатки отвечает продавец, хотя они проявились после перехода риска на покупателя.

Несоответствие товара продукции или услуг свойствам или нормам, необходи­мым для обычной торговли, например реализации населению, преследуется на основании норм кодекса административных нарушений, гражданского и уголов­ного законодательства. Так, например преследуются законодательством обмер, обвес, обсчет и введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара в магазинах, предприятиях, оказывающих услуги и осуществляю­щих реализацию товаров населению, независимо от форм собственности этих предприятий. Обманом потребителей в крупном размере признается обман, при­чинивший ущерб потребителю в размере не менее одного минимального оклада, а в небольшом - в размере одной десятой части минимального оклада.

Таким образом, при составлении договора на покупку партий товаров, пред­назначенных в дальнейшем для прямой торговли, следует серьезно задуматься о процедуре приемки товаров у оптового поставщика, выборочном контроле и его ответственности в случае рекламации или претензии.

Несоответствие упаковки, защиты и маркировки может быть самостоятельным видом нарушения контракта, вызывающим ущерб, и поэтому упаковка, защита и маркировка с точки зрения рекламационного права чаще всего являются отдель­ными обязательствами, по которым в контракте могут предусматриваться специ­альные санкции.

Научно-техническая и иная продукция должна поставляться комплектно, в соответствии с требованиями стандартов, ТУ или условий договоров. К комплекту продукции относятся изделия, выполняющие при эксплуатации (использовании) основные функции.

Применительно к условиям договоров особое внимание следует уделять про­блеме нарушения исключительных прав, вытекающих из патента, прав на товар­ные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования. Эти обстоятельства могут служить предметом и мотивом для возникновения различных конфликтов и претензий, а также серьезных исков третьих лиц, имеющих такие права. Для разрешения вопросов, связанных с патентными правами партнера или третьих лиц, в договорах предусматриваются специальные патентные оговорки, представ­ляющие собой весьма важный атрибут, по которым продавец обязуется поставить патентно чистый товар (на момент заключения контракта).

Наступление вреда - важное условие для привлечения к ответственности. Различаются понятия: вред, убытки и ущерб. При видимой одинаковости в их существе имеются принципиальные различия. Вред - любые отрицательные последствия правонарушения. Ущерб - вред в натуральной форме, связанный с имущественными потерями. Имеется, конечно, и понятие морального ущерба, но российское право пока еще очень осторожно подходит к этому вопросу.

Главная       Вперёд