On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Донское казачество. Феномен межцивилизационного диалога

В сегодняшней исторической науке утвердился цивилизационный подход. Однако следует отметить, что теоретико-методологические исследования в этом направлении опережают конкретно-исторические. Особенно наглядно это проявляется в изучении российских регионов. Между тем очевидно, что, не рассмотрев их особенности, невозможно понять, в чем состоит уникальность российской цивилизации.

Весьма плодотворно исследование с позиций цивилизационного подхода Донского края, являющегося на протяжении многих столетий своего рода контактной зоной между раз­личными этническими группами, представителями практически всех конфессий, а также одного из ярких феноменов в южнороссийской истории - казачества.

Место казачества в системе цивилизаций определил А. Тойнби, Согласно его выводам, казаки были "пограничниками русского православия, противостоящими евразийским кочев­никам", а также "орудием" русского ответа на вызов Великой степи. Слова английского историка и социолога отчасти подтверждаются историческими источниками. Так. в повестях "Азовского осадного цикла" казаки называют себя защитниками дома Пречистой Богородицы, храма Иоанна Предтечи, захваченного "нечестивыми агарянами". Однако Тойнби не исследовал историю казачества в качестве специальной темы, а потому выделил только внешнеполитическую сторону его деятельности - многовековую борьбу с турецко-татарской агрессией, блестяще отраженную в казачьих "Илиаде" и "Одиссее" - Азовских повестях.

Но борьба со степными кочевниками и Османской империей не исчерпывает казачьей истории. Другая ее сторона - проблема полиэтничности и поликонфессиональности казачества, отмеченная еще в XVII веке. Так, дьяк Посольского приказа Г. Котошихин писал: "А люди они (казаки. - С.М.) породоюямосквичи, и иных городов, и новокрещенные татаровя, и запорожские казаки, и поляки" . В тон дьяку вторит голландец И. Масса: донцы - "люди различных племен из земли московской, татарской, турецкой, польской, литовской, корельской и немец­кой". Сообщение Масса указывает на большую этническую пестроту, чем сообщение Кото-шихина, ибо называет не только украинцев, татар, но и выходцев "различных племен" из зе­мель Литвы, Московского государства, Польши, Германии. Сами казаки, например в "отписке" 1675 года, указывали, что на Дон приходят"...всех чинов люди и иноземцы...". В донском казачестве смешались представители многих культур, что позволило в первой четверти XX века члену Донского Войского Круга М. Поликарпову определить казачество как "особую эссенцию русского и других народов, населяющих Россию". Какие же цивилизации объеди­нились в нем?

Не будет преувеличением назвать костяком донского казачества православную цивили­зацию, представленную русскими, украинцами, греками, сербами, болгарами, грузинами. Объединение русских земель, борьба с остатками Золотой Орды и ее наследниками сформировали в Московской Руси идеал, выраженный Иваном Грозным: "Жаловать есмя своих холопов вольны, а и казнить вольны же" . В степь уходили представители всех сословий Московского государства, предпочитая положению бесправных холопов борьбу с кочевниками на свой страх и риск. В поэтической форме это удачно подметил В. Гиляровский: "Вчерашний вор и князь опальный, разбоя дикого сыны, монах-беглец, старик печальный, холоп, боярин -все равны" . Среди казаков были дворяне (Извольский в 1548 году поставил крепость на Волжско-Донской Переволоке, а Елецкая десятня 1622 году отмечает "целую партию елецких помещиков, бросивших свои вотчины и ушедших в казаки") ; служилые люди (известен путивльский сляжилый казак М. Черкашенин); духовенство (в 1667 году на Дон прибыли монахи Корнилий и Досифей, спасавшиеся от преследований старообрядцев); торговые люди, от которых вели свой род атаманы Ефремовы, а также беглые крестьяне и холопы.

Если русские уходили от опричнины, крепостного права, гонений на старообрядцев, то украинцы - от религиозных притеснений, вызванных Брестской унией 1596 года, а также после неудачных антипольских восстаний (особенно в 30-е годы XVII века). Известно, что Б. Хмельницкий, задумывая восстание против Речи Посполитой. в случае неудачи замышлял уйти на Дон. Украинские казаки - неизменные участники наиболее крупных морских походов донцов, взятия в 1637 году турецкого Азова. Уже после обуздания казачества Петром Великим и его преемниками ряды казачества пополнялись русскими и украинцами. Например, в 1811 году русские и украинские крестьяне, поселившиеся при станицах, были записаны в казаки.

Антиосманская направленность привлекала в ряды казаков-греков. В 1659 году челобитная казаков, поданная царю Алексею Михайловичу, упоминает греков среди "переезщиков-иноземцев", служащих "...всякие государевы службы".

В период позднего средневековья казачество снискало себе славу прежде всего морскими походами. При этом нередко освобождались рабы с турецких галер, которыми зачастую были сербы, болгары. Специалистами по морской казачьей истории собран богатый материал о грузинско-казачьих связях. Имея базы в устье Риони, казаки рекрутировали в свои ряды гру­зин .

Русские, украинцы, греки, грузины, болгары, сербы были объединены идеей борьбы с турецко-татарской гегемонией в Северном Причерноморье. Единство веры, близость культур, общие внешнеполитические цели позволяют объединить эти этнические группы в единое православное ядро донского казачества.

Политическое противостояние с Османской империей и Крымским ханством не закрывало доступ в казаки и представителям иных цивилизаций, в частности выходцам из тюркских и кавказских народов. В "Повести об Азовском осадном сидении" казаки отвечают туркам: "А серебро и золото за морем у вас находим. А жен себе красных, любых, выбираючи, от вас же уводим". Но не только прекрасные полонянки попадали в донские казачки. Казаками становились пленные турецкие и кавказские воины, а также люди, порвавшие по тем или иным причинам со своей социальной средой.

Было бы неверно представлять, что переход в казаки непременно сопровождался отказом от ислама, веры предков. Известна группа донских татар, сохранившая мусульманскую веру, оставаясь при этом казаками. Близ столицы Войска Донского Черкасска была станица Татарская, населенная мусульманами, где была мечеть. В 1805 году у Войска Донского появилась новая столица - Новочеркасск. Немногим позднее станица Татарская переехала на новое место. Казаки-мусульмане организовали на р. Тузлов Татарскую слободку в 32 двора. И там у них была своя мечеть. До сих пор город Новочеркасск хранит память о Татарской слободе, а один из микрорайонов и сегодня зовется по-татарски Хотунок. В 1860 году татары-казаки подали на имя наказного атамана М. Хомутова прошение о переселении в Турцию. О том, насколько внимательно подошел к их просьбе атаман, свидетельствует тот факт, что Хомутов направил к казакам-мусульманам войсковых старшин Попова и Сенюткина, чтобы узнать о причинах эмиграции. Был проведен своеобразный социологический опрос (порознь опросили 100 семейств). Татары-казаки заявили, что в брак с женщинами-христианками вступать не могут, а при недостатке женщин "их род истребится". Разрешение на эмиграцию было дано, но отнюдь не все казаки-мусульмане оставили свои родные курени. О них в 1919 году историк и географ В. Богачев написал, что татар-казаков отличают "непо­колебимая честность, благородство, верность".

Вступали в казаки и народы Северного Кавказа. Участник наполеоновских войн гене­рал Бегидов вел свой род от черкесов и сменил ислам на православие, только став полковни­ком . Как видим, внутри казачества имелись анклавы второй, исламской цивилизации. Она оказала огромное влияние на быт и повседневную жизнь казаков. Возьмем для примера отношение к женщине. «Отец, по словам казаков, выше матери стоит: отец властелин и хозяин, как Бог над всем светом, а мать только мехоноша: вынашивает ребенка, а родит то его отец, кровь то его, потому и власти ему больше, поэтому и благословение отцовское "старше материнского и проклятие отцовское грознее"» .

В 50-60-х годах XVII века берега Дона были заняты прикочевавшими сюда из Приволжских степей калмыками. В 1663 году царь Алексей Михайлович официально разрешил им кочевать в казачьем крае. Согласно "Ики Цааджин бичиг" ("Великому закону"), калмыки исповедовали ламаизм (тантрический буддизм). Казаки быстро поняли, что "учение ламаитов чуждо проповеди вражды и ненависти к последователям других религий, а ...калмыки сами по себе народ мягкий, чуждый фанатизма и нетерпимости". Это позволило калмыкам достаточно быстро, хотя и не без конфликтов и столкновений, вписаться в казачье сообщество.

С конца XVII века калмыки - союзники казаков в борьбе с Османской империей и Крымским ханством. В 1798 году они были подчинены Войсковому гражданскому правительству, с 1803 года стали управляться донскими офицерами в роли "пристава над калмыками", а в 1835 году окончательно вошли в Войско Донское на правах округа. Донские калмыки считались казаками, обладающими всеми правами и обязанностями, в том числе свободно исповедовать буддизм - веру своих предков. В каждой сотне калмыков были молитвенные кибитки. Следует отметить неоценимую помощь калмыков в "перестройке" казачества из военно-морского в конное войско. По словам историка С. Номикосова, именно благодаря калмыкам казаки "преобразовались в неустрашимых наездников...". Но не только военной доблестью прославили калмыки донское казачество. Из их среды вышли буддийский теолог, автор брошюры о воспитании лам Н. Уланов, юрист, общественный деятель, депутат Всероссийского Учредительного собрания, один из авторов Основных Законов Всевеликого Войска Донского (1918) Б. Уланов. Таким образом, калмыки представляли третью цивилизацию внутри донского казачества - буддистскую (ламаистская ветвь).

Помимо трех основных цивилизаций - православной, исламской и буддистской, -объединивших в рядах казачества три мировые религии, на казаков оказали влияние циви­лизации западноевропейская и иудейская. Наиболее известен историкам казачий род Миллеров, берущих свои истоки от прусского полковника А. Миллера, участника азовских походов Петра 1, генерала-фельдцехмейстера. Его сын был назначен в 1742 году императрицей Елиза­ветой лекарем Войска Донского. В дальнейшем Миллеры участвовали в штурме Измаила, во всех войнах России, включая и Первую мировую, дали России историков, археологов. И если род Миллеров пошел по пути этнической и конфессиональной ассимиляции, то есаул Мориц, служивший в Войске Донском в XIX веке, сохранил лютеранскую веру. Из немцев происходили три наказных атамана Войска Донского в середине XIX - начале XX века: П. Граббе, Ф. Таубе, М. Граббе. Широкие связи с Украиной, активное участие в событиях Смутного времени привели к появлению среди казаков Дона поляков. Большая их часть подвергалась с течением времени ассимиляции, но некоторые сохраняли веру предков. Так. донские казаки генерал Круликовский и полковник Залещинский до конца жизни были католиками. В 1918 году в штабе Донской армии, ас 1919 года в должности штаб-офицера для поручений по дипломатическим делам, позднее начальником политической части служил подъесаул французского происхождения, участник Первой мировой войны, кавалер четырех георгиевских медалей А. дю Шайла, впоследствии немало сделавший для доказательства подложности апокрифа XX века- "Сионских протоколов".

Вопрос о влиянии на казаков Дона иудейской цивилизации стоит сегодня наиболее остро в связи с обострением межнациональных отношений и ростом антисемитских настроений. Между тем источники фиксируют в рядах казачьих "полонянников" иудеев, взятых в плен во время походов на Крым. Рядом со столицей Крымского ханства находился "жидовский городок Мамкун" (Мангуп-Кале). Оттуда и попадали в ряды казачества потомки хазар иудеи-караимы. Вторым источником было Запорожье, где было немало "сынов народа Израилева". Они попадали туда в детском возрасте, а принимая крещение, начинали жизнь казака. После вклю­чения Войска Донского в состав Российской Империи в первой четверти XVIII века казаки, ставшие служилым сословием, проходили военную службу далеко за пределами родных куре­ней. Так, в 1797 году донской казак Косяков, находясь на Кавказе, воспринял иудейство, а вернувшись на Дон, стал проповедовать "закон Моисея", найдя сторонников в лице собственных братьев.

Как видим, казаки были восприимчивыми к различным культурам. Объединяя в своих рядах разные этносы, сохранив от периода позднего средневековья до начала XX века в своих рядах носителей мировых религий как основы трех цивилизаций внутри единой, казачество открыло путь для взаимовлияния, взаимопроникновения культур. Например, казачья столица Новочеркасск, где соединились петербургская планировка и татарская, мусульманская слободка Хотунок. Новочеркасск называли "маленьким Парижем": до сих пор названия микрорайона. небольших рек, балок, урочищ звучат по-татарски. Историк-декабрист В. Сухоруков, говоря о красоте донских казачек, писал: "Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских - и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона . В казачестве соединился азиатский консервативный семейный быт с почитанием мужчин, стариков и свойственное европейскому миру свободолюбие; развился русский вариант демократии, продолживший традиции Новгорода и Пскова. Даже в период гражданской войны трехцветный флаг Войска Донского символизировал единство казаков, калмыков и иногородних, а казачий генерал атаман П. Краснов под страхом смерти запрещал еврейские погромы.

Все эти факты тем не менее не должны создавать идиллические картины. Среди казаков с середины XIX века развивается особый "казачий национализм", казакоманство, отличительной чертой которого было признание "казаков выше русских". Однако у этого явления сугубо политические корни: оно было вызвано недовольством давления Центра на окраины. Стремление Центра доминировать над Войском Донским с начала XVIII века привело к уничтожению многих демократических институтов казачества, к превращению его в замкнутую касту воинов. Ответом на вызов Центра и стало "казакомакство". Интересно, что "казако-маны", подчеркивая свое отличие от русских, отмечали преобладание в своих рядах тюрок, кавказцев, монголов. То есть даже в националистической идеологии воспроизводилось понима­ние казачества как явления полиэтнического.

Итак, донское казачество на всем протяжении своей истории, претерпевая значительные изменения в социально-экономической и политической сферах и постоянно эволюционируя, оставалось группой межцивилизационного диалога. Находясь, как блоковские скифы, "меж двух враждебных рас - монголов и Европы", казачество впитало в себя не только представителей различных этносов, но и их культурные достижения. Изучение донских казаков с позиций цивилизационного подхода, предполагающего "культурный плюрализм", отказ от иерархии культур, различных "центризмов" представляется весьма полезным для понимания одного из важнейших российских регионов. Без этого вряд ли возможно понимание всего многообразия России.

ЛИТЕРАТУРА

1. ТойнбиА.Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 140, 141.

2. Воинские повести Древней Руси. М.-Л.. 1949.

3. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 1906. С. 135.

4. Сказание Масса и Гекмана о Смутном времени в России. СПб., 1874. С. 107.

5. Сватиков С.Г. Россия и Дон (1549-1917). Белград, 1924. С. 23.

6. Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Ростов н/Д„ 1992. С. 217.

7. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 26.

8. История лейб-гвардии казачьего Его Величества полка. СПб., 1913. 4.1. С. 13.

9. Донские дела. Пг„ 1917. Кн. 5. С. 371,372.

10. Королев В.Н. По край было моря синего // Богатый колодезь. Ростов н/Д, 1991. С. 145.

11. Повесть об Азовском осадном седении // Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1969. С. 176.

12. Сенюткин М.Х. Донцы. М., 1866.

13. Богаче» В.В. Очерки географии Всевеликого Войска Донского. Новочеркасск, 1919. С. 7.

14. Королев В.Н. Старые Вешки. Повествование о казаках. Ростов н/Д., 1992. С. 230.

15. Харузин М.Н. Сведения о казацких общинах на Дону. М., 1885. Вып. 1.

16. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста, 1970. С. 49.

 




Литература - Общие темы - История