On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Родственные и поддерживающие отрасли

Некогда Великобритания пользовалась плодами объединения в кластеры, поскольку одна передовая отрасль была способна породить и усилить ряд других. Английские товары "тянули" за собой на заморские рынки услуги, и наоборот. Многонациональные компании создавали за границей лояльную рыночную среду.

Сильный кластер финансовых услуг и связанных с торговлей отраслей был в высшей степени устойчивым и способным к развитию.

Однако в промышленных отраслях бизнеса происходило постепенное сужение кластеров, в которых оставались лишь отдельные элементы былых преимуществ. Английские фирмы опираются в большей степени на иностранные вложения и на иностранную технику. Например, в автомобильной промышленности были утрачены преимущества на рынке конечной продукции (кроме небольшой "ниши" роскошных машин, например "Ягуар", "Роллс-Ройс"), а вместе с этим шла эрозия отраслей - поставщиков разнообразных комплектующих автодеталей. То же самое и, пожалуй, в еще большей степени характерно и для производства потребительских товаров длительного пользования, таких как домашние технические средства и бытовая электроника.

Те немногочисленные отрасли, где английские фирмы сохранили за собой конкурентное положение, частично обязаны этому родственным и поддерживающим отраслям. На рынке потребительских товаров и услуг неустойчивый сектор подталкивал к нововведениям. В этом смысле, например, торговая фирма "Маркс энд Спенсер" выступила главной силой давления на английских поставщиков продовольственных товаров и одежды. Британия оказалась первой страной, разрешившей передавать рекламу по телевидению. По изобретательности и убедительности торговой рекламы многие ставят эту страну впереди Америки. Для английских фирм такая ситуация оказалась весьма благоприятной при создании системы современного маркетинга потребительских товаров.

Лондонский Сити может служить иллюстрацией еще одной сферы экономики, где английская экономическая мощь проявляет себя как классический пример создания и использования кластеров. Серьезные международные позиции в сфере финансовых услуг (например, в финансировании торговли, управлении ИНВЕСТИЦИЯМИ, страховании, банковском деле) сосредоточены в Сити наряду с такими бесчисленными родственными и поддерживающими отраслями, как информация и телекоммуникации (например, агентство "Рейтер"), финансовая журналистика и печатное дело, юридические услуги, финансовая реклама и "паблик релейшнз". Оперативность действий этого кластера привлекает к себе фирмы со всего света, стремящиеся вести через Сити свои дела, а Лондон при этом укрепляет свои позиции как финансовый центр Европы.

Назад       Главная       Вперёд